Страница1864

Сила клятвы именем Божьим

Листая старые дела в брянском областном архиве, в толстенном деле брянских водочных сидельцев за 1864 год я наткнулся на исполненное типографским способом Клятвенное обещание. Текст его столь примечателен, что приведу его полностью.

«Я, нижепоименованный, обещаюсь и клянусь Все­могущим Богом, перед Святым его Евангелием и Жи­вотворящим крестом в том, что хощу и должен по чистой совести, без пристрастия и собственной ко­рысти, еще меньше по дружбе и вражде, в чем спраши­вай буду, по делу, к которому призван, показать самую сущую правду, без всякой утайки. А если что, при оном показании утаю или прибавлю, за то подвергаю себя в нынешней и будущей жизни перед Богом и судом Его страшным ответу, в заключение же сей моей клятвы целую Слово и Крест спасителя моего. Аминь».

Собственно, дела грешников-сидельцев, подтор­говывавших из-под прилавка неучтенной водкой, бычные, мелкие, не о чем говорить, кроме разве Клятвы этой. Влияли ли тогда на достоверность по­казаний в суде принятые клятвы? Думаю, безуслов­но, да. Согласно Книге пророка Иезекиля, сам Го­сподь не раз давал клятву с поднятой правой рукой. Помня это, уж не пошутишь.

Клятву именем Божьим в старинные времена давали не только в суде, и не только подсудимые, но чины суд творящие: сами судьи, заседатели су­дов, прокуроры и адвокаты. Присягу царю и его на­следнику в церквях приносили все его подданные. Кроме того чиновники присягали, заступая на го­сударственную службу, мещане и купцы, земские деятели — в своих собраниях. Обвинение «клят­вопреступник» в общественном мнении в ту пору было одним из самых ужасных, тем более, что для людей искренне верующих было великим грехом клятву нарушить.