Страница92

1992 год. УЧЕБНЫЙ НАМ ГОТОВИТ? Брянск.

На вопросы корреспондента журнала отвечает начальник управления

народного образования облисполкома Виктор Петрович Шильненков.

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь.

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть

А С. Пушкин.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ «Евгений Онегин»

сегодня и школу, и ПТУ, обвиняя чуть ли не во всех

экономических, социальных, нравственных и экологических катаклизмах,

охвативших мощными щупальцами наше общество. Это школа воспитала

ни к чему не пригодных белоручек, коим подавай только рок-музыку и секс.

Это в ПТУ подготовили не знающих, с какого бока подойти к станку

рабочих. Это школа выпустила в свет лоботрясов с могучими бицепсами,

абсолютно глухих к чужой боли и к чужому горю, спокойно взирающих на

то, как группа худосочных подонков глумится над их бывшей одноклассницей...

А все потому, что учителя, преподаватели и мастера профтехучилищ не»

смогли дать своим подопечным вместе с добротными профессиональными

знаниями знания законов этики и эстетики, не пробили за годы учебы

толстый панцирь душевной глухоты и душевной черствости.

Представители народного образования в свою очередь парируют: « А вы

попробуйте при нищенском финансировании, при допотопной материально-

технической базе, при полном отстранении от проблем воспитания

семьи и комсомола, да и прочих общественных институтов, при дикой

загруженности школьного учителя и мастера ПТУ, при отсутствии

специальных курсов по этике и эстетике — при всем этом попробуйте

воспитать будущего способного студента или полноценного рабочего. Да

еще, не забудьте, каким он озлобленным и опустошенным приходит

в класс. Вы попробуйте...»

А действительно, где уж воспитать мужество и стойкость, если в штатах

мужчин-то раз-два и обчелся. Да не надо забывать о том, как готовят

в наших вузах будущих специалистов. Цитирую «Правду» с.г. от

13 августа: «Первопричина студенческой безграмотности — не в стенах

вуза. Она задана жизнью... Им (студентам) нужен диплом, а не знания,

ибо на диплом есть крупная цена: право на должность, а знание в школе

стоит столь же дешево, как и недознание, полузнание. Так чего же тогда

вкалывать?»

Вот такое немного грустное предисловие я посчитал нужным предпос*у

лать нашей беседе с Виктором Петровичем Шильненковым. С тем, чтобы'

сообща или опровергнуть, или согласиться с этими выводами и мнениями.

Возможно, среди наших читателей найдутся оппоненты и той, и прямо

противоположной точек зрения. Будем рады предоставить им слово. А пока

кратко представлю моего собеседника.

Виктор Петрович родился в 1948 году в Клетнянском районе на

Брянщине. Окончил школу, затем Новозыбко вс кий педагогический

институт. Работал директором Меркульевской восьмилетней, потом

Онежской средней школы Брянского района — более 11 лет. Заведовал

отделом пропаганды и агитации Брянского райкома партии, поработал

инструктором обкома партии в отделе науки и учебных заведений.

В августе прошлого года утвержден начальником областного управления

народного образования. Энергично взялся за дело. Много ездит по

школам и ПТУ области, стараясь досконально вникнуть в саму атмосферу

КОРР. Виктор Петрович! Мой первый вопрос будет несколько необычен.

Страна находится в глубоком экономическом, да и политическом кризисе.

Все сдвинулось, пришло в движение. В этом хаосе непросто найти пути

к стабилизации как в производственной, так и в гуманитарной сфере.

Ряд министерств и ведомств, напуганных грядущим рынком, решили

одним махом поправить свое финансовое положение, резко взвинтив цены

на свою продукцию и услуги (полиграфисты, почтовики, бумагоделы,

железнодорожники, авиаторы — этот список еще далеко не окончательный!).

Ну, это производственники. У них есть, так сказать, осязаемые

экономические рычаги. Есть ли, образно говоря, такой рычаг, взявшись за

который можно было бы круто изменить в лучшую сторону положение дел

в народном образовании? И не подсказала ли Вам пути для этого

решительного сдвига встреча в Москве с министром образования РСФСР,

которая только что прошла?

В. Ш. К сожалению, такого волшебного рычага в нашей системе нет

и быть не может. Если позволите, проведу аналогию с лесоводом,

 заботливо пестующим деревцо из тонкого, трепещущего на ветру побега.

