Страница18

XVIII в. Развитие Брянска как торгового города.

Развитие Брянска, как 'торгового города, получило мощный толчок при Петре I. По указу Петра, который, как известно, покровительствовал торговле и «сделал очень много для создания и укрепления национального государства помещиков и торговцев» (И. Сталин), око­ло 300 жителей Брянска были записаны в купцы. Учи­тывая, что помимо этих новоиспеченных "купцов были представители старого, купечества, можно определенно сказать, что Брянск уже получил ярко выраженное Лицо купеческого города.

Петр I во время войны со шведами, ожидая наступ­ления Карла XII от Варшавы к Москве в 1709 году, выбрал Брянск как один из важных опорных пунктов главной оборонительной линии — Смоленск — Брянск— Чернигов. Город был заново укреплен. Вокруг всей Пет­ровской горы был построен вал, а «от Смоленска до Брянска и от Брянска до тех мест, где великие поля и степи идут», строилась засека. В Брянске был учрежден арсенал, в котором находилось 64 пушки и 112 мортир болъгпого и малого калибров.

Петр I нашел удобным устроить в Брянске верфь для постройки речных судов. По плану Петра суда должны были спуститься по Десне, и Днепру в Черное море. Однако этот план ему не удалось осуществить.

В 1709 году указом. Петра I была образована Киев­ская губерния, в состав которой вошел и город Брянск.

Петр I заново организовал административное управ­ление города. В связи с тем, что Брянск находился по­чти на рубеже: русского государства, была учреждена таможня, через которую проходили все товары, вывози­мые за границу и -идущие в Россию.

Брянским купцам были даны большие привилегии в торговле, им принадлежало право: вести ровничную тор­говлю, в то.время как всем иногородним купцам было разрешено1 продавать товары только оптом.

В Брянске была сосредоточена торговля хлебом» пень, кой, воском, медом, изделиями из дерева и другими то­варами. Развито было винокурение; винокурни находи­лись в ведении так называемого' кабацкого: бурмистра. Купцы и ремесленники были подчинены торговому бур­мистру. Высшая судебная власть сосредотачивалась в руках магистрата-. Посадское' население полрежнему "несло, на своих плечах все тяжелые повинности по ук­реплению   обороны и   благоустройству города, платило большие налоги.- В то время, когда купцы п дворяне на­живали большие капиталы, городская беднота в тяже­лом труде вела борьбу за каждый кусок хлеба, за каж­дый день своего существования.

 Часть населения, жившая в Ямской слободе, занима­лась иевозничеетвом, или «ямскою гоньбою», как гово­рили в старину. Это была трудная работа, связанная со всевозможного рода лишениями и невзгодами. Нередко ямщики вместо платы за свой труд получали побои от царских опричников и нигде не могли найти себе за­щиту.

Находясь в Брянске, Петр I обратил внимание и на сельское хозяйство окрестных деревень. Он издал специ­альный указ, направленный на усовершенствование неко­торых сельскохозяйственных работ в Орловской губер­нии.

Положение жителей Брянска в эпоху крепостного права и купеческого владычества было очень тяжелым, привилегии имели купцы, а крестьяне и городская бед­нота страдали от непосильных налогов и всякого рода повинностей. Жизнь крепостных крестьян в Брянске (в слободах, расположенных по- Верхнему и Нижнему Судкам, в Карачиже) была просто невыносимой.  «Горюны» — так называли в Брянске монастырских крестьян, терпевших страшную нужду от Светско­го монастыря-крепостника. На многие десятки ки­лометров вокруг Брянска опутал своей властью населе­ние этот крупнейший монастырь-крепостник. Земли и ле­са, реки и озера, разные промыслы и далее боб­ровые гоны (добыча бобров для получения ценней­ших бобровых шкурок) — все эти богатства безраздель­но принадлежали, свенским монахам. 12 тысяч крепост­ных крестьян, сотни ремесленников работали на мона­стырь и были в полном смысле рабами церковников. - ^ Свенский монастырь имел большую силу в городском управлении (магистрате). Монастырское начальство изо­щрялось в самых жестоких мерах наказания людей. В монастырских тюрьмах-подвалах заживо гнили зако­ванные в цепи жители города. Брянска и окрестных сел, осмелившиеся поднять протест против дикой и необуз­данной эвошюатации или невежества монахов. Десятки женщин монастырь обвинил в колдовстве или знахарстве, и заживо    монастырские палачи    закапывали их в землю или топили в глубоких омутах Десны.

