БРЯНСКИЕ ЕВРЕИ УСТАМИ ГОРОДСКОГО ГОЛОВЫ. 1881 год.
В августе 1881 года Брянская городская Дума приняла постановление, которым городской управе предлагалось подготовить доклад о положении евреев в Брянске. С ним на 16-м очередном Брянском Уездном земском собрании 20 октября 1881 года выступил городской голова Невструев. Документ весьма любопытен не только с точки зрения статистики, но и в историческом плане, поэтому публикуем его без существенных сокращений и изменений орфографического стиля.
* * *
"Лет 25 тому назад город не только не имел еврейского населения, но появление человека в длиннополом лодсардаке и с пейсами возбуждало общее любопытство. В настоящее время г. Брянск и уезд имеет по сведениям полиции следующее еврейское население: душ обоего пола в 1879 году: 1) в Брянске - 354; 2) в уезде - 424; в 1880 году - соответственно 270 и 215 душ. По однодневной переписи 26 сентября 1881 года значится евреев 376 душ обоего пола.
В городе существовало 62 торговых и ремесленных заведения, содержимых евреями. Из третьего рапорта той же депутации от 2 октября оказывается, что число 62 видоизменилось на 64... Эти 64 начальника семейств по занятиям распределяются так: 2 купца 1-й гильдии, 8 портных, 3 часовщика, 3 шапочника, 3 парикмахера и цирульника, 1 мясник, 1 резник, 2 стекольщика, 1 хлебник, 1 переплетчик, 2 браковщика, 4 приказчика, 1 десятник, 1 золотых дел мастер, 10 подмастерьев и рабочих, 9 торговцев и 11 не имеющих определенных занятий. К этим 11-ти следует отнести и те 30 семейств в количестве 140 душ, которые ушли от всех торговых ревизий, но не ушли от однодневной переписи."
Насколько могут быть верны показания полиции о числе евреев можно уже судить потому, что по словам той же полиции, общее число жителей в Брянске в 1879 году было 21099, а год спустя - 22318 душ обоего пола. Зная систематическое уклонение евреев от всех законных требований, можно утвердительно сказать, что результаты переписи 26 сентября ниже очевидности.
Еврейское население города смело можно предполагать колеблющемся от 700 до 1000 душ. Достаточно пройтись по улицам, заглянуть в общественные заведения, проехаться по железной дороге, чтобы увидеть, что некоторые дома в городе (Лялина, Плокатина, Лаврова) заселены исключительно евреями и увешаны вывесками с еврейскими фамилиями. В пяти кабаках заведомо торгуют евреи под фирмою русских, на базаре всегда можно встретить евреев покупщиков и продавцов, в местном арсенале и при шоссейной дороге Министерства путей сообщения подрядчики евреи. Во всех трех банках можно найти еврейские кредиты, известные ростовщики - евреи, на станции Брянск Орловский евреи свободно производят разные гешефты.
В городских учебных заведениях обучается 22 еврейских детей.
В городе 2 еврейских молитвенных дома. В праздники целые толпы евреев совершают публично свои религиозные обряды, направляясь по улицам.
Что же способствовало такому быстрому наплыву евреев в край, не знавший их 25 лет тому назад? Город, стоящий на судоходной реке, на железной и шоссейных дорогах, вблизи больших заводов, имеющий три банка, телеграф и окруженный уездом далеко не земледельческим, главное богатство которого составляют вырубаемые леса, представляет весьма удобную почву для эксплуатации. В городе, который служит ближайшей железнодорожной станцией для городов с еврейским населением (Почеп, Мглин, Стародуб, Новгород-Северский), который переваливает товары для названных городов, в который в праздничные дни является фабричный люд проживать свой недельный заработок... представляет обширное поле для всевозможных еврейских гешефтов.
Нельзя же быть на самом деле настолько легковерным, чтобы предполагать, что все эти часовых, золотых, уксусных, точения бритв и т.д. дел мастера, занимались бы только своими ремеслами. Например, еврей Войтинский лишь думает делать уксус, а в действительности отправляет богослужение своих единоверцев. А другой, часовщик Гитин, является фактором на Свенской ярмарке. Что проживающие здесь евреи не занимаются тем, чем они заниматься должны, признает и Орловское Губернское Правление в постановлении своем от 19 августа с.г., и лучше всего подтверждается тем глухим неудовольствием, которое, обнаруживалось в коренных жителях 9 мая с.г., но были и другие причины быстрого расселения евреев в крае. Жалобы коренного населения на наплыв евреев в городе начались уже 8 лет тому назад.
2 сентября 1873 года Орловское Губернское Правление предписывает местному Исправнику выдворим, евреев, не имеющих права жить в городе. 13 июня 1874 года господин Исправник доносит рапортом Губернскому Правлению, что проживающих в Брянске евреев 53 семейства и если евреев в Брянске действительно прибавилось в последнее время, то не столько постоянно живущих, сколько ежедневно приезжающих и уезжающих по Орловско-Витсбской ж.д.
После состоявшегося' 19 августа 1881 года постановления Губернского Правления местная полиция приступила и по-видимому весьма ревностно к поверке всех евреев, проживающих в Брянске. Поднимается суматоха невообразимая среди всего еврейского населения, посылаются жалобы на притеснения, едут депутации с ходатайствами...".