Страница1881

БРЯНСКИЕ ЕВРЕИ УСТАМИ ГОРОДСКОГО ГОЛОВЫ. 1881 год.

В августе 1881 года Брянская городская Дума приняла постановление, которым городской управе предлагалось подготовить доклад о положении евреев в Брянске. С ним на 16-м очередном Брянском Уездном земском собрании 20 октября 1881 года выступил городской голова Невструев. Документ весьма любопытен не только с точки зрения статистики, но и в историческом плане, поэтому публику­ем его без существенных сокращений и изменений орфо­графического стиля.

* * *

"Лет 25 тому назад город не только не имел еврейско­го населения, но появление человека в длиннополом лодсардаке и с пейсами возбуждало общее любопытство. В настоящее время г. Брянск и уезд имеет по сведениям по­лиции следующее еврейское население: душ обоего пола в 1879 году: 1) в Брянске - 354; 2) в уезде - 424; в 1880 году - соответственно 270 и 215 душ. По однодневной переписи 26 сентября 1881 года значится евреев 376 душ обоего пола.

В  городе существовало 62 торговых и ре­месленных заведения, содержимых евреями. Из третьего рапорта той же депутации от 2 октября оказывается, что число 62 видоизменилось на 64... Эти 64 начальника се­мейств по занятиям распределяются так: 2 купца 1-й гиль­дии, 8 портных, 3 часовщика, 3 шапочника, 3 парикмахера и цирульника, 1 мясник, 1 резник, 2 стекольщика, 1 хлеб­ник, 1 переплетчик, 2 браковщика, 4 приказчика, 1 десят­ник, 1 золотых дел мастер, 10 подмастерьев и рабочих, 9 торговцев и 11 не имеющих определенных занятий. К этим 11-ти следует отнести и те 30 семейств в количестве 140 душ, которые ушли от всех торговых ревизий, но не ушли от однодневной переписи."

Насколько могут быть верны показания полиции о числе евреев можно уже судить потому, что по словам той же полиции, общее число жителей в Брянске в 1879 году было 21099, а год спустя - 22318 душ обоего пола. Зная систематическое уклонение евреев от всех законных тре­бований, можно утвердительно сказать, что результаты пе­реписи 26 сентября ниже очевидности.

Еврейское население города смело можно предпола­гать колеблющемся от 700 до 1000 душ. Достаточно прой­тись по улицам, заглянуть в общественные заведения, про­ехаться по железной дороге, чтобы увидеть, что некоторые дома в городе (Лялина, Плокатина, Лаврова) заселены ис­ключительно евреями и увешаны вывесками с еврейскими фамилиями. В пяти кабаках заведомо торгуют евреи под фирмою русских, на базаре всегда можно встретить евреев покупщиков и продавцов, в местном арсенале и при шос­сейной дороге Министерства путей сообщения подрядчики евреи. Во всех трех банках можно найти еврейские креди­ты, известные ростовщики - евреи, на станции Брянск Ор­ловский евреи свободно производят разные гешефты.

В городских учебных заведениях обуча­ется 22 еврейских детей.

В городе 2 еврейских молитвенных дома. В праздники целые толпы евреев совершают публично свои религиоз­ные обряды, направляясь по улицам.

Что же способствовало такому быстрому наплыву ев­реев в край, не знавший их 25 лет тому назад? Город, сто­ящий на судоходной реке, на железной и шоссейных доро­гах, вблизи больших заводов, имеющий три банка, теле­граф и окруженный уездом далеко не земледельческим, главное богатство которого составляют вырубаемые леса, представляет весьма удобную почву для эксплуатации. В городе, который служит ближайшей железнодорожной станцией для городов с еврейским населением (Почеп, Мглин, Стародуб, Новгород-Северский), который перева­ливает товары для названных городов, в который в празд­ничные дни является фабричный люд проживать свой не­дельный заработок... представляет обширное поле для все­возможных еврейских гешефтов.

Нельзя же быть на самом деле настолько легковерным, чтобы предполагать, что все эти часовых, золотых, уксус­ных, точения бритв и т.д. дел мастера, занимались бы толь­ко своими ремеслами. Например, еврей Войтинский лишь думает делать уксус, а в действительности отправляет бо­гослужение своих единоверцев. А другой, часовщик Гитин, является фактором на Свенской ярмарке. Что прожи­вающие здесь евреи не занимаются тем, чем они занимать­ся должны, признает и Орловское Губернское Правление в постановлении своем от 19 августа с.г., и лучше всего под­тверждается тем глухим неудовольствием, которое, обна­руживалось в коренных жителях 9 мая с.г., но были и дру­гие причины быстрого расселения евреев в крае. Жалобы коренного населения на наплыв евреев в городе начались уже 8 лет тому назад.

2 сентября 1873 года Орловское Губернское Правление предписывает местному Исправнику выдворим, евреев, не имеющих права жить в городе. 13 июня 1874 года господин Исправник доносит рапортом Губернскому Правлению, что проживающих в Брянске евреев 53 семей­ства и если евреев в Брянске действительно прибавилось в последнее время, то не столько постоянно живущих, сколько ежедневно приезжающих и уезжающих по Орловско-Витсбской ж.д.

После состоявшегося' 19 августа 1881 года постанов­ления Губернского Правления местная полиция приступи­ла и по-видимому весьма ревностно к поверке всех евреев, проживающих в Брянске. Поднимается суматоха невообра­зимая среди всего еврейского населения, посылаются жа­лобы на притеснения, едут депутации с ходатайствами...".