20-е годы: Мужчины и женщины брянской деревни
В Российском Государственном архиве экономики в фонде №396 «Крестьянской газеты» (в 20-е годы прошлого века по популярности и тиражам она спорила с «Правдой») обнаружено множество неопубликованных писем брянских крестьян. По искренности и особенности слога они сродни текстам необыкновенного писателя Андрея Платонова.
КОВАРНАЯ ЖЕНЩИНА
«Дорогая «Крестьянская газета». У нас на территории Брянской губернии бывают такие случаи. Сойдется пара молодых людей, зарегистрируются в волостном загсе. Поживут два-три месяца, и женщина начинает кабызится, я теперь прав больше твоих имею, стала членом семейства, но жить с тобой не хочу. Подам в суд и получу часть твоего имущества. Пусть твои родители прожили по пятьдесят лет, но суд присудил ей полную часть имущества.
Пусть объяснит нам орган рабоче-крестьянской власти, что допустимо. Эта женщина прожила у нас только три месяца и то во время зимы, и вот получила с нас полную часть. Она сможет за год так управиться и выйти замуж три раза и тогда получит три части имущества».
Балакин Николай, комсомолец села Робья Карачевского уезда Брянской губернии. 1925 год.
НАУЧНОМУ ВЗГЛЯДУ НЕ ДОСТИГЛИ
«С тех пор как вечная утеха мужчины царила над женщиной, тогда трудно было понимать, для чего растет и живет женщина. Жизнь и работа женщины вполне всем понятна, потому что пускай хотя бы одна сказала, что я неправ, и я думаю, что такой не найдется и не посмеет перечить прошлому поведению мужчины над женщиной. Не знаю, везде ли мерить на один аршин, но скажу про свою местность, поскольку все это понятно.
Возьмем сначала средние лета, первые годы замужества или в возрасте 20-25 лет. У нас в таких летах женщина остается солдаткой и за весь период существования ее без мужа она более чувствует себя свободной и принимает участие во всех тех же организациях, какие ей предлагают делегатки с волисполкома и с уисполкома или какая придет с ближайшей фабрики. Весь женский персонал всегда готов пойти за красивыми словами, руководствуясь тем, что ее муж в Красной армии и не перечит участвовать в кружках.
Но не стану одобрять тот актив, который следит и научает деревенскую женщину тому, чтобы она могла пойти по той новой жизни. Волостные организации бывают в деревне в год только один раз, и за это малое время деревенская женщина не может понять, что всего ей наговорили во время начала перевыборов. Случается часто, приезжает волостной организатор женщина, собирает членское собрание и поставит повестку, где много всякой чепухи, что она и сама не может разрешить. Мало какая женщина выслушает все ее красноречие и по невозможности дождаться конца так и уходит без никаких результатов. И дальше дела все глохнут и глохнут.
Молодое поколение женского пола от верующей стороны отбились, а научному взгляду не достигли нисколько. Взять хотя бы девичью сторону, то посмотреть на эту картину совсем дико и обидно. Захочет, например, парень, жениться, спросит у девки, пойдешь, мол, за меня замуж. Пойду, отвечает, да еще не знаю хорошо, спрошу у родных и завтра ответ дам. Дождался парень ответа от родных ее, что нельзя без венца, и вынужден соглашаться, потому что религиозная тема тут продолжается.
Надо, чтобы женские организаторы чаще посещали деревню, иначе при такой работе еще будет тянуться женская темнота десятки лет и больше».
Корреспондент № 3018 Кирилл Кравцов, дер. Малые Щербиничи, Злынковская волость, Новозыбковский уезд, 13 апреля 1926 года
ШИРЕ ДОРОГУ ЖЕНЩИНЕ
«До революции наши крестьянки были своими мужьями забиты и поставлены в тупик. Женщина не скоро стала требовать свои права, когда и пришла Советская власть, а все подчинялась воле мужа. Много пришлось поработать нашей местной ячейке РКПб, которая находится при с. Уношево и нашим шефам-рабочим Зубовской фабрики Клинцов. В результате оказалось, что наши женщины больше интересуются общественной работой, чем мужчины. Вот факт. 3 января в нашей деревне Ямное прошли перевыборы народных заседателей. На сход пришло больше женщин, чем мужчин. «Дядьки» смеются: «Ишь чтось у леса здохло, что бабы пришли. В судьи штоль хотят... посмотрим што с их будет». А вышло то, что женщины провели в народные заседатели своих трех боевых женщин и еще один — мужчина. Шире дорогу женщине на общественную работу».
