Страница1350

БРЯНСКИЙ РАЙОН и его селения, 1350 год

 
Территория современного Брянского района, особенно правобережья
Десны, была издавна освоена человеком.
До прихода славян здесь расселялись балтекие племена, близкие по языку
современным латышам и литовцам. Об одном из них («голядь») свидетельствовало
название села Голяжье, переименованного в 1964 году в Отрадное.
В конце 1350-х годов земли Брянщины вошли в состав Великого Литовского
княжества. Именно в документах этого государства, относящихся ко
второй половине XV века, и упоминаются впервые брянские села Бакшеево,
Новоселки, Теменичи, Чернетово (последнее, судя по тексту документа, существовало
еще в 1430-х годах).
В ходе русско-литовской воины 1500 — 1503 гг. Брянщина вошла в состав
Московского государства, что было закреплено договором 1503 года. В
нем перечислены центры брянских волостей, в том числе село Батагово.
Первая дошедшая до нас перепись селений Брянского уезда относится к
1595 году, во она охватывает лишь те из них, которые принадлежали расположенному
возле Брянска Свинскому монастырю (не очень благозвучное и
двусмысленное для монахов название было изменено в середине XVIII века
на С венский) В их числе были села Супонево, Елисеевичи, деревни Кигано-
во (позже — Тиганово ) , Коростовка (сейчас — Октябрьское), Меркурово
(позже — Меркульево), Тимоиовка.
Довольно много селений упоминается в документах «смутного времени»
начала XVII века, во асе они, без сомнения, существовали еще в XVI веке.
Это села Барышье, Бежичи, Голяжье, Госома, Грицево (Толмачево), Каба-
личи, Нежковичн (Бетово), Ольшаница (в настоящее время слилось с д. Титовка),
Опыхань, Тешеничи, Трубчаны (позже Трубчино), Хотылево, село
Болдыж, сельцо Городец, сельцо Дарковичи, деревни Глинищево, Молоти-
но, Торлолово (с середины XIX века — Балахоновка), Хоробровичи.
.Первый полный перечень селений Брянского уезда относится к 1678 году.
Помимо перечисленных, здесь упомянуты: сельцо Соколово, сельцо Суз-
дальцево (сейчас — д. Сельцо), деревни Антоновка, Бобылево, Верхнее и
Нижнее Бородавицыно (с конца XIX века — Бордовичи), Демьяновна (позже
— Демьяничи), Добрунь, Домашово, Дорожёво, Карачиж, Журиничи, Карпи-
ловка (слилась с Глинищевом), Колтово, Крылове и Слободка (слились с
с. Толмачево), Лопандино, Мыслнчи (сейчас — Ст. Умыслнчи), Севрюкова,
Стаева, Смольяны, Старое ел ье, Титовка, Чайковичи, Чемодурово, Шал кино.
Отсутствует в перечне, так как возникло немного позже, село Пальца
Таким образом, большинство сел в деревень современного Брянского
района существует уже свыше трехсот лет.
Многие селения до 1764 года были владениями духовенства. Кроме уже
упоминавшихся в вотчин С венского монастыря, это были Антоновка, Бата-
гово, Городище, Карачиж, Крылово, Староселье, Трубчаны, а также с. Пол-
бино (Полпино), возникшее в первой четверти XVIII века. Позже все они
стали государственными, лишь село Батагово перешло в частное владение.
Большинство селений до 1861 г. принадлежало помещикам, в числе которых
были Алымовы, Бакшеевы, Бахтины, Безобразовы, Бородавицыны, Зиновьевы,
Игнатьевы, Исуповы, Козелкины, Коломнины, Львовы, Мачехины,
Небольсины, Потресовы, Похвисневы, Тютчевы, Щербовы и некоторые другие,
получившие свои поместья в XVI — XVII вв. за воинскую службу, которую
обязаны были нести почти постоянно из-за частых военных конфликтов,
особенно с Польско-Литовским государством и Крымским ханством.
Большинство поместий до середины XVIII века были малыми и средними
с небольшим числом крепостных. Нередко в одном селении было по нескольку
владельцев.
Постепенно среди помещиков начали выделяться крупные землевладельцы.
Например, П. П. Небольсину накануне отмены в 1861 году крепостного
права принадлежало 7600 десятин земли вокруг села Новоселки и окрестных
деревень.
Наиболее крупными по числу жителей в это время были: Супонево
(1678), Коростовка (938), Полпино (902), Меркульево (748), Радица (699),
Тимоновка (680), Госома(671), Городище (586), Барышье (538), Бородави-
цыно(519), Дорожёво (515), Голяжье (513), Тиганово (484), Антоновка
(481), Журиничи (480), Бежичи (477), Дарковичи (471). Добрунь и Черне-
тово (по 465), Трубчино (464), Елисеевичи (461), Новоселки (456).
