Страница17

Брянской школе №17 исполнилось 50 лет.

С юбилеем своих учителей поздравляют бывшие ученики:

Мы были не исключение, но уро­ки физики любили. Отвечающих у доски Королев Николай Александ­рович определял «методом тыка», задачи мы решали преимуществен­но «колхозным методом» и точно знали, что к 10-му классу мы обя­заны превзойти «бушменов», кото­рые «никогда не имели более троих детей, так как считать умели только до трех». Вместе с ним и Гришковой Ларисой Леонидовной мы оформля­ли кабинеты физики: на стенах, оби­тых фанерой, выжигали высказыва­ния Эйнштейна и Галилея, формулы основных законов физики.

Химия многим давалась с трудом, но с учителем нам тоже повезло. Молодой специалист Кадыкова Тать­яна Ярославна пришла в нашу школу сразу в старшие классы. Мальчишки с ней заигрывали, девчонки говори­ли с ней про жизнь, а она пыталась быть суровой. Все, кто хотели пос­тупить в медицинский институт, — поступили. Среди наших одноклас­сников пятеро врачей.

Надо отдать должное всем нашим учителям — они настоящие профес­сионалы своего дела. Знаний, полу­ченных на уроках, хватало, чтобы без всяких репетиторов поступить в вуз.

Наши жизни во многом совпадают и истории наши во мно­гом похожи. Я не помню свой пер­вый день в школе, но в памяти всег­да живут воспоминания о первой учительнице. Это сейчас мы пони­маем, что основы знаний, равно как и основы воспитания, заклады­вает в нас начальная школа, и пото­му бесконечно благодарны первым учителям: Семененко Елене Фате- евне, Удальцовой Лиле Степанов­не, Прокопович Любови Васильев­не, Гшадковой Маргарите Ивановне. Потому что из 86 учеников наше­го выпуска 15 получили отличные аттестаты. Почти все были отлич­никами уже в начальной школе. И не были мы какими-то особенны­ми. Просто у нас были особенные учителя — неравнодушные к свое­му делу и к нам. Кого-то из них мы точно любили и могли себе позво­лить не сделать домашнее задание или «сачкануть», а кого-то поба­ивались, но, безусловно, уважа­ли, и потому себе дороже было не выучить урок или, упаси боже, про­гулять.

Всегда с благодарностью вспоми­наем учителей математики Воробь­еву Нину Михайловну, Юдину Таисию Васильевну, Героцкого Леони­да Антоновича, Белову Веру Нико­лаевну, Парихину Татьяну Ивановну. С удовольствием решали «на ско­рость». Это когда в начале урока на доске написаны 20—30 номеров,

Очень актуальными для нас были уроки труда. Емельянова Нина Пет­ровна была большим мастером свое­го дела и замечательным душевным человеком. Мы бесконечно благо­дарны ей, потому что умеем все: шить (платья!), вязать, вышивать, выжигать, готовить, консервировать.
 
В конце учебного года комсомольское соб­рание заслушивало отчет каждого о своих достижениях за год. А они были! Всевозможные спортивные соревнования, театральный кружок, школьный музей, а также конкур­сы песен, танцев, стихов, стенгазет затягивали в водоворот школьной жизни практически каждого из нас. Все имели возможность проявить себя. Огромная заслуга в этом завуча по воспитательной работе Головиной Галины Ивановны.

 Дух состязательности присутство­вал в школе всегда, на всех уроках и во всех общешкольных меропри­ятиях. Но именно учителя научи­ли нас состязаться по-товарищес­ки, честно, без злорадства и зависти друг к другу.

В наше социалистическое детство (без поездок за гра­ницу) из всех предметов изучение языков казалось самым бесполезным. Но профессионализм наших учителей позволяет сегодня даже бывшим троечникам помогать своим детям выполнять домаш­нее задание по английскому язы­ку, говоря при этом: «Вам бы нашу Татьяну Николаевну или Галину Петровну...» Ярче всего было вос­поминание о перемене перед инос­транным: все, от отличников до троечников, стоят вдоль коридор­ных стен и учат! Не выучить урок было просто стыдно. Боялись не двоек — они были, а шуток учителя, например, по поводу «столэуса» и «подцаконэуса». Сегодня мы все со смехом вспоминаем свои «иност­ранные страхи» и бесконечно гото­вы благодарить Самсонову Татьяну Николаевну, Дмитриеву Галину Пет­ровну, Базекину Светлану Андреевну, Башину Инессу Лаврентьевну, Дикун Людмилу Ивановну.

С русским языком и литературой все было несколько легче. Учиться нам нравилось, потому что нрави­лись те, кто учил: Медвинская Нина Афанасьевна, Клочкова Тамара Сер­геевна, Невмержицкая Валентина Яковлевна, Точилова Сталина Нико­лаевна. Безукоризненно грамотные, исключительно интеллигентные - с ними всегда было интересно. Это они прививали нам любовь к книги.