Селькор № 5055 П. Храм- цов, д. Ямное Гордеевской волости Клинцовского уезда, 14 янв.1926 года
БОЛЕЕ ПРЕДАННЫЕ К КОМПАРТИИ
«В день 8 марта в селе Покров состоялось женское собрание. Т. Легенес сделал доклад о Международном дне женщин. По заслушанному докладу женщины постановили войти в общественную работу и примкнуть к РКЛСМ И РКП. По докладу о выборе делегаток постановили выделить девять женщин более преданных к Компартии, которые должны вести работу среди остальных женщин, на первое время получили разъяснение тех или иных вопросов, связанных чисто с одиночеством и повседневной деревенской работой». Гражданин Николай Матюхин из села Покров, Карачевской волости Брянской губернии.1925 год
ВМЕСТО СВЕТА
«В селе Добрик Брасовской волости мы, женщины, избрали женотдел — образованных женщин Шеламанову и Щепкину. Думали, что они как грамотные специалисты принесут нам пользу, скорее помогут выбраться из темной бабьей доли, как обращаться с новорожденными младенцами, бороться со знахарством.
Но тов. Шеламанова с Щепкиной вместо света ведут нас по поповской дорожке, образовали из девчат и женщин церковный хор, делают усердные спевки, гастролируют в праздничные дни по церквам и не обращают никакого внимания на нашу бабью долю. Не нужны нам церковники. Пускай нам пришлют уполномоченного и выберут женотдел по нас».
Женщины Остроумова, Зюреева. 1925 год
ПОБИРАЕТСЯ ПО ХЛЕБ И ПЕНЬКУ
«В селе Алешковичи гражданка Харитина Савкина имеющая хозяйство — лошадь, жеребенка, корову, овец и прочее, хорошая хозпострой- ка, семья состоит из большей частью трудоспособных, пошла в чужие селения за двадцать верст от своего села, водит сына и побирается по хлеб и пеньку. И еще одна Стефани- да Киселева тоже самое имеет мужа, хозяйство, почти на всей улице никто так не живет. Бедняки рядом живущие не имеют куска хлеба, но побираться не идут. Им говорят: стыдно так делать. А они говорят, вот пеньки пособираем, а эти средства куда-нибудь сгодятся. И тут выходит, что эти, которые побираются, просят милостыню у тех, которые живут в несколько раз беднее их. Стыдно, таких нужно гнать с каждой хаты в шею».
Федор Прошин, член президиума Алешковского сельсовета Суземской волости Севского уезда. 1925 год
ОТЕЦ ДАЕТ ПЧЕЛ
«Отец мой служитель культа, и я с братьями и сестрами вследствие этого был лишен земельного надела. Хотя в этом селении мы живем 16 лет. В настоящее время я кончаю последнюю группу дятьков- ской школы второй ступени и хотел бы заняться земледелием. При этом отец мне дает всех пчел, которых он имел. Я с братьями желаю получить земельные наделы и также землю под пасеку. Прошу научить и показать, какими путями мне с братьями получить землю».
Александр Гречанинов, с. Любышь Бежицкого уезда Брянской губернии. 19 декабря 1924 года
ПРАЗДНИК В ДЕРЕВНЕ
«Наступает праздник Октябрьской революции. Комсомольцы Карчевский Яков и КарчевскийФедос суетятся, строят красную арку, ведут агитацию среди крестьян, чтобы в день праздника они не работали. Крестьяне согласились, и ни один в этот день не работал. В назначенное время крестьяне и крестьянки все вышли со знаменами на улицу встречать коллектив сельхозшколы. Присоединившись, крестьяне со школьниками пошли на поселок Петровку к арке, где и открылся митинг. В своих словах крестьяне говорили, что Красный октябрь освободил их от помещиков и капиталистов и отдал им всю землю, за что благодарят павших вождей революции».
Я. Салагин, Г. Чижов. с.Разрытое Брянской губернии. 10 ноября 1925 года
НЕ ПРЕРЫВАТЬ ПУТЬ
«При деревне Зимницких хуторов было общее собрание молодежи вечером 20 октября в присутствии членов Зимниц- кой ячейки РКЛСМ, что очень завлекло и понравилось всем. Но нас родные тормозят и не хотят пущать на новые собрания. Вношу редактору предложение, чтобы дал в газетке ответ нашим отцам, чтобы они не прерывали нам путь. Прошу поместить нашу статейку, которая очень важна для нашей молодежи и повлияет в наших темных местах на кулацкие предрассудки наших отцов».
Крестьянин Николай Гапонов, Бежицкий уезд, Брянская губерния. 1 925 год