XVIII в. Развитие Брянска как торгового города.
Развитие Брянска, как 'торгового города, получило мощный толчок при Петре I. По указу Петра, который, как известно, покровительствовал торговле и «сделал очень много для создания и укрепления национального государства помещиков и торговцев» (И. Сталин), около 300 жителей Брянска были записаны в купцы. Учитывая, что помимо этих новоиспеченных "купцов были представители старого, купечества, можно определенно сказать, что Брянск уже получил ярко выраженное Лицо купеческого города.
Петр I во время войны со шведами, ожидая наступления Карла XII от Варшавы к Москве в 1709 году, выбрал Брянск как один из важных опорных пунктов главной оборонительной линии — Смоленск — Брянск— Чернигов. Город был заново укреплен. Вокруг всей Петровской горы был построен вал, а «от Смоленска до Брянска и от Брянска до тех мест, где великие поля и степи идут», строилась засека. В Брянске был учрежден арсенал, в котором находилось 64 пушки и 112 мортир болъгпого и малого калибров.
Петр I нашел удобным устроить в Брянске верфь для постройки речных судов. По плану Петра суда должны были спуститься по Десне, и Днепру в Черное море. Однако этот план ему не удалось осуществить.
В 1709 году указом. Петра I была образована Киевская губерния, в состав которой вошел и город Брянск.
Петр I заново организовал административное управление города. В связи с тем, что Брянск находился почти на рубеже: русского государства, была учреждена таможня, через которую проходили все товары, вывозимые за границу и -идущие в Россию.
Брянским купцам были даны большие привилегии в торговле, им принадлежало право: вести ровничную торговлю, в то.время как всем иногородним купцам было разрешено1 продавать товары только оптом.
В Брянске была сосредоточена торговля хлебом» пень, кой, воском, медом, изделиями из дерева и другими товарами. Развито было винокурение; винокурни находились в ведении так называемого' кабацкого: бурмистра. Купцы и ремесленники были подчинены торговому бурмистру. Высшая судебная власть сосредотачивалась в руках магистрата-. Посадское' население полрежнему "несло, на своих плечах все тяжелые повинности по укреплению обороны и благоустройству города, платило большие налоги.- В то время, когда купцы п дворяне наживали большие капиталы, городская беднота в тяжелом труде вела борьбу за каждый кусок хлеба, за каждый день своего существования.
Часть населения, жившая в Ямской слободе, занималась иевозничеетвом, или «ямскою гоньбою», как говорили в старину. Это была трудная работа, связанная со всевозможного рода лишениями и невзгодами. Нередко ямщики вместо платы за свой труд получали побои от царских опричников и нигде не могли найти себе защиту.
Находясь в Брянске, Петр I обратил внимание и на сельское хозяйство окрестных деревень. Он издал специальный указ, направленный на усовершенствование некоторых сельскохозяйственных работ в Орловской губернии.
Положение жителей Брянска в эпоху крепостного права и купеческого владычества было очень тяжелым, привилегии имели купцы, а крестьяне и городская беднота страдали от непосильных налогов и всякого рода повинностей. Жизнь крепостных крестьян в Брянске (в слободах, расположенных по- Верхнему и Нижнему Судкам, в Карачиже) была просто невыносимой. «Горюны» — так называли в Брянске монастырских крестьян, терпевших страшную нужду от Светского монастыря-крепостника. На многие десятки километров вокруг Брянска опутал своей властью население этот крупнейший монастырь-крепостник. Земли и леса, реки и озера, разные промыслы и далее бобровые гоны (добыча бобров для получения ценнейших бобровых шкурок) — все эти богатства безраздельно принадлежали, свенским монахам. 12 тысяч крепостных крестьян, сотни ремесленников работали на монастырь и были в полном смысле рабами церковников. - ^ Свенский монастырь имел большую силу в городском управлении (магистрате). Монастырское начальство изощрялось в самых жестоких мерах наказания людей. В монастырских тюрьмах-подвалах заживо гнили закованные в цепи жители города. Брянска и окрестных сел, осмелившиеся поднять протест против дикой и необузданной эвошюатации или невежества монахов. Десятки женщин монастырь обвинил в колдовстве или знахарстве, и заживо монастырские палачи закапывали их в землю или топили в глубоких омутах Десны.
