Страница20-е годы

20-е годы: Мужчины и женщины брянской деревни

 В Российском Государственном архиве экономики в фонде №396 «Крестьянской газеты» (в 20-е годы прошлого века по популярности и тиражам она спорила с «Правдой»)  обнаружено множество неопубликованных писем брянских крестьян. По искренности и особенности слога они сродни текстам необыкновенного писателя Андрея Платонова.

КОВАРНАЯ ЖЕНЩИНА

«Дорогая «Крестьянская га­зета». У нас на территории Брян­ской губернии бывают такие случаи. Сойдется пара молодых людей, зарегистрируются в во­лостном загсе. Поживут два-три месяца, и женщина начинает кабызится, я теперь прав боль­ше твоих имею, стала членом семейства, но жить с тобой не хочу. Подам в суд и получу часть твоего имущества. Пусть твои родители прожили по пятьдесят лет, но суд присудил ей полную часть имущества.

Пусть объяснит нам орган рабоче-крестьянской власти, что допустимо. Эта женщина прожила у нас только три ме­сяца и то во время зимы, и вот получила с нас полную часть. Она сможет за год так упра­виться и выйти замуж три раза и тогда получит три части иму­щества».

Балакин Николай, ком­сомолец села Робья Карачевского уезда Брянской губернии. 1925 год.

НАУЧНОМУ ВЗГЛЯДУ НЕ ДОСТИГЛИ

«С тех пор как вечная утеха мужчины царила над женщи­ной, тогда трудно было пони­мать, для чего растет и живет женщина. Жизнь и работа женщины вполне всем понят­на, потому что пускай хотя бы одна сказала, что я неправ, и я думаю, что такой не найдется и не посмеет перечить прошлому поведению мужчины над жен­щиной. Не знаю, везде ли ме­рить на один аршин, но скажу про свою местность, поскольку все это понятно.

Возьмем сначала средние лета, первые годы замужества или в возрасте 20-25 лет. У нас в таких летах женщина остает­ся солдаткой и за весь период существования ее без мужа она более чувствует себя сво­бодной и принимает участие во всех тех же организациях, ка­кие ей предлагают делегатки с волисполкома и с уисполкома или какая придет с ближай­шей фабрики. Весь женский персонал всегда готов пойти за красивыми словами, руко­водствуясь тем, что ее муж в Красной армии и не перечит участвовать в кружках.

Но не стану одобрять тот ак­тив, который следит и научает деревенскую женщину тому, чтобы она могла пойти по той новой жизни. Волостные ор­ганизации бывают в деревне  в год только один раз, и за это малое время деревенская женщина не может понять, что всего ей наговорили во время начала перевыборов. Случа­ется часто, приезжает волост­ной организатор женщина, собирает членское собрание и поставит повестку, где много всякой чепухи, что она и сама не может разрешить. Мало ка­кая женщина выслушает все ее красноречие и по невоз­можности дождаться конца так и уходит без никаких ре­зультатов. И дальше дела все глохнут и глохнут.

Молодое поколение женско­го пола от верующей стороны отбились, а научному взгляду не достигли нисколько. Взять хотя бы девичью сторону, то посмотреть на эту картину со­всем дико и обидно. Захочет, например, парень, жениться, спросит у девки, пойдешь, мол, за меня замуж. Пойду, отве­чает, да еще не знаю хорошо, спрошу у родных и завтра от­вет дам. Дождался парень от­вета от родных ее, что нельзя без венца, и вынужден согла­шаться, потому что религиоз­ная тема тут продолжается.

Надо, чтобы женские орга­низаторы чаще посещали де­ревню, иначе при такой работе еще будет тянуться женская темнота десятки лет и боль­ше».

Корреспондент № 3018 Кирилл Кравцов, дер. Малые Щербиничи, Злынковская волость, Новозыбковский уезд, 13 апреля 1926 года

ШИРЕ ДОРОГУ ЖЕНЩИНЕ

«До революции наши кре­стьянки были своими мужья­ми забиты и поставлены в ту­пик. Женщина не скоро стала требовать свои права, когда и пришла Советская власть, а все подчинялась воле мужа. Много пришлось поработать нашей местной ячейке РКПб, которая находится при с. Уношево и нашим шефам-рабо­чим Зубовской фабрики Клинцов. В результате оказалось, что наши женщины больше интересуются общественной работой, чем мужчины. Вот факт. 3 января в нашей де­ревне Ямное прошли перевы­боры народных заседателей. На сход пришло больше жен­щин, чем мужчин. «Дядьки» смеются: «Ишь чтось у леса здохло, что бабы пришли. В судьи штоль хотят... посмо­трим што с их будет». А вы­шло то, что женщины провели в народные заседатели своих трех боевых женщин и еще один — мужчина. Шире доро­гу женщине на общественную работу».

