VIII век до н. э ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОРОДА (Трубеча — Трубчевска) (В. П. ЛЕВЕНОК, кандидат исторических наук)
ГОРОДА восточных славян возникали как укрепленные поселения. Слово «город» означало огороженное место. Их появление связано с переходом от первобытно-общинного к раннефеодальному строю, минуя рабовладельческую формацию. В результате отделения ремесла от земледелия и углубления общественного разделения труда, в соответствии со сменой общественно-экономических формаций, город постепенно менял свой облик.
Города, как правило, возникали на горе, где строились крепости. По соседству, была река или другой водоисточник, хорошие угодья: пахотные земли, леса, луга, пути сообщений — водные или сухопутные.
Подесенье было богато древнейшими родоплеменными городками. Городища раннеславянских племен в бассейне Десны называют в археологической литературе юхновскими. Датой основания юхновских городищ считают VI—V века до н. э. Но на Трубчевском городище «Городок» в основании юхновских слоев лежит горизонт пережиточного каменного века, с наличием диоритовых орудий, что позволяет дату основания этого поселения углубить до VIII—VII веков до н. э., а городище «Городок» считать древнейшим раннеславянским (юхновским) поселением в бассейне Десны. Здесь накопился культурный слой более четырех метров мощности. Во II—III веках н. э. на смежной с «Городком» горе «Гребень» славянеанты закладывают второе поселение, которое существовало до VIII века нашей эры. Трубчевские городища «Городок» и «Гребень» — древнейшие и интереснейшие славяно-русские поселения Подесенья.
Таким образом, к моменту основания древнерусского раннефеодального города Трубеча славяно-русское поселение на его территории уже существовало 1700 лет.
В VI—VIII вв. н. э. жители городища «Гребень» переселяются на Ковалеву горку, Соборную гору и территорию нынешнего городского парка. В VII—VIII вв. н. э. селище на Ковалевой горке уже занимает площадь в 2000 кв. м. Культурный слой здесь изобилует деснинско-роменскими материалами этого времени. На втором селище на территории горпарка открыты керамика VII—IX веков, остатки жилищ, мельницы — сруб, зерно, жернов, амфоры киевского типа, топор. В 20-е годы здесь была найдена кубышка с серебряными монетами X века (коллекция Г. М. Поршнякова).
Третье селище VI—VIII вв. н. э. на Соборной горе в X веке уже вошло в черту городской крепости. Здесь также обнаружены жилища раннего времени. Эти селища свидетельствуют о древнейшем расселении жителей городища «Гребень», закончившегося в VIII—IX вв. Но настоящее заселение территории будущей крепости началось здесь в IX—X веках.
Несколько слов о происхождении и развитии имени города Трубчевска. В междуречье Днепра и Десны имена многих поселений имеют форму «отчества» во множественном числе: «Елисеевичи», «Климовичи», «Филипповичи», «Яковлевичи» и т. д. Другую группу составляют имена в форме отчества, исходящего не от человеческого имени, а от неодушевленного предмета: Боровичи, Зверовичи, Мхиничи, Носовичи, Ореховичи, Рыловичи, Светиловичи.
Некоторые древнейшие родовые городки также имели наименования в форме отчества, но в единственном числе мужского рода, исходящие от неодушевленного предмета. На их основе возникли имена древнейших русских городов: Бахмач, Галич, Любеч, Овруч и другие. Некоторые из них находились в Чернигово-Северской Руси и давно исчезли или превратились в села и деревни и пустые городища.
Древнейшее наименование Трубчевска — «Трубеч», что означало «город-на-трубе». Имя этого города сложилось задолго до появления на Руси труб — военных, музыкальных, печных и технических. Словом «труба» древние славяне называли речной проток или рукав реки. Форма «отчества» в имени города говорит о его древности и об отношении к трубе-протоку. О том, что в древнейшее время под горой Трубеча протекала не главная река, а ее рукав — «...речка Малая Десенка глубиною в поларшина, шириною в сажень...», — сообщает и автор одного из древнейших словарей А. Щекатов (XVIII век). Главное же русло Десны, по его мнению, проходило далее от города: «Река Десна против города в самое жаркое летнее время глубиной бывает в полтора аршина, шириною от 30 до 40 сажен»Изучение структуры и рельефа поймы Десны у Трубчевска показало, что главное русло реки в древности проходило по контуру нынешнего староречья «Мертвица». Со временем основное русло под Жучином занесло песком, а главный ток воды пошел под горой, размыв «трубу» до размеров полного русла.
