Брянская дистанция пути 51 (ПЧ 51)
Основа основ — путь
Известно, что основой магистрали является колея. Когда-то укладывались чугунные, железные рельсы. Потом стальные. Росла грузонапряженность. Усиливалось верхнее строение пути.
На счету брянских путейцев множество важных дел. Ветераны хорошо помнят, когда в начале шестидесятых годов дистанцию пути № 51 возглавил бывший фронтовик, инженер-майор пути и строительства Г.Д. Стужнев. После капитуляции Германии он был некоторое время начальником дистанции пути в Берлине. Под его руководством многое сделано брянскими путейцами.
Фронт работ с каждым годом расширялся. Велась электрификация железнодорожного участка Брянск — Жуковка, развернулось большое строительство базы комплектующих материалов верхнего строения пути, депо для путевых машин, строилось жилье для путейцев, особенно хозспособом. Дистанция пополняется высокопроизводительными машинами ВПР-1200, ВПРС-500. Они позволяют значительно механизировать путевые работы. Десятки стрелочных переводов оборудуются стрелочным обогревом.
Велик личный вклад уже нового руководителя дистанции А.П. Утюжа. Придя на должность начальника дистанции пути, Алексей Павлович имел большой опыт работы, занимая ответственные должности в Брянском отделении железной дороги. Он был не только хорошим организатором, но и необычайно творческим человеком. Разработал и внедрил до семидесяти рационализаторских предложений. Автор трех изобретений: тупая крестовина двойного стрелочного перевода, электропроводящее стыковое соединение, льдоскалывающее устройство. Он удостоен почетного звания «Заслуженный рационализатор РСФСР». Журнал «Путь и путевое хозяйство» отмечал: «Утюж — из тех руководителей, которых называют одержимыми». Умело, творчески руководил дистанцией после А.П. Утюжа А.Н. Стальмахов. Им написаны книги «Путь и ресурсосбережение», «Кресты», «Путь и радиация». Выступал он и как литератор.
В дистанции выросло немало замечательных людей. Орденом Трудовой Славы всех трех степеней награждена В.А. Стененкова, ордена Трудового Красного Знамени и звания заслуженного работника транспорта удостоена Н.К. Стифу-тенкова, ордена «Знак Почета» В.Т. Варсеев, А.И. Ванинский... Весом вклад в развитие путевого хозяйства многих, многих рядовых путейцев, бригадиров, мастеров, руководителей различных рангов. «Китами» путевого хозяйства величают O.K. Бобра, Н.Е. Горбатенко. Профессором пути можно смело назвать нынешнего зам. начальника Брянского отделения А.А. Никитенко...
Немало добрых дел на счету коллектива Брянск-Льговской дистанции пути. Свыше 760 километров пути обслуживает она на участке Брянск — Зерново. В дистанции восемнадцать околотков, два мостовых цеха, участок дефектоскопии, механические мастерские, строительный цех. Реставрация крестовых и сборка стрелочных переводов на деревянной и железобетонной основе ведется на базе комплектации. На смену тяжелому труду путейцев приходит новая техника, путевые машинные станции.
Железнодорожный путь: шпалы да рельсы. Внешне вроде все одинаково. Лишь искушенному взгляду доступно увидеть разницу между путем, по которому поезда могут ползти, и тем, по которому поезда мчатся, обгоняя ветер.
Путеец! Он постоянно на посту. В жару и холод. Борется со снежными заносами. Следит внимательно, чтобы не просел грунт, не было осыпей. Его взгляд прикован к рельсам и шпалам, чтобы вовремя заметить признаки усталости. Упусти что-то — тяжелейших последствий не миновать.
Я. Соколов