Свенскнй монастырь был оплотом черной инквизиции на Ержщине, а его мношсотеиная армия монахов была злейшей сворой душителей правдолюбия, всего нового, живого и  светлого.

Многие крестьяне и «работные люди», жившие в Брянске, не выдерживали гнета помещиков, монастыря н купцов, часто убегали в лесную глушь, там они вы­бирали себе атамана, уходили на дороги и нападали на помещиков и купцов.

В народных легендах и до сих пор сохранилась па­мять о лихом атамане «гулящих людей» Кудеяре, кото­рый хозяйничал в брянский лесах, решительно расправ­лялся с .помещиками и купцами и был милостив к бед­ным людям, вдовам и сиротам.

Царское .правительство неоднократно посылало в брянские леса войсковые отряды для поимки беглых крестьян.

Попытка крестьян получить свободу кончилась пе­чально. Многих бунтовщиков' замучили в тайных подва­лах-помещика Гончарова^Насколько жутки были пытки, свидетельствует хотя бы такой факт,-что семью крестья­нина Денисова с Нижнею Судка Гончаров живьем за­копал в землю. Свыше 40 человек были убиты или  изувечены воинскими отрядами й полицией, кото­рые- усмиряли восставших крестьян.

«.„Надо екаеать также, что возвышение класса поме­щиков, содействие нарождавшемуся классу торговцев и укрепление национального государства этих классов происходило за счет крепостного крестьянства, с которо­го драли три шкуры».)

Для быстрейшего продвижения сырья а товаров ка­питалисты начали 'Строить железные дороги-, а это в свою очередь вызвало огромную потребность в. металле. Стали .появляться новые .металлургические и машино­строительные ваводы.

При Петре I-разведчики тульского заводчика Никиты Демидова обнаружили в брянских лесах желез­ную руду.: В" 1775 году Демидов .построил в Людинове гарнопдавильный завод. Этот завод был первым промыш­ленным предприятием в Брянском крае середине XIX века заводчик Мальцев добился на своих заводах прокатки рельсов и строил 'Сложные ма­шины. На Сер'гиево-Радицком заводе с 1869 года Маль­цев: начал производить вагоны.

Позднее Губонин —- предприимчивый кулак, ставший крупным капиталистом, в 1874 году создал акционерное общество «Брянското рельсопрокатного, железоделатель­ного- и механического завода» (ныне Брянский паровозо­строительный завод).

 Используя дешевую рабочую силу — голодных кре­стьян Брянщины и Белоруссии и жестоко зкешюатируя их, Губонин в течение двух лет создал в Бежице круп­нейший по тому времени рельсопрокатный завод. Уже в 1878 году завод давал Уз. всей выплавляемой в России стали, а число-рабочих на заводе достигало 5000.

Захваченный капиталистической конкуренцией с про­мышленным Югом, Брянский завод быстро рос, а с 1883 года перешел на (вагоностроение, в 1889 году стал вы­пускать паровозы. Вуевязи с ростом машиностроения на1:3.аводе возникает производство' стали из привозимого с юга чугуна. Ж 1911 году, со времени своего основания, Брянский паровозостроительный завод выпустил 2400 па­ровозов! и 36000 вагонов'.

. -. В XIX веке, особенно после освобождения крестьян ofc крепостного;права, началась «промышленная шрячха» и у брянских купцов. В Брянске возникают десятки мел­ких промышленных предприятий — канатные фабрики, лесопилки, развивается пенькопрядение. После постройки Орловско-Витебской железной доро­
ги в 1868 году быстрее стала развиваться торговля. В
XX век Брянск вступил как город купцов, иромышлешга-
ков и бедноты. В 1913 году в нем насчитыва­
лось уже 30690 жителей, преимущественно купцов, ку­
старей, чиновников и духовенства. Рабочих было немно­
гим более 3000 человек.

Театра, клубов, газет, библиотек город не имел. Купечесгво и мещанство жило дикой и разгульной жизнью.