Кривоножко Ефимом Петрови­чем, Сачковой Галиной Семеновной и Сапуновой Валентиной Игнатьевной.

Нам вообще было легко и комфор­тно на их уроках. Предмет нравился почти всем, потому что интересным было общение с этими замечатель­ными людьми.

В отсутствие компьютеров и интер­нета школа, пожалуй, была для нас основным источником получения информации, Все, что мы знали из биологии, — это заслуга Шарапковой Валентины Семеновны. Геогра­фию мы познавали с Карташовой Маргаритой Николаевной и Часовой Анной Андреевной, мучительно чер­тили с Галахиной Ольгой Никола­евной. Мы любим и помним всех наших учителей!

Особое отношение в школе было к физкультуре и спор­ту. Вспоминаются не только уроки в спортзале, но и то, чего нет сегодня: нормы ГТО («Готов к тру­ду и обороне»), когда из последних сил мы наматывали километры на спортплощадке, а сдав нормативы, получали значок ГТО и гордо носи­ли его на груди. Зимой спортпло­щадку заливали под каток для люби­телей коньков и хоккея, а в выход­ные наш любимый физрук Быков Виктор Петрович ходил с нами в лес на лыжах — и это было здорово! Не все из нас были заядлыми спорт­сменами, но мы всегда ждали уро­ков физкультуры Коломеевой Гали­ны Афанасьевны, Калинина Алексан­дра Ивановича и Шестакова Виталия Петровича.

Школьный тир всегда был гор­достью школы и старшеклассни­ков, имевших в него доступ. Уро­ки НВП (начальной военной подго­товки) нравились даже девчонкам.

Вообще, школа в моих воспо­минаниях — это кипящая и бурлящая жизнь. Мы про­водили в стенах школы очень много времени. Бурную деятельность нам обеспечивали общественные орга­низации. Сначала мы были октября­тами — дружными ребятами, с гор­достью носили октябрятскую звез­дочку на груди, знали наизусть и старательно исполняли правила октябрят. В пионеры сначала при­нимали лучших, а потом все рав­но всех. Мы точно знали: пионер — всем ребятам пример: наглажива­ли свои пионерские галстуки, знали наизусть законы пионеров Советс­кого Союза и старались их выпол­нять. Обязательно собирали маку­латуру, металлолом, создавали тиму­ровские отряды для помощи пожи­лым людям и ветеранам войны, маршировали под горны и бараба­ны, объединялись в отряды ЮДП (юные друзья пожарных) и ЮДМ (юные друзья милиции). Идейным вдохновителем пионерской органи­зации была Игнатова Людмила Алек­сандровна.

В старших классах нас принимали в комсомол. Руководила комсомоль­ской организацией Часова Анна Анд­реевна. Человек огромной энергии — она буквально зажигала нас сво­им энтузиазмом. Каждый комсомо­лец в начале учебного года заводил «воспитательную» тетрадь. Называ­лась эта тетрадь «Личный комплек­сный план участника Ленинского зачета». В ней мы ставили перед собой задачи.

 Я недавно побывала в школе и была приятно удивлена: пластиковые окна, плитка на полу, отремонтированные каби­неты, во всю идет ремонт актового зала... Во времена нашей учебы все было скромнее и проще, но в школе царили тепло и уют. Усилиями всех: учителей, родителей, учеников шко­лу обновляли, украшали, озеленя­ли. Будучи старшеклассниками, мы сами красили парты, на уроках труда шили шторы, во всех кабинетах всег­да было множество цветов. Сегод­ня мы понимаем, что благоприят­ная для нас, учеников, атмосфера в школе была результатом невероят­ных усилий директоров. Мы при­шли в школу, когда ее возглавлял Хомяков Александр Михайлович, а выпускала нас Юдина Таисия Васи­льевна. С большим уважениям мы относились к ним тогда, с еще боль­шим уважением и теплотой вспоми­наем о них сегодня.

Только сейчас, спустя тридцать лет, к нам приходит понимание роли школы в нашей жизни. Каждые пять лет мы организуем встречи нашего выпуска. И на каждую новую встре­чу нас собирается все больше и боль­ше. В феврале-2012 года на тридца­тилетии выпуска присутствовало 53 выпускника и 14 наших учителей. Самое главное, что дала нам шко­ла, — это радость общения учени­ков и учителей тогда и еще большую радость этого общения сейчас. Пус­кай наши учителя живут как можно дольше, чтобы мы могли встречать­ся с ними чаще!

Любимая школа, от имени всех, кому посчастливилось учиться в тво­их стенах, поздравляю тебя!

Светлана ШАКИНА и выпуск 1982 года.