Страница90

ПАНОРАМА БРЯНЩИНЫ 1990 год

УНЕЧА . Надолго запомнятся зимние каникулы группе учащихся

8 — 11 классов средней школы № 3: целую неделю они провели в Польше.

Впечатлений от экскурсий, бесед с польскими сверстниками хватит надолго.

Жили они в пансионате энергетиков в местечке Шлессин, неподалеку

от Конина — побратима Брянска. Живописнейшее место у озера, на котором

обосновались лебеди и утки. Из поездок особенно запомнилось посещение

Конина, Торуни и Гнезно. В Торуни ребята побывали в музее Николая Коперника, великого ученого, в доме, где он родился и провел детские годы. А в Познани юные туристы посетили зоопарк с уникальным набором хищников, птиц и насекомых. Во время службы в одном из действующих костелов, где также побывали наши школьники, ксенз в своем обращении к прихожанам

провозгласил здравицу в честь польско-советской дружбы, пожелал мира

и благополучия группе туристов Брянщины.

СТАРОДУБ . Искусство народных умельцев издавна и повсеместно

находило своих горячих почитателей. Это лишний раз подтвердила

и недавно проведенная в помещении районного краеведческого музея выс-

тавка народного прикладного искусства. С живым интересом знакомились

У посетители со старинными рубашками, рушниками и скатертями. Можно было

воочию убедиться, как с развитием общества менялось не только само полотно,

но и узоры вышивки, сама техника. Работа над вышивкой помогала

народным мастерицам бережно, из поколения в поколение сохранять и приумножать

искусство наших предков. Трудолюбивы были мастерицы-рукодельницы:

одну вышивку делали набранным узором, другую — старинным

крестом, третью — стебельчатым швом. А вот и современная вышивка гладью.

Подчас смотришь на яркое, красочное полотно — и глазам не веришь:

неужели это вышито руками? Почаще бы устраивать такие выставки!

климово. В районном центре гостеприимно распахнул в новом

году свои двери новый просторный магазин продовольственных товаров.

Здание двухэтажное, на первом расположились булочная и магазин продтоваров,

на втором — «Детский мир». Это первый специализированный мага-

зин. Сметная стоимость составила 242 тысячи рублей, строительство осуще-

"^•ствляли коллективы Новозыбковского стройучастка облпотребсоюза (начальник

В. И. Тельнов), РСУ «Брянскоблгражданстрой» (В.Л.Примаков),

РСУ «Облремстройбыта» (А. И. Колесников). Отделку вели строители из

Гомеля.

ТРУБЧЕВСК . Райком партии совместно с районным советом

ветеранов войны и труда н райкомом комсомола подготовили встречу с мо

лодыми коммунистами. Вел ее первый секретарь РК КПСС М. П. Щеглов.

Были также приглашены руководители организаций и учреждений, секретари

первичных парторганизаций. Состоялся большой и серьезный разговор,

затрагивающий широкий спектр проблем. И прежде всего — волнующие

всех жителей, если можно так выразиться, наболевшие. У сельских труже

ников колхоза им. Бондаренко это связано с обеспечением промышленными

товарами, жителей Белой Березки интересовало, когда к ним в поселок будет

построена дорога и пущен автобус. На эти и многие другие вопросы молодые

коммунисты получили конкретные ответы местных руководи юлой.

ГОРДЕЕВНА . Лучшими в области по итогам работы в минувшем

году признаны кннофикаторы района. План по денежным доходам

выполнен на 122 процента. На киносеансах побывало 179000 зрителей. Особенно

отличились киномеханики М. С. Сидяко и А. А . Привалов (село Гор

деевка), В. В. и Н. Т. Шкляры (Уношево), В. Е. Коржков из села Кожаны и

другие мастера своего дела. Меньше стало перебоев с доставкой кинолен i на

точки, более качественной — демонстрация фильмов. Но есть и большие

трудности. И главная из проблем — кадровая.

ДУБРОВКА. В Доме пионеров и школьников экспонирова-

айонная выставка детского технического творчества. На суд зрителей

было представлено немало интересных моделей и конструкций — плод у< и

лий кружковцев шести школ района. Среди признанных лучшими — устройство

«На воздушной подушке» Александра Мартынова, модели игр «Электронный

кубик» и «Красный — зеленый» (автор — Олег Трахтенберг). Оригинальную

действующую модель ветряной мельницы представил Саша Тимошенко,

а Алексей Петров создал конструкции увлекательных игр «Морской

охотник» и «Переправа». Они также отмечены дипломами победителей.

