Страница51

   Брянская дистанция пути 51 (ПЧ 51)

Основа основ — путь

Известно, что основой магистрали является колея. Когда-то укладывались чугунные, железные рельсы. Потом стальные. Росла грузонапряженность. Уси­ливалось верхнее строение пути.

На счету брянских путейцев множество важных дел. Ветераны хорошо пом­нят, когда в начале шестидесятых годов дистанцию пути № 51 возглавил быв­ший фронтовик, инженер-майор пути и строительства Г.Д. Стужнев. После ка­питуляции Германии он был некоторое время начальником дистанции пути в Берлине. Под его руководством многое сделано брянскими путейцами.

Фронт работ с каждым годом расширялся. Велась электрификация железно­дорожного участка Брянск — Жуковка, развернулось большое строительство базы комплектующих материалов верхнего строения пути, депо для путевых машин, строилось жилье для путейцев, особенно хозспособом. Дистанция по­полняется высокопроизводительными машинами ВПР-1200, ВПРС-500. Они позволяют значительно механизировать путевые работы. Десятки стрелочных переводов оборудуются стрелочным обогревом.

Велик личный вклад уже нового руководителя дистанции А.П. Утюжа. При­дя на должность начальника дистанции пути, Алексей Павлович имел большой опыт работы, занимая ответственные должности в Брянском отделении железной дороги. Он был не только хорошим организатором, но и необычайно творческим человеком. Разработал и внедрил до семидесяти рационализаторских предло­жений. Автор трех изобретений: тупая крестовина двойного стрелочного пере­вода, электропроводящее стыковое соединение, льдоскалывающее устройство. Он удостоен почетного звания «Заслуженный рационализатор РСФСР». Жур­нал «Путь и путевое хозяйство» отмечал: «Утюж — из тех руководителей, кото­рых называют одержимыми».  Умело, творчески руководил дистанцией после А.П. Утюжа А.Н. Стальмахов. Им написаны книги «Путь и ресурсосбережение», «Кресты», «Путь и радиация». Выступал он и как литератор.

В дистанции выросло немало замечательных людей. Орденом Трудовой Сла­вы всех трех степеней награждена В.А. Стененкова, ордена Трудового Красного Знамени и звания заслуженного работника транспорта удостоена Н.К. Стифу-тенкова, ордена «Знак Почета» В.Т. Варсеев, А.И. Ванинский... Весом вклад в развитие путевого хозяйства многих, многих рядовых путейцев, бригадиров, мастеров, руководителей различных рангов. «Китами» путевого хозяйства ве­личают O.K. Бобра, Н.Е. Горбатенко. Профессором пути можно смело назвать нынешнего зам. начальника Брянского отделения А.А. Никитенко...

Немало добрых дел на счету коллектива Брянск-Льговской дистанции пути. Свыше 760 километров пути обслуживает она на участке Брянск — Зерново. В дистанции восемнадцать околотков, два мостовых цеха, участок дефектос­копии, механические мастерские, строительный цех. Реставрация крестовых и сборка стрелочных переводов на деревянной и железобетонной основе ведется на базе комплектации. На смену тяжелому труду путейцев приходит новая тех­ника, путевые машинные станции.

Железнодорожный путь: шпалы да рельсы. Внешне вроде все одинаково. Лишь искушенному взгляду доступно увидеть разницу между путем, по кото­рому поезда могут ползти, и тем, по которому поезда мчатся, обгоняя ветер.

Путеец! Он постоянно на посту. В жару и холод. Борется со снежными зано­сами. Следит внимательно, чтобы не просел грунт, не было осыпей. Его взгляд прикован к рельсам и шпалам, чтобы вовремя заметить признаки усталости. Упусти что-то — тяжелейших последствий не миновать.

Я. Соколов

БРЯНСКАЯ ДИСТАНЦИЯ ПУТИ №51