Став центром раннефеодального княжества, город в первые четыре столетия (X—XIII вв.) сохраняет свое древнее родовое имя «Трубеч». Но с вокняжения в XIV веке новой династии Гедиминовичей имя города получает новую форму «Трубецк» (литовская транскрипция слова Трубеч). Следует отметить, что с утверждением феодализма на Руси имена многих городов получают «суффикс феодальной собственности» — «СК» или < ЦК» — Курск, Липецк, Мценск, Рыльск, Севск и др. Князья свое «родовое имя» (фамилию) получали по городу, где княжили, но город никогда не называли по киязю. От Трубецка пошла фамилия князей Трубецких.
Литовское название города «Трубецк» существует со второй половины XIV века и еще упоминается в 1494 году. Но уже в 1499 году появляется новая форма имени города — «Трубческ», которая сохраняется до 1644 года и исчезает с изгнанием поляков. «Трубчевском» город был назван впервые русскими людьми из московской рати воеводы И. Ф. Еропкина, освободившими Трубчевск от поляков. Таким образом, имя нашего города на его длительном историческом пути изменялось четыре раза: Трубеч — Трубецк —Трубческ — Трубчевск.
Территория нынешнего парка в течение ряда веков была центром города, его «городовой крепостью», вотчиной и резиденцией трубчевских удельных князей, их наместников и посадников, а также местом военных учреждений и соборных храмов. Об этом свидетельствуют поныне встречающиеся здесь при земляных работах остатки построек, различные предметы.
Княжеская власть являлась органом феодального принуждения, поэтому появление князя и его дружины и постройка крепости обычно по времени совпадали. Сам факт возведения крепости на месте родоплеменного городка, как это было в Трубече, может свидетельствовать о возникновении феодального города.
На юго-западной окраине Соборной горы прослежены культурные слои X—XIII веков, на их стыке с древнейшим земляным валом, окружавшим крепость и срытым в конце XVIII века. Основание вала уходит под толщу культурного слоя, который здесь делится на три горизонта. В первом горизонте, под слоем земли «литовского» времени, найдена керамика и другие остатки XII—XIII веков. Второй горизонт—XI века. Оба эти горизонта были прислонены к валу, что указывает на их более позднее происхождение. Третий горизонт содержал материалы X века. Нижней половиной своей толщи он уходил под основание вала, верхняя же его половина перекрывала подножие вала. Следовательно, вал трубчевской крепости насыпан был в середине X века. Эту дату удалось уточнить в 1950 году в связи с исследованием города Сар- кел—Белая Вежа, в культурном слое которого были найдены такие же археологические остатки, как и в Трубчевске.
Хазарский город Саркел-на-Дону был взят киевским князем Святославом Игоревичем в 965 году, после освобождения им вятичей от хазарского данничества. Дорога «ис Киева в Вятиче» шла через Трубеч — Княжую Луку и далее — к Карачеву. В этом походе Святослав использовал Трубеч как свою тыловую базу, для чего ему пришлось насыпать здесь первый земляной н,чл. Свою рать Святослав пополнял в Трубече.
В это время Саркел, захваченный Святославом, превратился из хазарского в русский степной форпост и стал называться по-русски «Белая Вежа». Святослав поселил здесь русских. С этого момента в Белой Веже поверх хазарского слоя и пожарной прослойки начал расти русский культурный слой, аналогичный слою Трубечской крепости. Это дало научно-юридическое право датой закладки крепости Трубеча считать 965 год (поход Святослава), а окончанием —975 год, с учетом завершения стройки крепости и княжеского города в это десятилетие.
Археологические данные об основании крепости Трубеча можно было бы дополнить материалами топонимики и некоторыми пролегоменами из области исторической персоналии.
