Страница19

Брянская область ПАМЯТНИКИ XIX ВЕКА

К концу первой трети XIX века большой реалистический стиль рус­ской архитектуры - классицизм, господствовавший в стране в последней трети XVIII и в первой трети XIX века, к середине века угас.

Изменились социально-экономические и политические корни, пи­тавшие его.

В середине XIX века в России все более усиливался кризис феодаль­но-крепостнической системы, который привел к крестьянской реформе 1861 года. Страна становилась на путь капиталистического развития. Наступил период бурного развития промышленности и дальнейшего обострения классовых противоречий в городе и деревне.

Противоречия общественного развития России оказывали воздей­ствие на архитектуру разными путями. В области эстетики оказывали влияние вкусы и взгляды буржуазии, роль которой в экономике и куль­туре России становилась все более значительной. Эти влияния приво­дили то к реставраторской эклектике, то к кратковременной моде на стиль «модерн». Одновременно делались попытки возродить в новых постройках формы древнерусской архитектуры. Это возрождение по­шло по нескольким направлениям.

Первое направление - это так называемой «русско-византийский стиль». Его создатели и сторонники стремились соединить элементы древнерусского домонгольского и византийского зодчества. Их стрем­ления нашли поддержку в официальных правительственных кругах - в нём увидели воплощение националистических идей «православия и народности». Положительным в этом направлении были поиски древ­них национальных корней как в архитектуре, так и в изобразительном искусстве. Это направление проявилось более всего в культовом стро­ительстве.

Второе направление «псевдорусской» архитектуры делало попытку углубиться в изучение и освоение народного зодчества, обратилось к деревянным постройкам, особенно избам. В народном творчестве за­имствовались резное убранство фасадов, узоры вышивок, мотивы при­кладного искусства. Выработанные с их помощью формы применялись к зданиям различного назначения. Положительной чертой этого течения было стремление придать архитектуре не только национальный, но и более народный характер.

Ещё одно направление развития псевдорусского стиля в архитектуре последней трети XIX века представляло подражание русским, особенно московским церковным постройкам середины XVII века, это направле­ние к 1880-м годам вытеснило «византийский» стиль. Его характерной чертой является богатство, часто перегруженность деталями архитек­турной обработки зданий, попытка достичь живописности, узорности путем использования декоративных форм XVII века, выполняемых в кир­пиче, камне, с применением изразцов. Достоинством этого направления является развитие до высокого уровня техники кирпично-декоративнои кладки, детальная разработка декора каменных зданий.

В культовом строительстве местные зодчие должны были считаться с «образцовыми» проектами, «высочайше утверждёнными». Компо­зиционные решения церквей и основные декоративные приёмы их архитектурной обработки в большей степени следовали официальным образцам. Но нередко «казенная» архитектура смягчалась мотивами народного зодчества, особенно резьбой и другими элементами.

В гражданской архитектуре, как это особенно проявилось в злынков-ско-новозыбковской школе зодчества, нашло большее влияние второе и третье направления развития русской архитектуры последней трети XIX столетия - резное деревянное зодчество и кирпичное узорочье, полюбившиеся местным зодчим и их заказчикам.