Страница1853

1853 г ГОРОД БРЯНСК И ЕГО ДОРОГИ

Деревянный Чёрный мост в Брянске. Фото конца XIX века

Если продолжить разговор о путях сообщения, то надо
сказать, что через Брянск к 1853 г. пролегали две страте-
гические шоссейные дороги — из Варшавы в Москву и из
Орла через Брянск на Рославль, а также торговая дорога
местного значения из Брянска в Жиздру. Но не нужно
обольщаться громкими названиями этих дорог. Проле-
гали они частью по песчаному, частью по глинистому
грунту, кое-где имели деревянные мосты через речки
и ручьи. Зимою эти дороги заносило снегом. Погода же
иногда могла преподнести жуткие сюрпризы. Например,
в августе 1839 г. во 2-й Полпинской лесной даче Брянско-
го уезда сильная буря повалила лес на площади 15 вёрст
в длину и 8 вёрст в ширину…
Брянск производил тогда на путешественников не
особенно приятное впечатление. Как писал один из них
в 1834 г.: «Брянск — город не маленький. Одна часть его

лежит на горе, довольно высоко, другая — у самого берега
реки Десны. Эта часть довольно грязная; мостовую заме-
няет ряд сплоченных брусьев, довольно дурно содержи-
мых, и потому езда но ним несносная, тряская и даже
опасная: того и гляди, что лошадь попадет в какую-ни-
будь дыру и сломит себе ногу. Вся эта часть города была
болотиста, и где не было этой бревенчатой мостовой,
грязь чуть не по колено». Опасность, грозящая проезжа-
ющим на некоторых брянских улицах, была отмечена
даже в военно-статистическом обозрении Орловской гу-
бернии, изданном в 1853 г. 1-м отделением Департамента
Генерального Штаба: «В самом городе Брянске встреча-
ется подъём на весьма крутую гору, при спуске с которой
необходимо тормозить экипажи». Действительно, когда
в 1830 г. в Брянск для ревизии прибыл вновь назначен-
ный орловский губернатор Аркадий Васильевич Кочу-
бей (1790–1878), то именно это препятствие сыграло с гу-
бернатором злую шутку. Спустя уже много лет Кочубей
вспоминал: «В Брянске со мною случилось происшествие:
мать тамошнего городского головы дала мне свою хоро-
шую коляску, запряжённую парою добрых, откормлен-
ных лошадей, которые поднимаясь на гору (Брянск сто-
ит на чрезвычайно гористой местности), остановились
и не могли удержать экипажа; коляска покатилась вниз,
причём, разумеется, поломалась. Мне немедленно до-
ставили другой экипаж, и я в нём доехал благополучно.
В тот же самый день в Брянске со мною был второй по-
добный же случай: когда я, по обревизованьи присутст-
венных мест, ехал обратно, то в моём экипаже лопнул
тормоз, и лошади меня понесли, но я и на этот раз счаст-
ливо избегнул случая быть опрокинутым».

 

Юрий Соловьёв