Не считая раннего периода (975—1135), когда Трубечом владели через своих посадников киевские князья,, с 1136 г. по 1229 г. в Трубече княжат представители первой трубечской династии «Ольговичей». Первым князем этой династии был князь Черниговский и Трубечский Святослав Ольгович, владевший в разные годы Новго- род-Северским, Черниговом, Белгородом, а к концу своего княжения—Трубечско-Курским княжением. Его преемником на «трубечском столе» стал его сын Всеволод Святославич Буй-Тур «князь Трубечский» — герой «Слова о полку Игореве» (1155—1196). Затем в Трубече княжил его старший сын — Михаил Всеволодович, который в 1223 г. в первом столкновении русских с татарами на Калке вел в бой полк «трубчан» (ПСРЛ, т. XXV, стр. 119), а его второй сын, Георгий, княжил в Курске. Во имя их «ангелов-хранителей» в Трубече заложены храмы: «Архистратига Михаила, что за валом» и «Св. Георгия-на-Верескунье».
Ко второй Трубечской княжеской династии, по последним данным, относятся князья — Владимир-Дмитрий (1192—1227) и Святослав-Гавриил (1196—1252) — сыновья Всеволода Большое Гнездо из рода Мономашичей.
Объединение Чернигово-Северских земель, разоренных татарами, началось с 1356 г. князем Ольгердом Гедиминовичем. Первым трубечским князем третьей (литовской) династии «Гедиминовичей» был внук Гедимина — князь Дмитрий Ольгердович Старший, княживший в
Трубчевске с 1368 г. по 1388 год. В 1379 г. он передает Трубчевск с уделом Московскому государству.
Сын Дмитрия Ольгердовича Старшего — Михаил Дмитриевич с 1413 года начал подписываться «Михаил Трубец». С этого года считается начало рода князей Трубецких (третьей династии) Гедиминовичей.
Две первые династии «трубечских Рюриковичей» — Ольговичи домонгольского периода и Мономашичи монгольского периода оставили о себе мало сведений. Больше известно о князьях Трубецких «Гедиминовичах». В течение XIV—XVII веков этот род выдвигается в число виднейших русских аристократических фамилий. Многие из Трубецких становятся крупными русскими государственными деятелями, придворными, воеводами, 'виднейшими военачальниками, дипломатами, а некоторые — людьми науки и искусства.
Научное изучение древностей Трубчевска началось в 1875 году первым посещением и осмотром городища «Городок» профессором Московского университета археологом Д. Я. Самоквасовым, открывшим в это время городища «юхновской культуры» на Десне. Мысль о необходимости изучения древностей Трубчевска он передал тогда Г. М. Поршнякову, ставшему впоследствии собирателем коллекций земского музея, а в 1919 году основателем Трубчевского краеведческого музея.
По заданию Д. Я- Самоквасова Г. М. Поршняков начал поиски и регистрацию следов древних селищ и могильников, скрытых в земле под позднейшей городско-" застройкой. Эти работы велись Г. М. Поршняковым в течение ряда десятилетий. Поступающие сведения заносились им й особые «трубчевские тетради».
К методике Самоквасова—Поршнякова автор добавил свой метод обследования участков пахоты в зоне городской застройки, где были обнаружены в ряде мест измельченные человеческие кости, с их характерной гистологической текстурой. Эти наблюдения позволили установить места курганных могильников, исчезнувших под городской застройкой.
По данным «социальной топографии», древний Трубчевск имел следующие градообразующие компоненты: крепость с детинцем, посад, четыре курганных могильника X—XIII веков, находящихся частично под позднейшей застройкой города, и городские слободы: Стрелецкую, Пушкарскую, Затинщицкую, Торговую и ремесленную Княжую Джучину.
Центром Трубеча была «городовая крепость» («острог»), В крепости находились местные феодалы — светские и духовные, их наместники и посадники, слуги и охрана. Здесь были казенные службы, соборы, княжеские жилища и подсобные службы.