БАРЫШЬЕ. Первое упоминание об этом старинном селе относится к
1610 году, когда оно было пожаловано вдове рославльского помещика П.Ба-
борыкина Пелагее и ее дочерям. Впоследствии перешло в руки известной на
Брянщине дворянской фамилии Бахтиных.
Своего наибольшего развития село достигло, когда принадлежало Михаилу
Петровичу Бахтину (1763 — 1838 гг.). В молодости он служил в лейб-
гвардейском конном полку.
Вернувшись в село Барышье, М. П. Бахтин остался холостяком, много
читал, собрав богатую библиотеку. С крестьянами своими ладил, не раз оказывал
помощь нуждающимся. В воспоминаниях сохранился отзыв о помещике
одного из его дворовых: «Мы сыты и довольны как нельзя более и огорчать
барина ни за что никто не захочет».
Являясь наследником большого состояния, М. П. Бахтин построил в селе
Барышье новый господский дом, где были огромный зал с антресолями для
музыкантов, столовая, несколько гостиных — всего в доме и соседнем флигеле
насчитывалось до 60 комнат. В имении были оркестр из 40 музыкантов,
большая псарня, особый птичник для фазанов, вольеры с множеством певчих
птиц и попугаев, сад с двумя тысячами фруктовых деревьев всевозможных
пород, огромная («длиною с полверсты») оранжерея, в которой даже зимой
плодоносили груши и сливы южных сортов, виноград, персики, апельсины.
В 1835 г. М. П. Бахтин передал все свое состояние (540 душ крепостных
и денежный капитал на сумму 1,6 млн. рублей) на основание и последующее
содержание в губернском городе Орле кадетского корпуса для подготовки
офицерских кадров русской армии. Указом царя Николая I Орловскому кадетскому
корпусу было присвоено имя М. П. Бахтина, а сам он получил звание
генерал-майора. Через два с небольшим года он скончался и был похоронен
возле построенной им в селе Барышье каменной церкви, объявленной в
наше время архитектурным памятником.
Некоторое время Барышье еще оставалось центром волости, но затем
развитие села повторило судьбу многих постепенно разорявшихся и приходивших
в запустение «дворянских гнезд». Нередко искажалось («Борис-сел
о » , «Борш-село») и старинное его название.
КОРОСТОВКА, МЕРКУЛЬЕВО, СУПОНЕВО. Все эти селения, принадлежавшие
до 1764 года Свенскому монастырю, еще в XVI — XVII вв. были
довольно крупными. Если в среднем в селах того времени насчитывалось по
9 — 10 дворов, то в Коростовке по переписи 1595 г. был 61 крестьянский
двор, 10 дворов непашенных и 6 дворов монастырских служителей, в Мер-
кульеве — соответственно 49, 8 и 2 двора, в Супоневе — 23, 21 и 5 дворов.
Кроме того, в Супоневе было 5 дворов церковнослужителей (в селе было 2
церкви), а также 4 кельи, где жили нищие. Хозяева непашенных дворов в
основном либо занимались ремеслом, либо работали по найму. Особенно
много таких дворов было в селе Супонево, где среди жителей было 3 плотника,
по 2 кузнеца, сапожника и пастуха, портной, красильщик, каменщик,
гончар, повар, мельник, рыболов, прудник.
Такая тенденция, учитывая близость Супонева к монастырю и городу
Брянску, сохранилась и позже. В 1745 году, например, из 80 крестьянских
дворов 43 были безлошадными или однолошадными, но это говорит не
столько о бедности крестьян, сколько о потере ими связи с земледельческим
трудом.
В 1756 — 1759 гт. крестьяне Свенского монастыря неоднократно подавали
челобитные с просьбами облегчить монастырские работы и сократить
взыскиваемые платежи, а кое-где их недовольство проявлялось в более активной
форме. В 1758 году от крестьян села Супонево была взята подписка
о прекращении «озорничания», но некоторые по-прежнему отказывались работать
на монастырь, вносить платежи, избивали старост, о чем сообщал в
начале 1762 года староста С. Дементьев.
В сентябре 1762 г. отказались идти на работу и выгнали монастырского
служителя крестьяне д. Меркульево, а в июне 1763 г. монастырский служитель
В. Поярков, ударивший плетью одного из руководителей меркульевцев
в борьбе с монастырем Ивана Раевского, был избит подбежавшими крестьянами
до полусмерти.
