Страница50

БРЯНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ.  50 ЛЕТ.

50-летию Брянской организации Союза художников России тиражом 1360 экземпляров выпущен красочный альбом большого формата, посвященный истории организации и творчеству брянских художников.

Издание было напечатано в Литве и осуществлено с помощью гран­та областной администрации. Ре­шение о гранте принималось достаточно долго, и потому альбом смогли выпустить только в 2012 году, хотя юбилей был го­дом раньше. По неофициальным оценкам, выпуск обошелся в 700 тысяч рублей. Не­дешево, и все же деньги на ниве брянской культуры нередко сеют и куда более ши­роко и непонятно, а тут все — по делу. И качество печати альбома высокое, — ра­нее ничего подобного в Брянске просто не выходило, и объективность подачи соблюдена — в алфавитном порядке по развороту получил каждый брянский член творческого Союза, включая и ушедших из жизни. О каждом составлена подроб­ная биографическая справка, что делает на будущее издание ценным фактическим источником. Одно замечание: по сложив­шимся правилам, обычно при публикации работы указывается место ее нынешнего хранения, а в альбоме этот момент учтен не был десятилетий, что отчасти сужает общее представление о брянских художниках. В альбоме почти не представлены образцы социалистического реализма 60-70-х , нет жанровых картин того времени, сегодня столь ценимы среди коллекци­онеров. Например, этюды 50-х Виктора Воробьева для картины про кулаков «Хлеб нашли» сегодня можно оценивать совер­шенно по-новому. Зато замечательные образцы хрусталя здесь представ­лены во многом благода­ря собранию Дятьковского музея. Широко отражена и деятельность брянских скульпторов, среди кото­рых самые яркие — рабо­ты Коваленко, Козловой, Пензева, Каблукова.

В альбоме — слишком много пейзажей самого разного свойства и каче­ства, — их бы вот помень­ше! Много изображений Федора Тютчева, — по которым уже и не понять, а какой он был, наш клас­сик. Зато другой наш клас­сик, А.К. Толстой, почему- то интересует, судя по альбому, наших художни­ков куда меньше. Много в альбоме пафосных и лубочных Пересветов, на которых, видимо, пошла патриотиче­ская мода.

Листая альбом, в какой-то момент ло­вишь себя на мысли, что иные художники для применения своих сил и формы выра­жения и объекты долго не искали и, как говорится, далеко не ходили. Зато графи­ка Антонова, Калужиной, Бенцеля, батики Краснослободцевой, работы Алдошина, Хроменкова, Луневского, Валерия Кома­рова, как говорил поэт, пусть и по иному

Мне рассказывали, что материалы для альбома редакционный совет Союза из де­сяти человек собирал около года. В книге опубликовано более 500 красочных ил­люстраций. Эта огромная работа достойна высокой оценки. Альбом не предназначен для продажи и распространяется среди людей, причастных к деятельности Союза. Получилась ли в результате в полной мере ретроспектива истории жизни брянских художников — вопрос дискуссионный.

Во вступительной статье альбома много фотографий худож­ников, позирующих в компании с разными брянскими началь­никами. С годами начальники на фото­графиях меняются, ху­дожники — стареют. Сегодня на вступление в Союз уже не стоят в очереди, как раньше. Престиж профессии упал. Большинству ху­дожников живется не­просто. Союз в Брянске переживает нелегкие времена, упали дохо­ды. И когда художница вместо художествен­ных работ в мастерской вдруг берется строчить кожаные куртки, — это не значит, что она на­веки завязала с живо­писью, просто ей надо на что-то жить. Офор­мительский «хлеб» Художественных ма­стерских растащили десятки брянских ре­кламных агентств. Вот, говорят, все крышу никак не могут починить в здании Союза. Вроде, городская власть обещала помочь в этом вопросе, да только обещанного, по поговорке, три года ждут.

Ну, а художники, как бы то ни было, пре­возмогая разнообразные трудности, рабо­тают. Вышедший альбом — это их отчет.

А все же хорошо, что есть в Брянске ху­дожники.

Юрий ВАСИЛЬЕВ