Второй важнейшей частью города был посад -— полукольцо городской застройки, лежавшее к северо-западу от «городовой крепости». Возникновение посада восходит, повидимому, к домонгольскому времени. «Трубецкой» посад, очевидно, был восстановлен князьями Трубецкими на старом пепелище в конце XIV — начале XV века. Центральная, свободная от застройки часть посада служила городским торгом и главной демократическом трибуной народных выступлений. С запада и северо-запада посад был защищен земляным валом, увенчанным дубовой, рубленой «клетски» стеной, заполненной для прочности землей. Вал начинался над Курским спуском на Шимовой горе и, обогнув посад, заканчивался у «Егорьевского проезда». Здесь в посаде находился «мясной ряд», состоявший в XVIII веке из девяти «мясных полок», именовавшихся позднее «резницами». Вал посада имел трое ворот—Курские, Киевские и Смоленские, за которыми начинались три дальние и несколько местных дорог, расходящихся радиально в разные стороны от Трубчевска.
На территории посада, как и в крепости, находились казенные учреждения, а также торговый ряд из 28 лавок, «соляной анбар», две стойки и семь питейных домов. Эти цифры касаются, по-видимому, не только посада, но и всего города.
В посаде жили «посадские люди» — торгово-промышленное и военное население города. В XlV—XV веках они поддерживали ранних Трубецких в их борьбе с татарскими чиновниками. К посадским людям относились помещики, дворяне, духовенсто, подьячие и низшие военные чины «по прибору». Дворяне «полковой сотенной службы» являлись верхушкой городского населения.
Далее коснемся городских слобод, лежащих за валом посада. Но поскольку под их застройкой скрыты более ранние курганные могильники города X—XIII веков, то о слободах и могильниках скажем совместно. На территории Трубеча было четыре курганных могильника. Покровский и Жучинский могильники относятся к X—XI вв., они находятся ближе к крепости и значительно меньше по размерам, чем могильники в Стрелецкой и Торговой слободах, которые относятся к более позднему времени — XII—XIII вв.
Покровский курганный могильник лежит на усадьба Покровской церкви. Курганные насыпи срыты. Можно полагать, что в X веке на могильнике стояла языческая кумирня, в связи с упразднением которой на ее месте был сооружен деревянный храм «во имя Покрова пр. богородицы», что могло произойти в XI—XII вв. В середине XIII века этот храм был сожжен татарами, а с вокня- жением Гедиминовичей восстановлен. В 1787 г. деревянный храм был заменен каменным. Насыпи курганов были срыты, а погребения остались в земле. С постройкой церкви могильник оказался под церковной усадьбой.
Второй курганный могильник находится в «Джучи- ной княжой градской слободе», на стрелке высокой террасы правого коренного берега деснинской долины, на выходе в нее «Егорьева рва», при пересечении улиц Профинтерна и Садовой. Место здесь открытое, высокое, незастроенное.
В третьем, более обширном могильнике, что находится в Стрелецкой слободе, курганные насыпи не сохранились, но исследования нескольких десятков погребений позволили установить границы могильника по линии улиц Свердлова, Советской, Луначарского, генерала Петрова и Красноармейской. Курганный инвентарь состоял здесь в основном из обычных для XII—XIII вв. наборов сердоликовых, пастовых и стеклянных бус, бронзовых височных подвесок. На месте могильника впоследствии выросла Стрелецкая слобода, со временем уничтожившая под своей застройкой курганные погребения. Стрелецкая слобода возникла, по-видимому, в XII—XIII веках и тогда ограничивалась площадью «Полковой горки». В ней жили стрельцы, а позднее — солдаты и «дети солдатские».
«Княжая Джучина слобода» составляла изолированную рвами часть города. Здесь находился один из древнейших курганных могильников X—XI вв. и селище того же времени. Археологически установлено, что в XIII веке здесь (ныне ул. Фокина, усадьбы Миловских и Туга- риновых) обосновались татарские баскаки. А после их ухода, в XIV веке, князьями Трубецкими в этом микрорайоне была образована ремесленная «Княжая Джучина слобода».
Пушкарская, или Затинщицкая трубчевская городская слобода возникла не ранее XVI—XVII веков. Населялась она пушкарями, в том числе отставными и «детьми пушкарскими», «которые живут в домах» или «сл\ жат в полках и в гарнизону ж 29 дворов...» И там же: «грацких затинщиков 4 двора». Это были служивые люди «по прибору», обслуживавшие «затинную» (находящуюся «за тыном») крепостную артиллерию.