Отказался подчиняться монастырским властям в сентябре 1762 г. и цр-
ростовский староста Г. Трутнев, заявивший: «В мене... таких людей нет,
чтоб на работу... чернецам посылать; я со всеми того села крестьяны монастыря
не слушал и слушать не буду». Неповиновение крестьян с. Коростов-
ки, не раз выгонявших из села монастырских служителей, продолжалось
еще несколько месяцев.
Волнения прекратились лишь после появления в феврале 1764 г. манифеста
Екатерины II о секуляризации монастырских владений, то есть о передаче
их земель и крестьян в государственную собственность.
В последующем Коростовка, Меркульево и особенно Супонево продолжали
расти. Супонево в XIX — начале XX в. было вторым, после с. Дятьково,
среди крупнейших селений Брянского уезда. В начале XX в. здесь насчитывалось
более 2,5 тысячи жителей, имелись волостное правление, школа, несколько
торговых лавок, периодически проводились торжки, а в августе ежегодно
возле села примерно в течение недели шумела знаменитая Свенская
ярмарка, хотя ее значение к этому времени заметно снизилось.
Из архитектурных памятников с. Супонево, помимо ансамбля расположенного
поблизости Свенского монастыря, следует назвать Георгиевскую
церковь, построенную в 1831 г., а открытая на берегу Десны Супоневская
палеолитическая стоянка является важным археологическим памятником.
МАЛОЕ ПОЛПИНО. В конце X V I I I в. несколько выходцев из с. Полпино
основали недалеко от монастыря Белобережская пустынь новую деревушку,
которую назвали Малая Полпинка. В деревне несколько раз менялись владельцы,
пока в 1842 г. ее не купил помещик Жаковский.
При первых владельцах «крестьяне состояли на оброке, жили довольно
зажиточно, хлебопашеством занимались мало, и главный промысел их заключался
в рубке и продаже окружающих лесов, в собирании бересты, добывании
дегтя и смолы, которые они сбывали торговцам, привозившим к ним в
деревню хлеб». Жаковский же перевел всех на барщину, отобрал сенокосные
луга и запретил заниматься лесными промыслами и торговлей.
Возмущения такими нововведениями помещик пытался подавить с помощью
избиения крестьян и других репрессивных мер, но они привели только
к полному неповиновению крестьян Жаковскому, которое продолжалось почти
20 лет.
Рассмотрением положения в Малой Полпинке занимались разные уездные
и губернские ведомства, а затем и Сенат, куда передал прошение крестьянин
об их переводе в число государственных ходатай малополпинцев
Федор Герасимов. Жителей Малой Полпинки неоднократно приезжали увещевать
чиновники всяких рангов, сюда несколько раз посылались с карательными
целями воинские команды, но добиться повиновения помещику
так и не удалось. Крестьяне предпочитали бежать в окрестные леса, переносить
телесные наказания («в колодки и железа» заковывали даже беременных
женщин), годами сидеть в тюрьме, но отказывались дать подписку о
подчинении владельцу. О масштабах репрессий говорят такие цифры: из
194 жителей деревни 40 (т.е. в среднем по 2 человека из каждого двора) находились
в тюрьме свыше 5 лет.
Новое рассмотрение дела в 1857 — 1859 гг. подтвердило факты произвола
и жестокости помещика, так что даже орловский губернатор В. И. Сафо-
нович вынужден был признать, что «сам Жаковский причиною тех беспорядков
». Тем не менее в 1860 г. согласно судебному решению 37 наиболее активных
участников неповиновения (среди них — 10 женщин) были приговорены
к наказанию розгами от 40 до 80 ударов.
Завершился конфликт лишь после отмены крепостного права в 1861 г.
ХОТЫЛЕВО. Название с. Хотылево получило широкую известность в археологической
науке после того, как здесь в 1970-е годы брянским археологом
Ф. М. Заверняевым были обнаружены и исследованы древнейшее в
средней части России нижнепалеолитическое местонахождение, возраст которого
превышает 70 тысяч лет, а также верхнепалеолитическая стоянка Хо-
тылево-2 (возраст — 23 — 25 тыс. лет). Здесь собрана богатая коллекция
древнейших каменных орудий первобытного человека.
В более позднее время здесь жили древние балты, а со второй половины
1 тысячелетия н.э. — восточные славяне. В дальнейшем, по-видимому,
жизнь в Хотылеве не прерывалась, но достоверных данных об этом нет.
Впервые село упоминается в одной из грамот 1610 г., когда оно было пожаловано
С. И. Тютчеву, как «старое отца его поместье», то есть село существовало
и в XVI в.
Хотылево и позже оставалось владением одной из ветвей дворянского рода
Тютчевых, которая дала, в частности, видного декабриста Алексея Ивановича
Тютчева (1801 — 1856 гт.).
В. КРАШЕНИННИКОВ.