Свенскнй монастырь был оплотом черной инквизиции на Ержщине, а его мношсотеиная армия монахов была злейшей сворой душителей правдолюбия, всего нового, живого и светлого.
Многие крестьяне и «работные люди», жившие в Брянске, не выдерживали гнета помещиков, монастыря н купцов, часто убегали в лесную глушь, там они выбирали себе атамана, уходили на дороги и нападали на помещиков и купцов.
В народных легендах и до сих пор сохранилась память о лихом атамане «гулящих людей» Кудеяре, который хозяйничал в брянский лесах, решительно расправлялся с .помещиками и купцами и был милостив к бедным людям, вдовам и сиротам.
Царское .правительство неоднократно посылало в брянские леса войсковые отряды для поимки беглых крестьян.
Попытка крестьян получить свободу кончилась печально. Многих бунтовщиков' замучили в тайных подвалах-помещика Гончарова^Насколько жутки были пытки, свидетельствует хотя бы такой факт,-что семью крестьянина Денисова с Нижнею Судка Гончаров живьем закопал в землю. Свыше 40 человек были убиты или изувечены воинскими отрядами й полицией, которые- усмиряли восставших крестьян.
«.„Надо екаеать также, что возвышение класса помещиков, содействие нарождавшемуся классу торговцев и укрепление национального государства этих классов происходило за счет крепостного крестьянства, с которого драли три шкуры».)
Для быстрейшего продвижения сырья а товаров капиталисты начали 'Строить железные дороги-, а это в свою очередь вызвало огромную потребность в. металле. Стали .появляться новые .металлургические и машиностроительные ваводы.
При Петре I-разведчики тульского заводчика Никиты Демидова обнаружили в брянских лесах железную руду.: В" 1775 году Демидов .построил в Людинове гарнопдавильный завод. Этот завод был первым промышленным предприятием в Брянском крае середине XIX века заводчик Мальцев добился на своих заводах прокатки рельсов и строил 'Сложные машины. На Сер'гиево-Радицком заводе с 1869 года Мальцев: начал производить вагоны.
Позднее Губонин —- предприимчивый кулак, ставший крупным капиталистом, в 1874 году создал акционерное общество «Брянското рельсопрокатного, железоделательного- и механического завода» (ныне Брянский паровозостроительный завод).
Используя дешевую рабочую силу — голодных крестьян Брянщины и Белоруссии и жестоко зкешюатируя их, Губонин в течение двух лет создал в Бежице крупнейший по тому времени рельсопрокатный завод. Уже в 1878 году завод давал Уз. всей выплавляемой в России стали, а число-рабочих на заводе достигало 5000.
Захваченный капиталистической конкуренцией с промышленным Югом, Брянский завод быстро рос, а с 1883 года перешел на (вагоностроение, в 1889 году стал выпускать паровозы. Вуевязи с ростом машиностроения на1:3.аводе возникает производство' стали из привозимого с юга чугуна. Ж 1911 году, со времени своего основания, Брянский паровозостроительный завод выпустил 2400 паровозов! и 36000 вагонов'.
. -. В XIX веке, особенно после освобождения крестьян ofc крепостного;права, началась «промышленная шрячха» и у брянских купцов. В Брянске возникают десятки мелких промышленных предприятий — канатные фабрики, лесопилки, развивается пенькопрядение. После постройки Орловско-Витебской железной доро
ги в 1868 году быстрее стала развиваться торговля. В
XX век Брянск вступил как город купцов, иромышлешга-
ков и бедноты. В 1913 году в нем насчитыва
лось уже 30690 жителей, преимущественно купцов, ку
старей, чиновников и духовенства. Рабочих было немно
гим более 3000 человек.
Театра, клубов, газет, библиотек город не имел. Купечесгво и мещанство жило дикой и разгульной жизнью.