На современной планировке города эта слобода ограничивалась бы отрезками улиц — Брянской, Урицкого и Фрунзе, к северо-западу от центра города. Пушкари п затинщики, кроме военной службы, занимались кузнечным делом, торговлей, сельским хозяйством. В Переписной книге 1710 г. в Трубчевске значится «пушкарей, в том числе отставных и пушкарских детей — 69 дворов...»
Четвертый курганный могильник сформировался в городском урочище «Верескунье», по северному борту верховий Шакина рва. В противоположном, юго-западном направлении этот же могильник распространяется до «церкви Архистратига Михаила, что за валом», рынка «Шохва» и здания «гостиного двора». При постройке этих зданий везде из земли извлекались человеческие кости, а также бусы, трапециевидные подвески, кольца, браслеты, перстни, бляшки и т. д. Все эти сведения были собраны Г. М. Поршняковым и другими трубчанами прошлого столетия
Трубчевские посадские люди во главе с земскими старостами составляли городскую общину. Состав ее был неоднородным. Выше говорилось о трубчевских дворянах — высшем имущем классе городского и уездного населения. В 1602 и 1677 гг. упоминается «трубчевский житель», «городовой воротник» Григорий Васильев сын Бирюков. Несколько позднее выдвигается род Тимоновых. Две улицы и площадь в Трубчевске конца XVII—начала XVIII века именовались «Тимоновскими».
Трубчевские «городовые приказчики» ведали делами служивых дворян, строительством и ремонтом городских крепостных сооружений, боеприпасами, сбором податей, отбыванием натуральных повинностей и пр. В военное время они выполняли функции городского военного коменданта (подготовка города к обороне и пр.).
К ним примыкали «подьячие» — особая группа служивого неподатного населения, низший чин приказной администрации, выполнявшие под руководством дьяков основную делопроизводственную работу в учреждениях.
Жители города платили денежные оброки в казну с лавок, торговых мест, кузниц, мельниц, резниц, бань, рыбных ловель, бобровых гонов, сенокосов, пасек, земельных угодий и пр. Одиннадцать семей в посаде не имели своих домов, жили «в чужих домах», позднее значились «бездворными». К концу XVIII века насчитывалось «трубческих посадских людей — тяглых и скудных 158 дворов...»
Коротко о Трубчевске XVIII—XIX веков. В это время в «городовой крепости» было «два казенных дома»— в одном находились уездный суд и казначейство, а в другом жил городничий. Кроме того, в крепостном валу была вырыта кладовая «для хранения збираемой денежной казны и Острог, при коем солдатская караульня»
В 1706 году, готовясь к войне со Швецией, Петр I проверил Северские города. Он нашел: «... пушек... в Трубчевску медных 12, железных 17, фольконетов 5, 73 мушкета... сыскано старого ружья 720 мушкетов, да 85 карабинов с замками, 157 шпаг, 205 бердышей... К тому вышеписанному во Брянеску и Трубчевску пушкарей, воротников, горододельцев стрелецких и солдатских детей... полк собрать, а к ним можно сыскать и офицеров, которые могут быть в гарнизоне...»
В 1708 году Трубчевск приписан к Киевской губернии. В 1719 году Трубчевск находился в Севской провинции Киевской губернии; в 1732 г. показан в Белгородской губернии. В 1721 году учреждено трубчевское
Духовное Правление. В 1722 г. в Трубчевске установлена цеховая организация. В 1728 г. основана воеводская канцелярия. В 1750 г. в Трубчевске пущен первый «мо- лотовый паровой завод». В 1778 г. Трубчевск назначен уездным городом Орловского наместничества, переименованного в 1796 г. в губернию.
В 1781 г. утвержден герб Трубчевска. В этом же году город посетил академик Василий Зуев, после чего он писал: «Трубчевск... город бывшей Севской провинции, стоит на правом берегу реки Десны, на высоком и прекрасном месте, окруженном сзади лесом, а спереди по другую сторону реки пространным лугом, кончающимся вдали также лесом... Строение его по горе продолжается в длину на полторы, а в ширину более полуверсты. Дома по большей части деревянные, числом более пяти сот дворов, каменных купеческих три, лавок деревянных 19, соляной анбар и две стойки, питейных домов семь. Церквей восемь, в том числе два собора, один деревянный, другой каменный. Жителей, кои... хлебопашцы, или торгующие хлебом и пенькою, числом около полуторы тысящи душ... он имел укрепление, состоящее из земляного замка и высокого вала, видимых и по сие время...»
