ВОЕННЫЙ ЗАВОД 75100 Володарский район города Брянска
В годы гражданской войны на Брянском заводе в Бежице активно велось строительство и особенно ремонт бронепоездов. "Просим по получении сего немедленно выслать в Пензу, в распоряжение командира Брянского бронированного поезда бронированный паровоз..." — гласит телеграфное предписание командующего ар мией Тухачевского в Брянск от 22 июля 1918 года. "Главком приказал в трехдневный срок сформировать 10 бронепоездов, поездов типа "А" из числа трофейных площадок, примите срочные меры выполнения сего приказания..." — требовало предписание члена промвоенсовета Г. И. Котовского от 17 сентября 1920 года.
Десятки бронепоездов создали и отремонтировали брянские машиностроители в 1918-1920 годах. А после окончания гражданской войны грозная бронетехника некоторое время базировалась на Радицком вагоностроительном заводе.
Постановлением Революционного Военного Совета Республики от 28 сентября 1924 года была создана специальная военная часть 75100 — как база по ремонту бронепоездов и автомобилей. Площадка была выбрана недалеко от Радицкого предприятия. Броневая техника надежно ремонтировалась специалистами.
Когда в 1932 году на вооружение Красной Армии поступили отечественные танки, предприятие быстро освоило технологию их ремонта и модернизации.
Двадцать маршевых танковых рот были сформированы коллективом предприятия в начальный период Отечественной войны. Укомплектованные личным составом, обеспеченные боеприпасами, боевые машины пополнили войска Брянского фронта.
В августе сорок первого предприятие было эвакуировано в город Богородск Горьковской области. Уехали специалисты, рабочие. Было вывезено все оборудование, материалы, запасные части.
Танки после ремонта уходили прямо на фронт. Помимо них, коллектив изготовил два новых бронепоезда — "За Родину" и "Правда". Из заводских ворот направилось на фронт и несколько подвижных мастерских. С ними уехали лучшие специалисты, мастера предприятия, чтобы восстанавливать подбитые танки непосредственно на поле боя, под огнем противника.
Когда Брянск был освобожден, танкоремонтный завод решено было перебазировать на прежнее место. Здесь всё пришлось восстанавливать практически с нуля. Чтобы скрыть свои злодеяния (а на месте завода в период оккупации находился лагерь военнопленных), фашисты взорвали и разрушили почти все .корпуса. Был уничтожен и жилой фонд.
Трудно пришлось коллективу. Восстановление предприятия ещё не завершилось, а в полупустых цехах уже ремонтировали боевую технику. Каждый стремился внести как можно больший вклад общее в дело победы.
С 1963 года предприятие стало выпускать подъемно-транспортное оборудование для воинских частей, вести его ремонт.
— Ныне в/ч 75100 — современное промышленное предприятие, — рассказывает командир части И. И. Стариков. — На нём первоклассное оборудование, современные цеха. Предприятие располагает хорошей социально-культурной базой, жилым фондом.
Главное же — коллектив гордится своими боевыми и трудовыми традициями. Более четырехсот человек удостоены орденов и медалей. Инженер М. Я. Жолобов награжден орденом Ленина, мастер А. И. Юрасов орденами Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени, слесарь Д. В. Антипов — орденами Октябрьской революции и "Знак Почета". Рабочие Д. П. Сердюков и В. М. Исаков стали лауреатами Государственных премий СССР.
Кадры на предприятии стабильны. Каждый работник дорожит его славой и историей. Часто бывает и так: уходит на заслуженный отдых отец или мать, а на смену им приходит сын, дочь, а затем и внуки. Немало трудится на предприятии династий. Например, Кощеевых — пятнадцать человек, Фетисовых — десять, Сердюковых — девять, Антиповых — восемь... Стаж таких династий исчисляется веками.
Предприятие не раз занимало передовые места в социалистическом соревновании, награждалось переходящим Красным Знаменем. Неоднократно заносилось на Всесоюзную доску почета ВДНХ. В 1971 году коллективу завода был вручен орден Красной Звезды.
Продукция предприятия направлялась не только для нужд родной страны, но и в ряд государств Европы и Азии: Китай и Корею, Вьетнам и Кубу, Египет и Ирак, Сирию и Югославию, Венгрию и Болгарию... В эти и другие страны не раз выезжали специалисты предприятия, передававшие свой опыт по эксплуатации и ремонту техники