Страница34

Сигнализация и связь (ШЧ 34) Брянск

Сегодня многие уже не знают, что такое семафор. А ведь это, между прочим, один из популярных символов железной дороги. Слово «семафор» пришло к нам из греческого языка. В переводе оно означает «знак несущий». Этот путевой ста­ционарный сигнальный прибор в недалеком прошлом можно было видеть всю­ду на железных дорогах нашей страны. Высокая мачта, красные крылья, ночью цветные горящие фонари. От будки стрелочника с приводным рычагом-«гуса-ком» к семафору на многие метры тянулась проволочная проводка с роликами и балансиром. Семафор поднят — путь поезду открыт, ночью горит красный свет —  закрыт. Семафорам, особенно в самые поздние времена, сопутствовала так называемая «жезловка» — электрожезловая система сигнализации.

В Брянске размещены две дистанции сигнализации и связи: Брянск-Льгов­ская и Брянск-Сухиничская. У обоих коллективов богатые традиции. Старшее поколение трудилось еще на телеграфных аппаратах «Бордо», «Морзе» — точка

—  тире, точка — тире... Служба телеграфа на узле Брянск-Льговский в 1922
году была переименована в службу связи и электротехники. Через три года пос­
ле этого вступила в строй телефонная станция на триста номеров. В середине
сороковых годов связисты, возглавляемые в то время Хуторским, вышли на одно
из передовых мест среди дистанций НКПС.

На Брянске II вскоре вступила в строй новая телефонная станция на семьсот пятьдесят номеров и загородная телефонная станция на десять цепей. Многие работники под бомбежкой обеспечивали в войну бесперебойную связь, так не­обходимую для продвижения поездов, несли службу на других важных объ­ектах. Коллектив помнит и чтит электромехаников Михаила Ананко, Василия Нелидова, монтера связи Филиппа Коробкова, погибших при исполнении своих обязанностей во время вражеского налета авиации.

Не забывает коллектив и о тех работниках, кто мужественно сражался на фронтах Великой Отечественной войны, а после демобилизации активно тру­дился в дистанции: Е.М. Барсукова, Н.В. Дроздовская, Р.К. Сидоренко, В.М. Аниканова, Л.Н. Шкуратова, И.П. Гришкин, Р.Н. Гессе, К.Ф. Малахов...

Многие годы отдал налаживанию связи В.Б. Денисенков, возглавляя дистан­ции связи на Брянске I, Брянске II, а затем работая в отделении дороги. На его глазах и при его участии происходили колоссальные изменения в связи.

Один инженер, один техник и восемьдесят рабочих — таков был штат Брянск-Орловской дистанции сигнализации и связи, созданной в 1938 году. В ее распоряжении из транспорта были съемная дрезина и лошадь.

Поток грузовых и пассажирских поездов возрастал. Требовалось дополни­тельное оснащение узла Брянск I новой электрической сигнализацией. За дело взялись специалисты. На узле и станции Орджоникидзеград были построены новые централизованные посты, оборудованные новейшими для того времени системами. Активно велась работа по замене телеграфных аппаратов «Морзе» на более быстродействующие, введению избирательной, многоканальной связи и т.д. Были намечены перспективы дальнейшего развития средств автоматики и телемеханики. Помешала осуществить намеченное война. Многое сделано свя­зистами в послевоенный период.

Ушли в прошлое «крылатые» семафоры — их заменили светофоры. На смену стрелочнику пришла автоматика. В строй вступила автоматическая телефонная станция... Со временем Брянск-Орловская дистанция слилась с Сухиничской и получила новое название Брянск-Сухиничская дистанция сигнализации и связи.

Связисты ныне двух действующих дистанций — высококвалифицированные коллективы. Здесь в основном трудятся инженеры и техники. Они обслуживают автоматическую блокировку и централизованные стрелки, автоматические телефонные станции, систему продажи железнодорожных билетов «Экспресс», связь и радиосвязь, устройства локомотивной сигнализации... Связисты нужны ныне повсюду.

Я. Соколов