Страница1853 г.

1853 г. ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО БРЯНСКА

План Брянска 1860 года. Государственный архив Брянской области

К 1853 г. Брянск в окружности имел 10 вёрст, под по-
селением находилась площадь в 271 десятину и 53 квад-
Деревянный Чёрный мост в Брянске. Фото конца XIX века

ратных сажени (что-то около 275 гектаров). В городе было
24 улицы и переулка, две площади и четыре кладбища.
Четыре брянских улицы были даже вымощены деревом,
но, как можно было узнать из приведённой выше замет-
ки 1834 г., не очень хорошо. К 1853 г. в городе выстроили
98 каменных и 1 758 деревянных домов, а также 17 пра-
вославных храмов, в том числе четыре деревянных, две
часовни и Петропавловский женский монастырь, в ко-
тором подвизались 104 монахини и послушницы. При
церквах на пожертвования брянских обывателей содер-
жались две женские богадельни. Ещё в городе действо-
вали три торговых бани в деревянных зданиях и одна
частная аптека в каменном доме.
В Брянске к 1853 г. работали 83 лавки, а именно: 33
хлебных, 17 с «красным» товаром (галантерея, одежда
и т. п.), 9 рыбных, 8 москательных и фруктовых, 5 ме-
лочных, 4 кожаные, 4 дегтярные и 3 железные. Если
говорить о промышленности, то в 1853 г. в Брянске ра-
ботали 15 кирпичных заводов, на каждом из которых
трудилось от 37 до 46 человек. Кирпичные заводы вы-
рабатывали в год от 30 до 120 тысяч кирпичей. Также
находились в городе два салотопенных завода (на одном
двое рабочих, на другом — пятеро), один пивоваренный
(от двух до четырёх рабочих). На пивоваренном заводе
в год вырабатывали до 3000 вёдер пива и до 100 вёдер
мёду — всего на 3200 рублей. В 1840-х годах все брян-
ские предприятия ежегодно выпускали продукции на
210 тысяч рублей серебром.
Почти половина этих промышленных доходов Брян-
ска — 98 тысяч рублей серебром в год — поступала от
пяти городских канатных заводов или фабрик, а так-
же от обслуживавших эти заводы пеньковых пряди-
лен. Прядильни вырабатывали из конопли пенько-
вую и паклевую пряжу, которую, в свою очередь, на
заводах свивали в корабельные канаты. Тогда, в эпоху
парусных флотов, канатов этих на один корабль нуж-
но было несколько тонн. Брянские канаты продавали
в наши Черноморские порты и даже в Константино-
поль (Стамбул). Если на канатных заводах работали
только горожане (в Брянске в зависимости от размера
предприятия на нём могли трудиться от 141 до 540 че-
ловек), то на пеньковые прядильни принимали и кре-
стьян, которым в год на их собственных харчах плати-
ли от 35 до 50 рублей серебром. Как писал 17 февраля
1854 г. брянский городничий: «По качеству и количеству
изделий замечательнейшие из канатных фабрик брян-
ского 2-й гильдии купца Николая Бабаева и почётных
граждан Мешковых…» Канатные фабрики располага-
лись вдоль Десны — три фабрики на правом, брянском,
берегу, напротив современного вокзала Брянск I, две —
на левом берегу, в пойме реки, напротив Арсенала и на-
бережной. Фабрики эти обозначены на плане Брянско-
го уезда, составленном в середине XIX века русскими
военными топографами. Кроме того, местонахождение
одной из брянских канатных фабрик описано и в город-
ской песенке, бытовавшей у нас ещё в начале ХХ века:
Против брянского вокзала,
На широком на лугу,
Ветха фабричка стояла,
Верьте совести, не лгу.
Ей хозяин был один,
Купец Чáмов господин,
Орендатор самый тот,
О ком сказано вперёд,
Ветхой фабрик подкрепил
И товару накупил,
Он нанял рабочих страсть,
Начинал канаты прясть.
Пряли девки и ребяты
Они разныи канаты.
Интересно, что к владельцу предприятия цитируе-
мая песенка относится вполне сочувственно, как к за-
ботливому человеку и благодетелю-работодателю го-
рожан. Когда на фабрике произошёл пожар и хозяин
прибыл на место происшествия:
…Он не кинулся к заводу,
Прямо кинулся к народу:
— «Живы ль, братцы-молодцы,
И здоровы ли отцы?»
И обещает рабочим через год выстроить новый за-
вод, который точно уж не загорится: «Ни от тучи, ни от
грому, хоть зажги внутри солому».
Пивной завод Климова также стоял за рекой, там,
где сейчас в Десну впадает Снежка. Брянские кир-
пичные заводы находились в своеобразной про-
мышленной зоне, которая тянулась от современного
перекрёстка улиц Урицкого и Красноармейской —

к площади Партизан и автовокзалу. Тогда это была
городская окраина.

Юрий Соловьёв