Страница5-я

5-я отчетная выставка Брянского  отделения «творческого союза художников россии»

Художники охотно впу­стили нас в свой мир — яркий, необычный, в чем- то даже фантастический, где трансформируют­ся в причудливые фор­мы впечатления от обы­денного. Раскрыли душу, чтобы поделиться со­кровенным с каждым и сейчас.

И хотя посетители по­началу упирались в дверь с несметным количеством замков и засовов, когда-то надежно хранивших люд­ские тайны, она не была препятствием. Наобо­рот — предваряла встре­чу с работами, согретыми теплом рук и сердец ма­стеров. Эту символичную инсталляцию придумал молодой график Роман Рудаков, полет фантазии которого не скован дог­мами. С восторгом зри­тели приняли вторую его работу — «Реакцию на синий свет», где джин­сы, сушащиеся на заборе, сливаются с небесной ла­зурью, растворяясь в ней. Получилось эпатажно и весело.

В арт-объектах во­плотились мысли, пере­живания и наблюдения художников. В попыт­ке по-своему интерпре­тировать реальность они проявили большую эмо­циональность и изобре­тательность. Разные по возрасту, творческим взглядам, направлени­ям и изобразительным приемам, они получили возможность быть услы­шанными после паузы, затянувшейся на три года.

— Главное слово — и в названии союза, и в его деятельности — творчество,— говорит ру­ководитель регионального отделения Сергей Клещи­ков. — А еще свобода и де­мократизм, но с опорой на классическую школу, ху­дожественное образование, хорошую профессиональ­ную подготовку. У мно­гих нынешних ребят шко­лы нет, одно горение. Им бы походить в изостудию при каком-нибудь ДК, как мы когда-то. Хотя прият­но, что при нынешнем бардаке, как трава из-под асфальта, прорастает в мо­лодых генетическая куль­тура. Значит, родник твор­чества не заглохнет.

Убедиться в этом смогли зрители — целый зал был отдан начинающим автоpaм — участникам проек­та «Арт-бульвар», над кото­рыми, похоже, Клещиков взял шефство. Советовал, консультировал, беседо­вал за жизнь. Оля Лари­чева, Юлия Лившиц, Ев­гений Аверин, Вероника Малинина, Аня Петрова... Запомните эти имена. Мы их услышим еще не раз.

Правда, сейчас моло­дежи еще расти и расти до корифеев. Таких, как 72-летний живописец Виктор Чернов, чьи по­лотна. необычайно соч­ны и колоритны. Чернов, выпускник Строгановки, друг основателя ТСХ Эду­арда Дробицкого (ныне, увы, покойного). Большую часть жизни провел в Мо­скве — на Малой Грузин­ской. Недавно волею судеб перебрался в Брянск и, по словам Сергея Клещикова, хорошо вписался и в кол­лектив, и в выставку. Ра­боты Чернова не спута­ешь ни с чем. Они в духе Павла Филонова — лидера русского авангарда 1920- 1930-х годов. Филоновский стиль представляет собой смешение беспредметных форм и фрагментов, в рос­сыпи которых угадывается целое. Картина развивает­ся из точки подобно про­растающему зерну. Каж­дая мелочь, каждый атом отчетливо прописан. Впе­чатление непередаваемое. Мимо его натюрморта «Яблоки», «Рыбака» и «Па­ганини» невозможно прой­ти, настолько они притя­гательны.

По соседству — полот­на Юлии Аганесовой из Калуги — совершенно в другой, не менее слож­ной технике. Это много­слойная живопись, ког­да нижний слой светится из-под верхнего. Бранден- бургские ворота Берлина, утонувшие в бирюзовой туманной дымке, жаркая, запеченная солнцем Яффа в коричнево-оранжевых тонах... Художница свя­щеннодействует, стараясь передать возвышенность чувств, охвативших ее во время путешествий.

У Александра Конькова свои художественные при­емы, легкая, приятная ма­нера письма. Все, за что он ни берется, делает с ду­шой. Его «Цветы» и «На­тюрморт праздничный», «Космос» и «Бабочка Ло­ренца» хоть и не броски, зато наполнены музыкой сердца.

Вообще было много пей­зажей — легких акварель­ных Сергея Мельникова, «кабинетных», в традици­ях Саврасова и Левита­на — Владимира Груздова и Елены Авраменко. Ар­хитектор Людмила Валь- цыферова из поездки на юг привезла пастели. На них словно припудренная солнечной пылью Одесса- знаменитая Ришельевская улица, порт.

Владимир Саможенов, известный своими див­ными акварелями, создал серию портретов. На од­ном из них — композитор Владимир Дубинин, как говорится, при полном параде (точнее, в мунди­ре офицера русских войск начала 19-го века). Похо­же, живописца вдохновила кантата «Жизнь и война», написанная Дубининым к 200-летию Отечествен­ной войны 1812 года.

Не обошел эту тему в своем творчестве и скульптор Александр Ромашевский, изваявший бюст участника Бородин­ского сражения генерала Александра Тучкова.

Как всегда, удивил и порадовал Олег Се­ливерстов — художник с уникальным внутрен­ним миром, создающий собственную реальность. Его диптих «Две Ма­рии» — своеобразный экс­курс в прошлое, попытка объединить земное и не­бесное, предметность и ус­ловность изображения.

Выставил свои работы один из лучших фотоху­дожников Брянска Алек­сандр Поддубный. Фило­соф, полублаженный, он зачарованно смотрит на мир, благоговея перед каж­дым лютиком, мотыльком.

Все тот же Роман Ру­даков сделал ход конем.

В прямом смысле. Он сва рил из листов железа диковинное существо, больше правда, похожее на зебру.

Многие удиви­лись: при чем тут хлам?! Оказалось, это аббреви­атура из начальных букв нескольких слов и рас­шифровывается так — ху­дожники, литераторы, ар­тисты и музыканты. Для кого-то они элита обще­ства, для кого-то — без­дельники и тунеядцы.

Сергей Клещиков в веч­ном поиске новых форм, нового материала. Его монументальный витраж «Спас Нерукотворный» вполне соответствует пра­вославным канонам и мог бы украсить конференц- зал какого-нибудь «Избор- ского клуба», радеющего за возрождение русского духа и духовности. А вот жи­вописная картина «Ваши вишни, мадам» понравит­ся любителям экспрессио­низма. Экспериментирует он, как дизайнер, и со сте­клом. Четыре блюда с пор­третами Ленина, Маркса, Че Гевары и Мао, поме­щенные в соты (ниши), составляют т.н. «Интер­групп» и вместе с часа­ми и «Первомайским бу­кетом» из комсомольских и пионерских значков ди­зайнера Марины Зверко- вич образуют уголок со­ветского быта. Здесь же сверкает и переливается огоньками стеклянная банка с осколками совет­ского хрусталя (М. Зверко- вич. «Под колпаком»). Над нею проплывает светяща­яся рыба С. Клещикова, сделанная из пластика от пивных бутылок в оправе из консервных банок. Та­кое необычное бра...

На все это великоле­пие взирают с ужасом и восторгом лики-маски, созданные Александром Чичикановым. Ориги­нальная композиция из дерева, гипса и эмали на­звана просто — «Эмоции».

Эмоций — положитель­ных — зрителям хватало. Они чувствовали себя астронавтами, путеше­ствующими по необъят­ной вселенной человече­ской души. Жаль только, у чиновников от культуры не нашлось для этого вре­мени...

Ирина МАРЧЕНКОВА.

Фото Владимира АМОСОВА и Ольги ФЕДОТОВСКОЙ.