Страница78

1878 год. Многослойная сталь Брянских металлургов.

БРЯНСКИЙ рельсопрокатный железоделательный завод, принадлежавший Брянскому акционерно­му обществу,  был одним из крупнейших предприятий Царской России, производивших- сталь и изделия из
литья. К 1878 г. он давал '/з. всей выплавляемой стали в
России. А с 1878 года по 1882 год ежегодная выработка
его составляла 2231194 пуда стали. Все остальные заво­
ды Страны, кроме Путиловского, не вырабатывали половины этого количества.       

Бывшие Орловско-Витебская, Грязе-Царицинскйй,
Курско-Орл'овская железные дороги снабжались исклю­
чительно рельсами Брянского завода. Клепаные балки
предприятия- использовались на постройке Варшавско­
го- вокзала в Петербурге, мостов по Екатерининской,-Ло-
Зово'-Севаетопольской, Орловско-Витебской, Уралйской
Курско-Харьковской- железных дорогах.   

'Стали, изготовляемая Брянским заводом, была очень-Шысокого качества-и не раз ' отмечалась' на- -выставках. -Так,"' в -1882-гаду' продукция завода экспонировалась "'на Московской' выставке, где заслужили особое -'внимание образцы бессемеровского литья. Заводу была" присужде­на специальная награда —. право изображать, на.своих азделрнж государственный   герб   Российской: .империи-«за быстрые успехи как в бессемеровании, так и в. произ­водстве мартеновской стали и за расширение в короткое время производительности и средств завода огромных размеров, в России еще небывалых»*.

Многие изделия завода превосходили по.'.своему каче­ству подобные изделия иностранных фирм. Примечате­лен такой факт. В 1881 г. завод получил государствен­ный заказ на изготовление стали для броненосцев Чер­номорского флота. Подобный заказ был сделан одновре­менно и Англии. При испытании партии английской ста­ли из 170 листов 53 оказались негодными, а палубная броня Брянского завода выдержала испытание до еди­ного листа.

Еще одним доказательством успехов отечественного оталеплявления является изобретенный в 1910 году ин­женером-технологом Брянского завода Александром Зиновьевичем Рожковым способ отливки многослойной стали.

Бурное развитие железнодорожного строительства з начале XX века, увеличение, скорости движения поездов . и веса подвижного состава потребовали от металлургов создания более прочных материалов для рельс, иарозо-зоз, вагонов и деталей к ним. Но увеличение прочности стали было связано с применением дорогостоящих при­месей, что неминуемо влекло за собою удорожание из­делий. Перед металлургами встала задача — найти та­кой способ изготовления рельс, крестовин, крейцкопфов и других изделий, которые удовлетворяли бы требова­ния гарантии их прочности и требования кеммэрции.

Брянское акционерное общество активно взялось за решение этой задачи. Инженер-технолог Брянского за­вода А. 3. Рожков предложил новый способ изготовле­ния стали, получившей название многослойной. 3 чем он состоял? В литейную форму, разделенную железной или стальной перегородкой, вливалась одновременно сталь разного состава. Назначение перегородок состоя­ло не только в том, что они мешали различным видам сталк смешиваться в литье, но они в то же время служи­ли средством связи между ними. При последующей меха­нической обработке литья эти перегородки, представляя собой слои более мягкого железа, выдавливались из литья и слои стали разного состава приходили в прямое соприкосновение между собой. Кроме того, они благо­дари эластичности мешали обрабатываемому предмету из Многослойной стали разъединиться или растрескать­ся и уменьшали опасность разрыва во время обработки. Таким образом, получалась сталь, состоящая из не­скольких слоев разной степени прочности. Комбинируя их, можно было изготовлять изделия повышенной проч­ности именно в тех частях, которые подвергаются не­посредственной работе. Скажем, наиболее твердый слой стали шел на изготовление головки рельса или наруж­ной части бандажа, а для нижней части — более мяг­кий. Получалось изделие, которое выдерживало даже повышенные, по сравнению с обычными нормами удар­ные испытания*.

Рельсы, бандажи, крестовины и другие изделия, изго­товленные по этому способу на Брянском заводе, успеш­но прошли специальные испытания, проведенные управ­лением железных дорог.

В 1911 г. специальная комиссия Министерства путей сообщения признала, что этот способ «представляет большой интерес в смысле улучшения свойств многих изделий для железнодорожного строительства»**.

Предвидя, что новый способ отливки стали может найти широкое применение, правление Брянского обще­ства предложило использовать их новую сталь не толь­ко на железнодорожном транспорте, но .и в артиллерии, обратившись по этому поводу в Главное артиллерий­ское управление и морское министерство.

Патенты на имя Рожкова были получены в США, Фракции, Германии, Швеции, Бельгии, Испании, Канады.

Акционерное общество брянских заводов направило инженера-технолога Пенязева для непосредственных пе­реговоров с представителями иностранных заводов. Прежде всего он обратился к крупному французскому обществу сталелитейных заводов Гомекур, которое за­интересовалось многослойной сталью. Стальные слитки оно предложило доставить из Брянска, чтобы провести прокатку рельс из них и необходимые испытания. В свя­зи с этим правление Брянского общества в августе 1913 года направило письмо на имя французского министра торговли, промышленности, почт и телеграфа с просьбой разрешить ввоз во Францию необходимого количества слитков металла для производства указанных испыта­ний**. 23 сентября 1913 года министерство дало разре­шение на ввоз 10 штук стальных болванок.

В случае удачи испытаний предполагалось произве­сти на заводах Гомекур отливку двухслойных болванок для рельс, которые будут уложены на линии.

К сожалению, отсутствие данных не позволяет уста­новить, каковы же были результаты проведенных во Франции испытаний. Но успешное проведение их на ро­дине и использование рельс из многослойной стали на русских железных дорогах дают основание предпола­гать, что и во Франции эти испытания дали хорошие ре­зультаты.

В Бельгии инженер Брянского завода Пенязев вел переговоры с обществом Кокерилль, которое заинтере­совалось предложенным способом для отливки из мно­гослойной стали бандажей и в то же время указало еще на одну возможность применения ее — использо­вать для изготовления вальцов прокатных станов. Ин­тересно отметить, что общество Кокерилль получало большое количество патентов, которые оно даже не рас­сматривало. А патент на имя Рожкова сразу же прив­лек внимание представителей общества.

Техническое бюро Каупе и Чекалина, предложившее этот патент в США, вначале встретило возражение со стороны американского эксперта, который ссылался на то, что уже якобы «существуют подобные патенты: аме­риканских инженеров», но после тщательного изучения упомянутых патентов изобретателю многослойной стали удалось доказать, что они не имеют никакого отношения к его способу. В патентах американских инженеров! речь шла о стали, в которую введены железные решетки или трубки. Такая сталь не образует однородной массы. Мно­гослойная же сталь Рожкова является физически одно­родной и состоит яз слоев, различных только по химиче­скому составу**.

Американский эксперт был вынужден признать дово­ды Рожкова, а выданный в США на его имя патент до­казал приоритет Брянского завода в этой области.!

Изобретение способа отливки многослойной Стали имело большое значение для того времени. Новый спо­соб свидетельствовал о крупном успехе отечественного сталеплавления, позволившего продлить срок жизни стальных изделий. Это был ценный вклад русских ме­таллургов в дело дальнейшего усовершенствования!изде­лий для железнодорожного транспорта.