Лучшие экспонаты дубровских школьников будут представлены на областной

выставке детского технического творчества, которая открывается в

Брянске в апреле.

КАРАЧЕВ . Вот уже третий год коллектив швейной фабрики

трудится в условиях самофинансирования и самоокупаемости. Это, по словам

директора фабрики А. М. Семернева, позволило резко улучшить основные

экономические показатели, немалого достичь и в плане социального

развития предприятия. Если четыре года назад фабрика имела убытки в

полмиллиона рублей, то за 1989 г. получила 1 млн. 200 тыс. рублей прибы

ли. Что делается в социальной сфере? На строительство нового жилья внесено

20 тысяч рублей, на 6 тысяч выданы ссуды молодым семьям, на ремонт

домов рабочих фабрики выдано 11 тыс. рублей беспроцентной с< уды

Кроме того, на развитие производства затрачено 270 тыс. рублей. Многое

делается и для улучшения условий труда и отдыха: осенью открыта сауна

для рабочих, расширен здравпункт, отремонтирован и клуб. Вес это свидетельство

преимуществ новых, прогрессивных форм хозяйствовании.

ПОЧЕПСКИЙ РАЙОН., 8 браков было зарегистрировано

в прошлом году секретарем Семецкого сельского Совета. Такого

количества свадеб со старинными обрядами еще не было здесь. Кто же эти

молодожены? В основном парни и девушки из колхоза «Красный сигнал»,

трудятся они механизаторами и доярками. Есть и представители интеллигенции.

Правление колхоза делает все, чтобы молодые остались на родной

земле. Так, Нине и Николаю Щемелининым в день свадьбы были вручены

ключи от новой квартиры со всеми удобствами. Отдельный добротный дом

выделен Марине и Александру Щемелининым. И такие примеры не единичны.

В ближайшие годы каждой молодой супружеской паре будут предоставлены

благоустроенные квартиры в родном хозяйстве. А значит — греметь

новым свадьбам на почепской земле!__

****************

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ Брянщины (ЕШЕ РАЗ О РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ Брянской области)

Июнь 1990 г. вошел в историю нашей страны как месяц социально-жо-

номического взрыва, вызванного обнародованием правительственной программы

перехода к регулируемой рыночной экономике. И эта ситуация еще

раз жестко поставила вопрос: где и какие были допущены ошибки?

Не пытаясь охватить все аспекты, мы хотим взглянуть на экономическую

реформу в свете ее развития.

Началом» всех проводимых нынче преобразований явилась программа

коренной перестройки управления народным хозяйством, принятая в июле

1987 г. Она определила цели реформы, которые и по сей день не потеряли

актуальности. Важнейшими из них являются: а) товарно-денежная сбалансированность

народного хозяйства; б) бездефицитная финансовая система;

в) насыщенный потребительский рынок; г) социальная защищенность населения

и достаточно высокий уровень жизни. Концепция предусматривала

существенные преобразования всех звеньев хозяйственного механизма.

Но одновременная реализация за короткий срок всех заложенных в нее

^положений была безусловно невозможной. Поэтому предложенная концеп-

" ция должна была быть трансформирована в программу конкретных действий,

состоящую из последовательности взаимоувязанных комплексных

шагов. А поскольку такая программа не была выработана, то началось хаотическое

внедрение отдельных элементов предложенной концепции. В результате

— половинчатость и непоследовательность реформ, развал старых

структур без становления новых, отсутствие движения к выходу из кризиса.

Аналогичными недостатками обладали и последующие документы по

реализации и развитию экономической реформы. «Взрывной эффект» доклада

Н. И. Рыжкова по концепции перехода к регулируемой рыночной экономике

связан с тем, что раздел по реформе ценообразования представлен

развернуто и очень конкретно, а остальные разделы — в виде общей концепции,

причем многие положения даны очень расплывчато. Отсюда осознание

рынка большой массой людей как повышение цен и дальнейший рост

ажиотажного спроса.

