5-я отчетная выставка Брянского отделения «творческого союза художников россии»
Художники охотно впустили нас в свой мир — яркий, необычный, в чем- то даже фантастический, где трансформируются в причудливые формы впечатления от обыденного. Раскрыли душу, чтобы поделиться сокровенным с каждым и сейчас.
И хотя посетители поначалу упирались в дверь с несметным количеством замков и засовов, когда-то надежно хранивших людские тайны, она не была препятствием. Наоборот — предваряла встречу с работами, согретыми теплом рук и сердец мастеров. Эту символичную инсталляцию придумал молодой график Роман Рудаков, полет фантазии которого не скован догмами. С восторгом зрители приняли вторую его работу — «Реакцию на синий свет», где джинсы, сушащиеся на заборе, сливаются с небесной лазурью, растворяясь в ней. Получилось эпатажно и весело.
В арт-объектах воплотились мысли, переживания и наблюдения художников. В попытке по-своему интерпретировать реальность они проявили большую эмоциональность и изобретательность. Разные по возрасту, творческим взглядам, направлениям и изобразительным приемам, они получили возможность быть услышанными после паузы, затянувшейся на три года.
— Главное слово — и в названии союза, и в его деятельности — творчество,— говорит руководитель регионального отделения Сергей Клещиков. — А еще свобода и демократизм, но с опорой на классическую школу, художественное образование, хорошую профессиональную подготовку. У многих нынешних ребят школы нет, одно горение. Им бы походить в изостудию при каком-нибудь ДК, как мы когда-то. Хотя приятно, что при нынешнем бардаке, как трава из-под асфальта, прорастает в молодых генетическая культура. Значит, родник творчества не заглохнет.
Убедиться в этом смогли зрители — целый зал был отдан начинающим автоpaм — участникам проекта «Арт-бульвар», над которыми, похоже, Клещиков взял шефство. Советовал, консультировал, беседовал за жизнь. Оля Ларичева, Юлия Лившиц, Евгений Аверин, Вероника Малинина, Аня Петрова... Запомните эти имена. Мы их услышим еще не раз.
Правда, сейчас молодежи еще расти и расти до корифеев. Таких, как 72-летний живописец Виктор Чернов, чьи полотна. необычайно сочны и колоритны. Чернов, выпускник Строгановки, друг основателя ТСХ Эдуарда Дробицкого (ныне, увы, покойного). Большую часть жизни провел в Москве — на Малой Грузинской. Недавно волею судеб перебрался в Брянск и, по словам Сергея Клещикова, хорошо вписался и в коллектив, и в выставку. Работы Чернова не спутаешь ни с чем. Они в духе Павла Филонова — лидера русского авангарда 1920- 1930-х годов. Филоновский стиль представляет собой смешение беспредметных форм и фрагментов, в россыпи которых угадывается целое. Картина развивается из точки подобно прорастающему зерну. Каждая мелочь, каждый атом отчетливо прописан. Впечатление непередаваемое. Мимо его натюрморта «Яблоки», «Рыбака» и «Паганини» невозможно пройти, настолько они притягательны.
По соседству — полотна Юлии Аганесовой из Калуги — совершенно в другой, не менее сложной технике. Это многослойная живопись, когда нижний слой светится из-под верхнего. Бранден- бургские ворота Берлина, утонувшие в бирюзовой туманной дымке, жаркая, запеченная солнцем Яффа в коричнево-оранжевых тонах... Художница священнодействует, стараясь передать возвышенность чувств, охвативших ее во время путешествий.
У Александра Конькова свои художественные приемы, легкая, приятная манера письма. Все, за что он ни берется, делает с душой. Его «Цветы» и «Натюрморт праздничный», «Космос» и «Бабочка Лоренца» хоть и не броски, зато наполнены музыкой сердца.
Вообще было много пейзажей — легких акварельных Сергея Мельникова, «кабинетных», в традициях Саврасова и Левитана — Владимира Груздова и Елены Авраменко. Архитектор Людмила Валь- цыферова из поездки на юг привезла пастели. На них словно припудренная солнечной пылью Одесса- знаменитая Ришельевская улица, порт.
Владимир Саможенов, известный своими дивными акварелями, создал серию портретов. На одном из них — композитор Владимир Дубинин, как говорится, при полном параде (точнее, в мундире офицера русских войск начала 19-го века). Похоже, живописца вдохновила кантата «Жизнь и война», написанная Дубининым к 200-летию Отечественной войны 1812 года.
Не обошел эту тему в своем творчестве и скульптор Александр Ромашевский, изваявший бюст участника Бородинского сражения генерала Александра Тучкова.
Как всегда, удивил и порадовал Олег Селиверстов — художник с уникальным внутренним миром, создающий собственную реальность. Его диптих «Две Марии» — своеобразный экскурс в прошлое, попытка объединить земное и небесное, предметность и условность изображения.
Выставил свои работы один из лучших фотохудожников Брянска Александр Поддубный. Философ, полублаженный, он зачарованно смотрит на мир, благоговея перед каждым лютиком, мотыльком.
Все тот же Роман Рудаков сделал ход конем.
В прямом смысле. Он сва рил из листов железа диковинное существо, больше правда, похожее на зебру.
Многие удивились: при чем тут хлам?! Оказалось, это аббревиатура из начальных букв нескольких слов и расшифровывается так — художники, литераторы, артисты и музыканты. Для кого-то они элита общества, для кого-то — бездельники и тунеядцы.
Сергей Клещиков в вечном поиске новых форм, нового материала. Его монументальный витраж «Спас Нерукотворный» вполне соответствует православным канонам и мог бы украсить конференц- зал какого-нибудь «Избор- ского клуба», радеющего за возрождение русского духа и духовности. А вот живописная картина «Ваши вишни, мадам» понравится любителям экспрессионизма. Экспериментирует он, как дизайнер, и со стеклом. Четыре блюда с портретами Ленина, Маркса, Че Гевары и Мао, помещенные в соты (ниши), составляют т.н. «Интергрупп» и вместе с часами и «Первомайским букетом» из комсомольских и пионерских значков дизайнера Марины Зверко- вич образуют уголок советского быта. Здесь же сверкает и переливается огоньками стеклянная банка с осколками советского хрусталя (М. Зверко- вич. «Под колпаком»). Над нею проплывает светящаяся рыба С. Клещикова, сделанная из пластика от пивных бутылок в оправе из консервных банок. Такое необычное бра...
На все это великолепие взирают с ужасом и восторгом лики-маски, созданные Александром Чичикановым. Оригинальная композиция из дерева, гипса и эмали названа просто — «Эмоции».
Эмоций — положительных — зрителям хватало. Они чувствовали себя астронавтами, путешествующими по необъятной вселенной человеческой души. Жаль только, у чиновников от культуры не нашлось для этого времени...
Ирина МАРЧЕНКОВА.
Фото Владимира АМОСОВА и Ольги ФЕДОТОВСКОЙ.