В 1784—1792 гг. построено двухэтажное каменное здание Троицкого собора на основании храма-усыпальницы князей Трубецких (1503—1520).
Развитие промышленности в Трубчевске и уезде отмечается с середины XVII века. В XVIII веке здесь уже имеются две фабрики виницейской яри, бумажная и парусиновая фабрики, две кожевенных; стеклянный, воскобойный, 8 винокуренных заводов, салотопня, 16 кузниц.
По сведениям 1873 г., в Трубчевске насчитывалось 25 пенькотрепальных заводов, 17 пенькопрядильных и бумажная фабрики, стекольный, два кожевенных, лесопильный, 10 кирпичных, свечной, два винокуренных, три маслобойных механических заводов, 6 крупорушек, четыре гончарных мастерских
Большим событием в жизни города была коренная ломка старого плана радиально-кольцевой застройки и замена его «регулярной» сеткой квадратных «кварталов», осуществленная в 1788—1792 гг. Первой постройкой по новому плану был «гостиный двор» (1791 —1792), здание которого уцелело до наших дней. В это время .были срыты остатки земляных валов крепости и посада. Вторым каменным зданием, выстроенным в 1793 г. до новому плану, было народное училище.
В это время из общей массы трубчан выделяются отдельные торгово-финансовые дельцы, берущие верх над массой мелких и средних торговцев и ремесленников. Они объединяются в особую корпорацию — «гостиную сотню». С образованием «цехов» и «гильдий» в 20—30 годы XVIII века купцы и ремесленники были разделены на три категории — «лучших», «средних» и «молодших». Манифестом 1775 г. купеческое сословие было разделено на три гильдии. К первой гильдии причислялись купцы, имеющие капитал от 10 тысяч рублей и более; ко второй—от 1000 до 10000 рублей и к третьей— от 500 рублей до одной тысячи рублей. Остальные граждане были отнесены к «мещанам», которым запрещалось торговать. Купцы назвали их презрительным словом «разгильдяи»
В науке о древнерусских городах видное место занимает проблема связи городов древней Руси и системы древних дорог. В условиях военных вторжений извне и княжеских междоусобиц, при отсутствии современных средств связи и транспорта, проблема дорог была особенно острой. Знатоки и строители дорог пользовались особым уважением. Автор «Слова о полку Игореве» приводит высказывание трубечского князя Всеволода, отмечавшего с гордостью, что «мои ти куряне — сведо- ми кмети, пути им ведоми, яруги им знаеми...» Дорожное дело в древней Руси было очень важным. На это указывает наличие городов строителей дорог — «дорого- будьцев» («будьцов дорог») — Дорогобужа Волынского и Дорогобужа Смоленского, а в Северской земле — Путивля — «города путей» и села «Путивска» близ Новгорода-Северского.
Трубеч сухопутными дорогами и водными путями был связан со многими городами древней Руси. По Десне, вниз от Трубеча, путь шел к поселениям: Сагутьев, Рогов-на-Десне, Новгород-Северский, Короп, Оболонь, Сосница, Хоробор, Блиставит, Березый, Чернигов, Моровийск, Городец Остерский и Киев. По Судости — в Гремяч, Радогощ, Синин Мост, Посудичи, Баклань, Рогов-на-Судости, Вольжин Городец, Ормино.
Вверх по Десне Трубеч был связан с городами: Орельск, Вручий, Добрыничи-Брянские, Свинск, Деб- рянск, Овстуг, Вщиж и областью Радимичей, а через реки Навлго, Penny, Снежеть и Болву — с областью Вятичем. Поднимаясь к истокам Десны, трубечане достигали Рославля, а через Устромский волок — Смоленска и Дорогобужа.
Но еще большее значение имели сухопутные дороги, связывавшие Трубеч во всех направлениях со многими городами и селами. Так, из посада, через Курские ворота, по Курскому спуску, на юг от Трубеча шла одна из древнейших дорог за Десну—на Росьставицу, Старый Погост (Старая Погоща), Добрыничи, Княгинино, Севск, Болваново, Полянское и Курск.