Рынок — это не закон, не постановление, которые вводятся с какого-то

числа. Рынок — это форма хозяйствования, которая должна стать альтернативной

проведению реформы путем широкого спектра централизованных

преобразований, спускаемых «сверху». К рынку надо еще прийти через

резкое снижение сферы централизованного управления, разгосударствление

экономики, свободу предпринимательства и ценообразования, развитие

конкуренции и оздоровление финансовой сферы. Рыночная экономика — это

^нормальные товарные отношения, где нет места понятию «достать», а есть

,-акты купли-продажи, которые регулируются спросом и предложением. Экономика

всех развитых стран — это рыночная экономика. Рынок — это приобретение

цивилизации, и более эффективной формы хозяйствования пока

не найдено.

Движение к рынку основывается на ряде положений, среди которых

мы выделим наиболее значимые.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.

В рамках концепции 1987 г. предприятие как производитель материальных

ценностей рассматривалось в качестве основного и исходного звена.

Реформа хозяйственного механизма предприятий заключалась в их переводе

на полный хозрасчет и самофинансирование и строилась на трех основных

положениях: а) самостоятельность планирования при ограниченном

числе исходных данных; б) нормативные взаимоотношения с бюджетом

и вышестоящими организациями; в) относительная самостоятельность в

выборе форм хозяйствования.

', Формально все эти положения были претворены в жизнь, но большинство

предприятий существенных изменений не почувствовало. Тому есть две

основные причины. Первая состоит в том, что никто не осмелился посягнуть

на план двенадцатой пятилетки. В результате большинство предприятий

оказалось в плену прежних валовых показателей через госзаказ и

систему индивидуальных нормативов. Вторая причина — мало изменившаяся

система централизованного управления. Особо сильно сказалось

падение устойчивости снабжения. Сокращение фондового снабжения, разрыв

устоявшихся связей парализует производство, поскольку оптовая торговля

и информационное обеспечение не развиты. В условиях монополизма

и относительно свободного планирования стал процветать натуральный

обмен между производителями, часто принимающий форму вымогательства.

Результат этой половинчатой политики виден в итогах социально-экономического

развития страны за первый квартал 1990 г. По сравнению

с аналогичным периодом прошлого года национальный доход сократило*^

на 2 процента, общий,объем промышленного производства — на 1,2, производительность

общественного труда — на 2,2 процента. Из 164 основных

видов промышленной продукции план выполнен только по 56. В условиях

даже неполной хозяйственной самостоятельности предприятий и Госплан,

и Минфин начинают утрачивать возможность управлять ими.

Большим тормозом в становлении нового механизма хозяйствования

стала первая модель хозрасчета. Большая часть предприятий выбрала данную

форму, так как она создает гарантированность оплаты труда. Но в то

же время первая модель — это слабая зависимость фонда оплаты труда

от конечной реализации продукции, работа на «склад», рост неликвидов,

нарушение договоров по ассортименту и т. п.

Давление старых механизмов выявилось также в отсутствии сдвигов

в ресурсосбережении и НТП.

Противоречивость становления хозяйственного механизма деятельности

государственных предприятий (прежде всего в сфере распределения хозрасчетного

дохода) проявилась также на фоне становления новых форм

хозяйствования, таких, как кооперативная и арендная.

Переход к рыночной экономике требует дальнейшего развития концепции

хозрасчета предприятия.! Часть новых представлений уже законодательно

закреплена: многообразие форм собственности, единые принцип

и ставки налогообложения, свобода систем оплаты труда в пределах заработанных

средств.

Но все это останется мертвыми положениями, если не будет решител»"

но перестроена сфера функционального управления экономикой (финансово-

кредитная система, планирование, ценообразование, материально-техническое

снабжение, внешняя торговля и др.).

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Этот вопрос стоит сейчас наиболее остро. Перспектива повышения розничных

цен вызывает резко негативную реакцию, так как затрагивает уровень

жизни всего населения страны. Но без изменения всей системы цен

невозможно решать проблемы сбалансированности спроса и предложения

на потребительском рынке. Необходимо массовое осознание того, что аномальная

по сравнению с мировыми структура наших цен во многом определяет

отсутствие сдвигов в ресурсосбережении, НТП, конфликтные ситуации

во внешней торговле и межреспубликанских отношениях. Целью реформы

цен должно быть их приближение по уровню и структуре к мировым

(а налог с оборота скорректирует их с учетом дефицитности). Вместе с мерами

по связыванию «горячих денег» и сокращению неудовлетворенного

спроса это позволит сделать вхождение в рынок более мягким, с меньшим

ростом цен и уровнем инфляции. Сегодня сдерживание государственных

цен приводит к небывалому росту дефицита, с одной стороны, с другой —

к 20-процентному росту цен колхозного рынка и к полуторному росту дохода

спекулянтов.