Чтобы оно стало крепким стволом с мощной кроной, потребуется, как

минимум, жизнь одного поколения (лет 60-70). Примерно такая же

картина в школе, только растим мы не дерево, а живое, мыслящее, земное

существо. И если деревце питается жизненными соками земли, то

юный наш гражданин связан прочными, подчас невидимыми нитями

с окружающей нас жизнью, со всеми слоями и прослойками общества. Мы

же, педагоги, призваны помочь скорее и прочнее встать ему на ноги,

зажить общими болями и радостями со всеми людьми, быть восприимчивым

к чужому горю, вместе с общечеловеческими законами и научными

истинами познавать и законы человеческого бытия. Согласитесь, это

нелегкая задача, и одной школе здесь не справиться. Нужен прочный,

тесный союз единомышленников, начиная с семьи и кончая обновленными,

получающими реальную власть Советами всех степеней.

Что же касается путей, ведущих к решению этой главной задачи, то

именно они были достаточно ярко обрисованы новым министром народного

образования Российской Федерации Эдуардом Дмитриевичем Днепровым

на совещании начальников управлений народного образования нашей

Центральной зоны республики. Если говорить кратко, тезисно, то он

выделил три главных направления в нашей ближайшей деятельности по

совершенствованию системы народного образования.

Первое — правовое обеспечение всего учебного и воспитательного

процесса. Готовятся российские законы в этом направлении, и в ближай-

w шее время, надеемся, они будут утверждены.

Второе — экономическая программа. Ассигнования на нужды народного

образования России, по мнению министра, должны быть увеличины на

5 млрд. рублей дополнительно к ныне выделенным. Здесь же речь шла и об

отработке нового механизма хозяйственной деятельности, который бы

способствовал росту инициативности, предприимчивости наших работников.

Затрагивались также вопросы отработки норматива финансирования,

создания альтернативной системы народного образования (наряду

с государственными могут открываться и частные, и кооперативные, и иные

школы).

И, наконец, третье из основных направлений — проблемы управления,

совершенствования системы народного образования. Особый акцент

делается при этом на формирование региональной системы. Это означает

простор для поисков и экспериментов. Главное условие — чтобы система

максимально учитывала экономические, сырьевые, людские и иные

возможности и, соответственно, потребности данного конкретного региона,

будь то область или автономная республика. И еще очень важную мысль

провел на совещании министр Днепров: приоритет в общеобразовательном

процессе на ближайшую перспектив\ будет отдан сельской школе. Только

подняв школу в глубинке, мож< реализовать все свои далеко идущие

планы.

КОРР. Вернемся, однако, к центральной теме нашей беседы: что год

у 'и оный нам готовит? Какие новые формы организации учебного процесса,

что нового в структуре, предметах, факультативах?

В. Ш. Хотя школа стара как мир, и ее захлестывают реалии и потребности

сегодняшнего дня. И хотя долгую и изнурительную школьную реформу

мы общими усилиями с блеском провалили, новации не обошли стороной

и Брянщину. С 1 сентября в Брянске на базе 54-й школы открылся

первый в области лицей, а на базе 7-й школы —первые гимназические

классы (обе школы — в Советском районе города). И лицей, и гимназия

отличаются сугубо индивидуальным, на конкурсной основе, набором

и педагогов, и учащихся. Вводится специализация по гуманитарным

предметам. Одно можно твердо гарантировать: учиться там будет очень

интересно.

К новинкам следует отнести и работу инженерных классов в ряде школ

Бежицкого района областного центра. Созданы они, если можно так

выразиться, под патронажем Брянского института транспортного машиностроения

и имеют конечной целью пополнение студенческого корпуса за

счет наиболее подготовленных учащихся выпускных классов. Для них

последние школьные экзамены одновременно станут и вступительными

экзаменами в БИТМ.

КОРР. Некогда печально знаменитый лозунг-призыв «Кадры решают

все!», похоже, приобретает снова актуальность. Как в области обстоят

дела с педагогическими кадрами? Например, в Москве не хватает*учителей

русского языка и литературы, математики, географии, физики, дошкольного

воспитания. Более того, с этого года появился новый дефицит —

учителей иностранных языков, которые уходят в кооперативы и совместные

предприятия. Эти данные привели «Аргументы и факты» (№ 29 за 1990 г . ) ,

объяснив причины оттока учителей низкой (ниже официального среднего

уровня по стране) зарплатой и острыми, не решаемыми годами,

проблемами жилья, отдыха, лечения.