Эта дорога до конца XVII века называлась Трубечско-Курской, а позднее — Старым Погостским шляхом или Севским большаком. До наших дней сохранилась нижняя треть Курского спуска, на склоне Шимовой горы. Сюда же сходил второй «Полковой» или «Мостовой» спуск. Улица Мостовая являлась конным спуском из Стрелецкой слободы города и в том числе — с «Полковой горы». В урочище «Мыльничиха» оба спуска соединялись в одну Курскую дорогу.
Вторая древнейшая Старая Киевская дорога шла из городского посада, через Киевские ворота, городскую Стрелецкую слободу, Княжий телятник (д. Телец). Эта дорога связывала через Трубеч Киев с областью Вятичей. На ней лежали Северские города X—XII вв.: Городец Остерский, Моровийск, Чернигов, Березый, Хоробор, Сосница, Обловь, Новгород-Северский, Рогов-на- Десне, Гремяч и Трубеч.
Начинаясь у Смоленских ворот посада, к северо-западу от Трубеча лежала третья крупнейшая Старая Смоленская дорога — на Семыч (Семячки), Семынь (Семцы), Сетолов, Вольжин Городец, Воробиин, Овстуг, Вщиж, Голубею, Рославль, Стодолище, Брод-на-Рси Сожской и Смоленск.
На северо-восток от Трубеча шла четвертая древнейшая дорога — на Городец, Радутин, Дольск. У Княжой Луки дорога разделялась на два направления. Левое — правым берегом Десны, через Орельск, Вручий — на город Дебрянск. Правое — за Десну — на Крапивну, Борщево, Соколово, Ружное, Карачев, Волхов, Мече- неск — в землю Вятичей.
Между четырьмя перечисленными главными дорогами в каждом секторе лежало по нескольку дорог местного междугородного значения. Воспроизведение на' карте дорог и путей, идущих во все стороны от Трубеча, дает эффектную звездообразную фигуру, сходную с метеорологической «розой ветров». Нашу лучистую звезду именуют «розой дорог и путей» древнего Трубеча. Если бы даже сам город исчез с лица земли, то и тогда трубечская «роза дорог и путей» точно указала бы местонахождение, чего не имеет ни одно из поселений в широкой округе вокруг Трубчевска, в том числе и Кветунь. Развитая «роза дорог» свидетельствует об устойчивых, междугородных связях Трубеча с дальними и ближними городами и областями земли русской, чего не могло иметь ни одно сельское поселение. Такие «розы дорог» складывались только у древнейших городов. Это является еще одним доказательством того, что Трубчевск возник там, где он стоит и поныне.
Город-труженик. История трудового Трубчевска начинается с появления на его территории первого оседлого человеческого поселения. Это — юхновское поселение «Городок» на территории горпарка. Его датировка— VIII век до н. э. — III век н. э. Юхновские племена за несколько столетий до н. э. изобрели и создали жилища с плетневыми или тонкобревенчатыми стенами, обмазанными с обеих сторон глиной, с глиняным полом и камышовой крышей. Из нескольких жилищ составлялся городок, который укрепляли земляным валом и деревянным частоколом от диких зверей и врагов. Раскопки на городище «Городок» и других показали, что стены жилищ были выкрашены белой глиной и разрисованы ох- 28 рой. Такой тип жилища дожил на Украине до XIX века, выдержав испытание временем в течение 2700 лет.
Славяне-юхновцы еще задолго до нашей эры заложили основы главнейших промыслов древних славян- охоты, рыболовства, собирательства. Они приручили и одомашнили существующие доныне виды домашних животных и вплотную подошли к основам земледелия.
Они открыли способ «сыродутной» выплавки из местной болотной руды «кричного железа», из которого при помощи простейшей кузнечной техники изготовляли охотничьи, рыболовные, скотоводческие, земледельческие, строительные и бытовые орудия и оружие: топоры, тёсла, пешни, ножи., серпы, шилья, булавки, рыболовные крючки, остроги, наконечники стрел и др.