Одновременно с реформой ценообразования решаются вопросы компенсации

снижения реальных доходов населения. Следующим крупным шагом

должен стать повсеместный переход от затратного принципа установления

цен к ценам, отражающим рост потребительских свойств товаров.! Часть

цен должна остаться под контролем государства. Но если свободные цены

будут составлять 10-15 процентов, как заявлено в программе правитель-

, ства, то никакого рынка мы не получим.

Ч МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (МТО)

Новая организация МТО — это другой краеугольный камень формирования

рыночной экономики. Опыт последних лет показал, что без рынка

средств производства невозможны ни самостоятельность предприятия, ни

развитие (без криминальной основы) разнообразных форм собственности.

Нужен решительный шаг по свертыванию централизованного фондового

снабжения, оставив в его ведении только обеспечение госзаказов и госпоставок,

доля которых в объеме производства должна быть небольшой. Основными

структурными единицами системы снабжения должны стать хозрасчетные

оптово-посреднические организации. Сейчас в стране 140 коммерческих

центров, 7 тысяч наименований продукции (75 млрд. руб.) переведено

на оптовую торговлю. Но «погоду» это не делает, так как наиболее

значительные ресурсы остаются вне рынка средств производства.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Внешняя торговля из средства «латания дыр» все в большей степени

должна становиться стимулятором внутреннего производства. Все предприятия

должны иметь возможность выхода на внешний рынок независимо

от степени дефицитности выпускаемой продукции. (В первом квартале

1990 г. только 14 тысяч организаций в стране имели право выхода на внешний

рынок, в том числе по Брянской области — 21 предприятие из более

чем 300). За счет экспорта решаются многие вопросы технического развития

предприятия, неразрешимые на внутреннем рынке. Во-вторых, экспорт

дефицитной продукции порождает импорт не менее дефицитной. А для защиты

внутреннего рынка существует система лицензирования и квотирования.

Необходима также реорганизация внешнеторговых организаций. Существующие

структуры работают слабо, так как их деятельность не подкреплена

материальной заинтересованностью. На смену им должна прийти система

независимых внешнеторговых фирм, действующих на основе валютной

самоокупаемости. Процесс создания таких организаций набирает силу, например,

Брянскмаш при ПО БМЗ.

С И С Т Е М А О П Л А Т Ы РУДА

Переход к рыночной экономике кроме преобразования механизма деятельности

предприятий и сферы функционального централизованного регулирования

требует реорганизации системы оплаты труда с целью снятия

возникших противоречий в оплате труда работников разных секторов народного

хозяйства, преодоления уравнительности и диспропорций в оплате

труда различных категорий работников. Ряд законодательных шагов в этом

направлении уже сделан. Закон «О предприятиях в СССР» предусматривает

для всех предприятий остаточный принцип образования фонда оплаты

труда как части хозрасчетного дохода и снимает все ограничения на формирование

индивидуальной оплаты. Но этим проблемы не исчерпываются.

Запущен вопрос оплаты труда работников непроизводственной сферы, находящихся

на бюджетном финансировании. Повышение оплаты их труда

необходимо решать путем регулирования общей величины средств, направляемых

на оплату труда в данные сферы, не регламентируя оклады. Кроме

того, материальным подкреплением непроизводственной сферы должно

стать разумное внедрение здесь коммерческой деятельности. И, наконец,

общие проблемы для всех сфер: а) индексация доходов в соответствии с

ростом стоимости жизни; б) рост заработной платы и доли фонда оплаты

труда в национальном доходе. Один рабочий день в, Швеции стоит 30 дат-

ларов, в ФРГ — 28 долларов, во Франции — 15 долларов, в СССР — 1 доллар

( «Известия», 19 мая 1990 г.). Дешевый труд — это неквалифицированный

труд, лишенный интереса н ответственности за конечный результат.

ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ

Большую угрозу проведению экономической реформы представляет

постоянно ухудшающееся качество кадров народного хозяйства. Вся система

народного образования требует коренной перестройки в направлении

его дифференциации, индивидуализации, ориентации на спрос и повышение

качества. Это задача долговременного действия. В то же время переход

к рыночной экономике актуализирует задачу оперативной подготовки таких

кадров, как менеджеры, специалисты по финансовым, банковским и валютным

операциям, маркетингу, рекламе и т. п., а также профессиональной

подготовки, ориентированной на освоение передовой техники и технологии.

В решении этого вопроса не обойтись без привлечения интеллектуального

потенциала развитых стран в самых разнообразных формах.

СОЦИАЛЬ О-ПОЛИ ИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА

К РЫ '.У *

Переход к рыночной экономике — это не только экономическая, но и

в значительной мере социально-политическая проблема. Его осуществление

будет происходить в условиях массового разочарования перестройкой,

недоверия к власти, распада потребительского рынка, межнациональной

напряженности, политической борьбы и т. п. В этой связи следует, по-

видимому, признать, что в самом начале проведения экономической реформы

(1987 г.) была допущена политическая ошибка. Она состояла в том,

чт>> со стороны высшего руководства страны постоянно следовали заверении

н том, что экономическая реформа в стране будет проведена без сншке-

1ин уровня жизни всех слоев населения. Это, во-первых, создало неадекватный

реальной экономической ситуации социально-психологический настрой

людей, во-вторых, сдерживало проведение достаточно решительных прс

образований.

I о

Поэтому на этапе перехода к рынку необходима хорошей информированность

населения, его экономическое и правовое просвещение, полная г исшить

в сочетании с ответственностью конкретных лиц за принимаемые

решения. Актуальной остается задача деидеологизации экономики. С сожалением

приходится наблюдать уход от решения неотложных задач под прик

ры' нем споров о том, куда мы движемся: к коммунизму или капитализму;

о распродаже национального богатства и т. п.

' В конце мы хотим затронуть региональные вопросы перехода к рынку и

в этой связи — задачи местных органов управления.

Публикации и сообщения свидетельствуют о том, что большие усилия

сосредоточены на разработке концепции регионального хозрасчета. Но

само понятие регионального хозрасчета недостаточно определено. Хозрасчет

— это форма хозяйствования, когда результаты производства покрывают

затраты и создают предпосылки для расширенного воспроизводства. В силу

этого хозрасчет — понятие, присущее реальным производителям, предприятиям.

Управление регионом — это управление финансами, а не предприятиями

и их продукцией. В то же время в предлагаемых концепциях явно просматривается

желание заменить диктат центральных ведомств на диктат местных

органов управления.

Экономические методы управления предполагают, что органы местного

управления будут взаимодействовать с самостоятельными предприятиями

через налоги, платежи за землю и природные ресурсы. Задача «пополнения

местной казны» должна решаться через систему экономических мер,

способствующих развитию предпринимательства, мелкого бизнеса, сферы

V iyr и т. п. Полученные доходы должны эффективно вкладываться в ифра-

структуру, социальные программы, экологию.

Следует четко понимать, что экономические преобразования не придут к

нам по команде сверху. Лучше будет жить та область, где больше проявится

местная инициатива. А экономическая ситуация в Брянской области не

из лучших. По многим основным показателям, характеризующим уровень

социального развития и благосостояния народа, область занимает в РСФСР

места в 4—6 десятке.

В основном завершен процесс формирования местных Советов. Одна

из проблем, которая стала проявляться, — несовершенство законодательства,

предусматривающего на всех уровнях разделение власти на законодательную

и исполнительную. Но реальная законотворческая деятельность

заканчивается на уровне республики. Если области начнут вырабатывать

законодательные акты, то мы получим набор феодальных княжеств.

В этой связи нам представляется, что деятельность местных Советов должна

быть сосредоточена на разработке целевых программ, актуальных для

области и города. К ним можно отнести: формирование и регулирование

потребительского рынка, инвестиционная деятельность, жилищное строительство

и использование жилого и нежилого фонда, инфраструктура (жилищно-

коммунальное хозяйство, городской транспорт, связь...), торговля,

гуманитарная сфера (воспитание, образование, культура, наука), здоровье,

занятость и социальная защита населения и т. д. Эти программы должны

родиться, балансироваться по материально-финансовым ресурсам, дополняться

программой их. реализации и передаваться исполкомам местных

Советов на исполнение. Кроме того, необходимо выделит!, набор первоочередных

задач, решение которых может дать быструю отдачу.

НЕМЕЦ,