В. Ш. К сожалению, Брянщина в этом отношении не составляет

приятного исключения, хотя и располагает крупным педагогическим

вузом. На сегодня в школах области (а их у нас 936, в том числе

440 средних, с охватом учащихся более 183 тысяч) не хватает примерно

200 учителей русского языка и литературы, т.е. словесников. Почему? Да

no Iому, что мало их готовили. Набирали на первый курс пединститута

лишь 75 человек. А ведь есть и отток студентов. Теперь положение

выправляем: сегодня набрали 125 будущих словесников, через год —

150. Не хватает также математиков и учителей иностр. пых языков

(в основном в сельских школах). Причины же оттока учии ей нее те же:

ннчкая зарплата и социальная незащищенность, а при,  говоря —

социальная и бытовая неустроенность. Средняя зарплата школьных

учителей в области составляет сейчас чуть более 160 рублей. Правда,

с 1 января ожидается повышение зарплаты педагогическим работникам.

Уже повышены ставки с 1 июля дошкольным работникам и другим

низкооплачиваемым категориям. А вот с жильем проблема все так же

остра: на Брянщине 280 учительских семей стоят в очереди на получение

жилья. В ряду этих же печальных причин и еще одна «очаговая болезнь»:

нехватка школьных ученических мест. Особенно это касается Брянска,

Клинцов, Мглина и Почепа. По Брянску, например, этот дефицит

выражается цифрой 15 тысяч. Новые же школы вводятся крайне медленно,

постоянно грубо срываются графики их ввода. В этом году должно было

введено новых школ на 9069 ученических мест, на 1 августа введено из них

лишь на 2212 мест. Под угрозой срыва средние школы в Советском

и Фокинском районах областного центра, Старская в Дятьковском районе.

КОРР. Все это — материальная сфера. А как обстоит дело с духовной?

В предисловии нашей беседы я привел мнения о невысоком нравственном

потенциале выпускника нынешней школы. Если же учесть тот факт, что

волнообразно растет детская и подростковая преступность, а среди юных

правонарушителей большинство составляют школьники и учащиеся

ПТУ, то это лишь подтверждает мысль об изъянах в школьном нравственном

воспитании.

В. Ш. Вы правы, Евгений Владимирович. Нас такое положение серьезно

беспокоит, и кое-что мы уже предпринимаем в этом направлении. На базе

областного института усовершенствования учителей создан ря общественных

лабораторий. Одна, например, по проблемам правового

воспитания,' вторая—по эстетическому воспитанию. Рекомендации

ученых будем внедрять в учебный процесс. На базе городского Дворца

пионеров начинает действовать школа эстетического воспитания. Неплохо

^рекомендовала себя подобная школа при Дворце культуры железнодорожников

в Фокинском районе Брянска. Многое в этом направлении

делается педагогическим коллективом Брянского пединститута. Но все

это — для городских школьников. Сложнее на селе. Вот почему приоритет

отдается сейчас сельской школе. С ней связаны наши основные заботы

и тревоги. И добавим, надежды тоже

КОРР. А как обстоят дела в профтехобразовании?

В. Ш. Сообщу для читателей журнала и для любителей статистики: на

Брянщине 40 профессионально-темпнп л кнч училищ, в том числе 15 на селе.

Учебный процесс и производственную практику ведут в них более 2,5 тысячи

квалифицированных преподавателей и мистеров производственного обучения.

Обучаются в ПТУ области более 20 тысяч юношей и девушек. Они получают

специальности самые разнообразные, но если суммировать, то, в основном,

машиностроительного, радиотехнического, строительного профиля и бытового

обслуживания. Прибавляются и новые, я бы даже сказал редкие специальности. Ну,

например, в этом году планируем подготовку хлебопеков, совместно с обувным

объединением подготовим молодые кадры для сооружаемой новой фабрики

в Володарском районе г.Брянска.

Вообще-то надо навести порядок в профилировании училищ. Негоже, когда,

например, станочников широкого профиля готовят в Брянске сразу несколько ПТУ,

между тем как спрос на них на предприятиях города уменьшается. Надо более четко

соотнести интересы юрода и области с возможностями наших училищ. Если же

откровенно сказать о положении дел в профтехобразовании, то оно далеко не

 одами накапливаемые проблемы, откладываемые с расчетом «на

авось», сплелись сегодня в тугой и трудно разрешимый узел. Уровень технической

базы наших училищ безнадежно отстал от реалий сегодняшнего дня. На

допотопных станках и устаревшем оборудовании трудно (если не невозможно)

подготовить достойную смену рабочему классу. Тем более, что научно-технический

прогресс не стоит на месте.