Культурно-производственные традиции и навыки юх- новцы передали своим потомкам — славянам — деснин- ским антам и от них — древним русам Подесенья 1-го тысячелетия н. э., которые, в свою очередь, обогатили культуру производства своими новыми дополнениями, навыками, техническими приемами и усовершенствованиями.
Народные умельцы древнего Трубеча подняли на еще более высокую ступень производственные навыки и традиции, полученные ими от предков. Они внесли свой вклад в сокровищницу русского народного искусства и техники Северного Подесенья, о чем свидетельствуют остатки архитектурного декора двух каменных храмов XI—XII веков, открытых в раскопках на Соборной горе Трубчевска.
Город-воин. Древние славяно-русы Подесенья умели не только трудиться, но и отстаивать с оружием в руках плоды своих трудов, давать отпор врагам, откуда бы они ни появились. Славяне первого тысячелетия нашей эры свое племенное имя «анты», то есть «антеи», получили от соседей-византийцев. Византийцы сравнивали их с мифическим героем древности — Антеем, который был непобедим своей связью с матерью-землей.
Византийские писатели VI—VII веков н. э. писали о свободолюбии антов-славян, об их душевном благородстве, о демократических порядках, о взаимовыручке. По внешнему облику они были рослыми, крупными, сильными, красивыми. Недаром само слово «рослый» имеет корень «рос» — «росьский», российский, русский.
С первых веков существования Руси, русского государства, и до наших дней «трубечские полки», «трубчане» стояли на переднем крае борьбы против врагов русского народа. В 965 году трубчане участвуют в постройке первой крепости города Трубеча и в походе князя Святослава Игоревича Киевского против хазар, а в 981— 983 гг.—в походах князя Владимира Святославича Киевского против вятичей, радимичей и ятвагов, противившихся образованию древнего Русского государства.
В 1036 г. «деснинцы» участвуют в войсках Ярослава Мудрого в решительном и окончательном разгроме печенегов у Ситомли под Киевом.
В 1185 г. трубечский полк, под водительством Всеволода Святославича Буй-Тура «князя Трубечского» отправился в свой бессмертный поход в поле половецкое, увековеченный в «Слове о полку Игореве». 31 мая 1223 года трубечский полк («трубчане») под водительством старшего сына Всеволода Буй-Тура—«младшего князя» Михаила Всеволодовича Трубечского бьется насмерть в первом столкновении с татарами на реке Калке.
С возвышением Москвы в XIV веке бывшие русские области, временно занятые Литвою, присоединяются к Московскому государству. В 1379 г. Дмитрий Ольгердович Старший передает Трубецк великому князю Московскому Дмитрию Ивановичу и сам переходит к нему на службу.
8 сентября 1380 года в битве объединенных русских войск против татарских орд Мамая на Куликовом поле участвуют трубчевский и брянский полки во главе с тем же князем Дмитрием Ольгердовичем Старшим.
Собирание русских земель, начатое великими князьями Московскими еще в XV веке, продолжалось и в начале XVI века. В 1500 г. Трубчевск переходит под власть Москвы. После битвы на р. Ведроши в 1503 г., где верх одержали русские войска, ряд Северских уделов признал главенство великого князя Московского Ивана III. В этом же году литовский князь Александр, а в 1509 г.— Сигизмунд передают Северские города ив их числе Трубчевск Московскому государству.
В начале XVII века Трубчевск служил опорным пунктом московским войскам в их борьбе против Лжедмитрия I и польских панов. В эти же годы в борьбе за освобождение Москвы от поляков выдвигается князь
Д. Т. Трубецкой, а в середине XVII столетия — А. Н. Трубецкой. Опираясь на Трубчевск, А. Н. Трубецкой возглавил московское войско, освобождавшее Украину от поляков.
В эпоху Петра I трубчане участвуют в войне России против шведов. Эта эпоха открывает ряд прогрессивных преобразований, расширяет границы государства, укрепляет и упорядочивает внутренний строй Русского дворянского государства, превращая его в Российскую империю.
В Отечественной войне 1812 г. Трубчевск и уезд послали в действующую армию военные отряды. В городе действовала специальная база по заготовке провианта.
Таков славный «послужной список» древнерусского города Трубеча — Трубчевска.