Страница75100

ВОЕННЫЙ ЗАВОД 75100 Володарский район города Брянска

В годы гражданской войны на Брянском заводе в Бежице ак­тивно велось строительство и особенно ремонт бронепоездов. "Про­сим по получении сего немедленно выслать в Пензу, в распоряже­ние командира Брянского бронированного поезда бронированный паровоз..." — гласит телеграфное предписание командующего ар мией Тухачевского в Брянск от 22 июля 1918 года. "Главком при­казал в трехдневный срок сформировать 10 бронепоездов, поездов типа "А" из числа трофейных площадок, примите срочные меры выполнения сего приказания..." — требовало предписание члена промвоенсовета Г. И. Котовского от 17 сентября 1920 года.

Десятки бронепоездов создали и отремонтировали брянские ма­шиностроители в 1918-1920 годах. А после окончания граждан­ской войны грозная бронетехника некоторое время базировалась на Радицком вагоностроительном заводе.

Постановлением Революционного Военного Совета Республики от 28 сентября 1924 года была создана специальная военная часть 75100 — как база по ремонту бронепоездов и автомобилей. Пло­щадка была выбрана недалеко от Радицкого предприятия. Броне­вая техника надежно ремонтировалась специалистами.

Когда в 1932 году на вооружение Красной Армии поступили отечественные танки, предприятие быстро освоило технологию их ремонта и модернизации.

Двадцать маршевых танковых рот были сформированы коллек­тивом предприятия в начальный период Отечественной войны. Укомплектованные личным составом, обеспеченные боеприпасами, боевые машины пополнили войска Брянского фронта.

В августе сорок первого предприятие было эвакуировано в город Богородск Горьковской области. Уехали специалисты, рабо­чие. Было вывезено все оборудование, материалы, запасные части.

Танки после ремонта уходили прямо на фронт. Помимо них, коллектив изготовил два новых бронепоезда — "За Родину" и "Правда". Из заводских ворот направилось на фронт и несколько подвижных мастерских. С ними уехали лучшие специалисты, мас­тера предприятия, чтобы восстанавливать подбитые танки непо­средственно на поле боя, под огнем противника.

Когда Брянск был освобожден, танкоремонтный завод решено было перебазировать на прежнее место. Здесь всё пришлось восста­навливать практически с нуля. Чтобы скрыть свои злодеяния (а на месте завода в период оккупации находился лагерь военноплен­ных), фашисты взорвали и разрушили почти все .корпуса. Был уничтожен и жилой фонд.

Трудно пришлось коллективу. Восстановление предприятия ещё не завершилось, а в полупустых цехах уже ремонтировали боевую технику. Каждый стремился внести как можно больший вклад общее в дело победы.

С 1963 года предприятие стало выпускать подъемно-транспортное оборудование для воинских частей, вести его ремонт.

Ныне в/ч 75100 современное промышленное предпри­ятие, — рассказывает командир части И. И. Стариков. — На нём первоклассное оборудование, современные цеха. Предприятие рас­полагает хорошей социально-культурной базой, жилым фондом.

Главное же — коллектив гордится своими боевыми и трудовы­ми традициями. Более четырехсот человек удостоены орденов и медалей. Инженер М. Я. Жолобов награжден орденом Ленина, мастер А. И. Юрасов орденами Октябрьской революции и Трудово­го Красного Знамени, слесарь Д. В. Антипов — орденами Октябрь­ской революции и "Знак Почета". Рабочие Д. П. Сердюков и В. М. Исаков стали лауреатами Государственных премий СССР.

Кадры на предприятии стабильны. Каждый работник дорожит его славой и историей. Часто бывает и так: уходит на заслужен­ный отдых отец или мать, а на смену им приходит сын, дочь, а затем и внуки. Немало трудится на предприятии династий. На­пример, Кощеевых — пятнадцать человек, Фетисовых — десять, Сердюковых — девять, Антиповых — восемь... Стаж таких динас­тий исчисляется веками.

Предприятие не раз занимало передовые места в социалисти­ческом соревновании, награждалось переходящим Красным Знаме­нем. Неоднократно заносилось на Всесоюзную доску почета ВДНХ. В 1971 году коллективу завода был вручен орден Красной Звезды.

Продукция предприятия направлялась не только для нужд родной страны, но и в ряд государств Европы и Азии: Китай и Корею, Вьетнам и Кубу, Египет и Ирак, Сирию и Югославию, Венгрию и Болгарию... В эти и другие страны не раз выезжали специалисты предприятия, передававшие свой опыт по эксплуата­ции и ремонту техники