КОРР. Но ведь у наших профтехучилищ есть такие могучие спонсоры — шефы

в лице базовых предприятий, как БМЗ, автомобильный и сталелитейный заводы,

дормаш и нрмаш и другие. Неужели они не придут на помощь, не поделятся новой

техникой и оборудованием? Ведь их же будущие кадры в этих ПТУ?

В. UJ. Хозрасчет и близость рынка заставили наших хозяйственных руководителей

считать каждую копейку. Вот и стараются иные директора заводов спихнуть

училищу устаревшее оборудование, не понимая того, что через год-другой

выпускник базового училища переступит его же заводскую проходную. Впрочем,

я не совсем точен. Пожалуй, они это понимают, потому-то с неохотой принимают на

завод учащихся ПТУ для прохождения производственной практики, да и потом,

уже с дипломом об окончании ПТУ, тоже не распахивают своих дружеских объятий.

И тем не менее хочу подчеркнуть, что у нас в училищах сложился крепкий,

высококвалифицированный отряд преподавателей и мастеров, щедро делящихся со

своими подопечными не только профессиональным, но и житейским опытом, чутко

следящих за духовным развитием будущей рабочей смены. Среди лучших я бы

назвал директоров училищ Пулина Владимира Николаевича (ПТУ № 2 г.Брянска),

Поваренко Альбину Ивановну. Васильева Анатолия Ивановича. Блантера Якова

Александровича. Саксонову Наталью Павловну (соответственно ПТУ № 10, 25, 5,

39 г.Брянска). Шапотько Тамару Тихоновну из ПТУ-40 г.Новозыбкова.

Наше профтехобразование по праву гордится такими опытным» наставниками,

как заслуженные мастера профтехобразования РСФСР Курбакова Алевтина

Анатольевна. Алимина Зинаида Ефимовна, Рождественский Иосиф Иванович

(ПТУ-10, 18, 2 г.Брянска), заслуженные учителя профтехобразования РСФСР

Цынкевич Нина Иосифовна из Унечского ПТУ-6, Беззубенко Раиса Максимовна из

Клинцовского ПТУ-26, Лозбинева Нина Ивановна (зав. учебной частью

ПТУ-1 г.Брянска) и многими, многими другими замечательными педагогами

и мастерами. Всем им хочется выразить слова благодарности за их нелегкий, но

столь необходимый труд.

КОРР. Виктор Петрович, коль уж мы перешли к золотому нашему фонду —

педагогам, то давайте назовем и вспомним добрым словом школьных учителей.

Тем более в начале нового учебного года. Кстати, не выясняли Вы у нового

министра образования РСФСР Днепрова Эдуарда Дмитриевича, куда это исчез

красный календарный листок в начале октября с этой чуть щемящей душу светлой

грустью надписью «День учителя»? И стоило ли его «сливать» с Днем знаний

1 сентября?

В. Ш. Нет, этот вопрос мы не затрагивали, но я уверен — будет вновь

учительский праздник! А пока по традиции назовем имена тех, кому дети бесконечно

благодарны за душевную теплоту н ум, за ласку и заботу, имена тех, кто за

скромную зарплату, не считаясь со временем, сеет «разумное, доброе и вечное»

в юные души. Ведь на Брянщине учительствуют более 14 тысяч педагогов, из них

почти 11 тысяч — наши славные труженицы. Понятно, почему среди названных

мною имен больше будет женщин. Среди директоров школ хотелось бы назвать

Мосину Марию Николаевну и Потапову Антонину Семеновну (7 и 54-я школы

г.Брянска), среди заведующих районными отделами образования —Загальского

Михаила Михайловича (Климово). Бородину Таисию Ивановну (Дубровка),

Дзюбана Валерия Васильевича (Сузсмка). Любовью и уважением среди учащихся

и их родителей пользуются заслуженные учителя школы РСФСР Вьюкова Венера

В

Александровна из Суражского района, Шведова Нина Васильевна (Севский),

Будина Мария Федоровна (Почепский), Робачевская Софья Иосифовна (Погар-

ский), Пашуто Валентина Васильевна (Навлинский), Коротаева Людмила

Васильевна из Мглинского района. Всем им и их коллегам из городских и сельских

школ Брянщины, всем работникам профтехобразования хочется пожелать крепкого

здоровья и творческих успехов в наступившем учебном году. Пусть наивысшей

благодарностью за их подвижнический труд будут успехи их воспитанников,

которым предстоит довести до логического конца сложные, но благотворные

перестроечные процессы в нашей стране.

Беседу вел Е. КОРОЛЕВ.__