Селькор № 5055 П. Храм- цов, д. Ямное Гордеевской волости Клинцовского уез­да, 14 янв.1926 года

БОЛЕЕ ПРЕДАННЫЕ К КОМПАРТИИ

«В день 8 марта в селе По­кров состоялось женское со­брание. Т. Легенес сделал до­клад о Международном дне женщин. По заслушанному до­кладу женщины постановили войти в общественную работу и примкнуть к РКЛСМ И РКП. По докладу о выборе делегаток постановили выделить девять женщин более преданных к Компартии, которые должны вести работу среди остальных женщин, на первое время по­лучили разъяснение тех или иных вопросов, связанных чи­сто с одиночеством и повсед­невной деревенской работой». Гражданин Николай Матюхин из села Покров, Карачевской волости Брянской губернии.1925 год

ВМЕСТО СВЕТА

«В селе Добрик Брасовской волости мы, женщины, избра­ли женотдел — образованных женщин Шеламанову и Щеп­кину. Думали, что они как гра­мотные специалисты принесут нам пользу, скорее помогут выбраться из темной бабьей доли, как обращаться с ново­рожденными младенцами, бо­роться со знахарством.

Но тов. Шеламанова с Щепкиной вместо света ведут нас по поповской дорожке, об­разовали из девчат и женщин церковный хор, делают усерд­ные спевки, гастролируют в праздничные дни по церквам и не обращают никакого вни­мания на нашу бабью долю. Не нужны нам церковники. Пускай нам пришлют уполномоченно­го и выберут женотдел по нас».

Женщины Остроумова, Зюреева. 1925 год

ПОБИРАЕТСЯ ПО ХЛЕБ И ПЕНЬКУ

«В селе Алешковичи граж­данка Харитина Савкина име­ющая хозяйство — лошадь, жеребенка, корову, овец и прочее, хорошая хозпострой- ка, семья состоит из большей частью трудоспособных, пошла в чужие селения за двадцать верст от своего села, водит сына и побирается по хлеб и пеньку. И еще одна Стефани- да Киселева тоже самое имеет мужа, хозяйство, почти на всей улице никто так не живет. Бед­няки рядом живущие не име­ют куска хлеба, но побираться не идут. Им говорят: стыдно так делать. А они говорят, вот пеньки пособираем, а эти сред­ства куда-нибудь сгодятся. И тут выходит, что эти, которые побираются, просят милосты­ню у тех, которые живут в не­сколько раз беднее их. Стыдно, таких нужно гнать с каждой хаты в шею».

Федор Прошин, член президиума Алешковского сельсовета Суземской во­лости Севского уезда. 1925 год

ОТЕЦ ДАЕТ ПЧЕЛ

«Отец мой служитель куль­та, и я с братьями и сестрами вследствие этого был лишен земельного надела. Хотя в этом селении мы живем 16 лет. В настоящее время я кончаю последнюю группу дятьков- ской школы второй ступени и хотел бы заняться земледе­лием. При этом отец мне дает всех пчел, которых он имел. Я с братьями желаю получить зе­мельные наделы и также зем­лю под пасеку. Прошу научить и показать, какими путями мне с братьями получить землю».

Александр Гречанинов, с. Любышь Бежицкого уезда Брянской губернии. 19 декабря 1924 года

ПРАЗДНИК В ДЕРЕВНЕ

«Наступает праздник Ок­тябрьской революции. Ком­сомольцы Карчевский Яков и КарчевскийФедос суетятся, строят красную арку, ведут аги­тацию среди крестьян, чтобы в день праздника они не работа­ли. Крестьяне согласились, и ни один в этот день не работал. В назначенное время крестья­не и крестьянки все вышли со знаменами на улицу встречать коллектив сельхозшколы. Присоединившись, крестьяне со школьниками пошли на по­селок Петровку к арке, где и открылся митинг. В своих сло­вах крестьяне говорили, что Красный октябрь освободил их от помещиков и капиталистов и отдал им всю землю, за что благодарят павших вождей революции».

Я. Салагин, Г. Чижов. с.Разрытое Брянской губер­нии. 10 ноября 1925 года

НЕ ПРЕРЫВАТЬ ПУТЬ

«При деревне Зимницких хуторов было общее собрание молодежи вечером 20 октября в присутствии членов Зимниц- кой ячейки РКЛСМ, что очень завлекло и понравилось всем. Но нас родные тормозят и не хотят пущать на новые собра­ния. Вношу редактору пред­ложение, чтобы дал в газетке ответ нашим отцам, чтобы они не прерывали нам путь. Прошу поместить нашу статейку, ко­торая очень важна для нашей молодежи и повлияет в наших темных местах на кулацкие предрассудки наших отцов».

Крестьянин Николай Гапонов, Бежицкий уезд, Брянская губерния. 1 925 год

  Женщины Брянска