БРЯНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ. 50 ЛЕТ.
50-летию Брянской организации Союза художников России тиражом 1360 экземпляров выпущен красочный альбом большого формата, посвященный истории организации и творчеству брянских художников.
Издание было напечатано в Литве и осуществлено с помощью гранта областной администрации. Решение о гранте принималось достаточно долго, и потому альбом смогли выпустить только в 2012 году, хотя юбилей был годом раньше. По неофициальным оценкам, выпуск обошелся в 700 тысяч рублей. Недешево, и все же деньги на ниве брянской культуры нередко сеют и куда более широко и непонятно, а тут все — по делу. И качество печати альбома высокое, — ранее ничего подобного в Брянске просто не выходило, и объективность подачи соблюдена — в алфавитном порядке по развороту получил каждый брянский член творческого Союза, включая и ушедших из жизни. О каждом составлена подробная биографическая справка, что делает на будущее издание ценным фактическим источником. Одно замечание: по сложившимся правилам, обычно при публикации работы указывается место ее нынешнего хранения, а в альбоме этот момент учтен не был десятилетий, что отчасти сужает общее представление о брянских художниках. В альбоме почти не представлены образцы социалистического реализма 60-70-х , нет жанровых картин того времени, сегодня столь ценимы среди коллекционеров. Например, этюды 50-х Виктора Воробьева для картины про кулаков «Хлеб нашли» сегодня можно оценивать совершенно по-новому. Зато замечательные образцы хрусталя здесь представлены во многом благодаря собранию Дятьковского музея. Широко отражена и деятельность брянских скульпторов, среди которых самые яркие — работы Коваленко, Козловой, Пензева, Каблукова.
В альбоме — слишком много пейзажей самого разного свойства и качества, — их бы вот поменьше! Много изображений Федора Тютчева, — по которым уже и не понять, а какой он был, наш классик. Зато другой наш классик, А.К. Толстой, почему- то интересует, судя по альбому, наших художников куда меньше. Много в альбоме пафосных и лубочных Пересветов, на которых, видимо, пошла патриотическая мода.
Листая альбом, в какой-то момент ловишь себя на мысли, что иные художники для применения своих сил и формы выражения и объекты долго не искали и, как говорится, далеко не ходили. Зато графика Антонова, Калужиной, Бенцеля, батики Краснослободцевой, работы Алдошина, Хроменкова, Луневского, Валерия Комарова, как говорил поэт, пусть и по иному
Мне рассказывали, что материалы для альбома редакционный совет Союза из десяти человек собирал около года. В книге опубликовано более 500 красочных иллюстраций. Эта огромная работа достойна высокой оценки. Альбом не предназначен для продажи и распространяется среди людей, причастных к деятельности Союза. Получилась ли в результате в полной мере ретроспектива истории жизни брянских художников — вопрос дискуссионный.
Во вступительной статье альбома много фотографий художников, позирующих в компании с разными брянскими начальниками. С годами начальники на фотографиях меняются, художники — стареют. Сегодня на вступление в Союз уже не стоят в очереди, как раньше. Престиж профессии упал. Большинству художников живется непросто. Союз в Брянске переживает нелегкие времена, упали доходы. И когда художница вместо художественных работ в мастерской вдруг берется строчить кожаные куртки, — это не значит, что она навеки завязала с живописью, просто ей надо на что-то жить. Оформительский «хлеб» Художественных мастерских растащили десятки брянских рекламных агентств. Вот, говорят, все крышу никак не могут починить в здании Союза. Вроде, городская власть обещала помочь в этом вопросе, да только обещанного, по поговорке, три года ждут.
Ну, а художники, как бы то ни было, превозмогая разнообразные трудности, работают. Вышедший альбом — это их отчет.
А все же хорошо, что есть в Брянске художники.
Юрий ВАСИЛЬЕВ