Страница12

НАЧАЛО КЛАССИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БРЯНСКЕ: МУЖСКАЯ ПРОГИМНАЗИЯ (1877-1889)

История Брянской мужской прогимназии
1877-1889 годов являет собой характерный обра-
зец процессов, происходивших в то время в рус-
ской школе. 60-70-е годы XIX века ознаменова-
лись в России спорами сторонников и противни-
ков классического образования, вызванными про-
водимой министром народного просвещения
Д.А. Толстым реформой средней школы. Поли-
тика Д.А. Толстого состояла в том, чтобы повсе-
местно насаждать классические гимназии и про-
гимназии, противники же его из числа либералов,
прогрессистов и революционных демократов вы-
ступали за преимущественное развитие реаль-
ного образования.

В брянском Земском собрании, подняв-
шем вопрос об открытии в городе среднего учеб-
ного заведения, преобладали сторонники реаль-
ного образования. Земцам нравилось, что реаль-
ные училища, согласно их уставу, замышлялись
как «приспособленные к практическим потреб-
ностям»,

В результате 1 июля 1877 года в Брянске
была открыта мужская четырехклассная прогим-
назия с приготовительным классом. Штат про-
гимназии включал инспектора, 10 учителей – За-
кона Божия, русского языка, математики, латыни
и греческого, истории и географии, новых языков
(французского и немецкого), чистописания и ри-
сования, пения, гимнастики, арифметики и рус-
ского языка в приготовительном классе (он же яв-
лялся помощником классных наставников) – а
также врача и письмоводителя.

На содержание прогимназии ежегодно
выделялось: из Казначейства 8550 р., от Брян-
ского уездного земства 3000 р. и от Брянского го-
родского самоуправления – 3000 р. Почетным по-
печителем прогимназии состоял Брянский город-
ской голова. Сначала это был И.И. Невструев, в
1884-1885 годах – И.Н. Могилевцев и с 1885 года
до закрытия прогимназии – В.И. Сафонов.
Ежегодно в прогимназию поступало около
двадцати человек, однако к четвертому классу ко-
личество учащихся существенно сокращалось из-
за отчислений и переводов в другие учебные заве-
дения. Так, в середине срока существования про-
гимназии, в 1883 - в ней училось 68 человек. Со-
словная принадлежность учащихся была такова:
21 дворянин, 6 представителей духовенства, 15 –
городских сословий, 23 – сельских сословий (куда
причислялись все недворяне, не имеющие соб-
ственности в городе), 3 иностранца. Помимо пра-
вославных среди учеников было 4 католика, 2 лю-
теранина и 4 иудея [3, д. 52 л. 11]. Большинство
учеников было детьми жителей Брянска. Иного-
родние ученики жили на ученических квартирах,
главным образом, принадлежавших учителям и
духовенству. В 1883 было 8 таких квартир, на ко-
торых жили 15 учеников.

Почет-
ный попечитель прогимназии И.И. Невструев сви-
детельствовал: «со времени учреждения прогим-
назии она с самого начала не пользовалась симпа-
тиями Земского Собрания, она являлась учрежде-
нием не желательным… были люди, которые от-
рицали самую пользу этого учреждения… таким
образом, учреждение, содержимое отчасти на
средства Земства, стало учреждением чуждым
Земскому Собранию, главным образом несочув-
ствие Земского Собрания и отчасти не совсем
удачное назначение первоначальных преподавате-
лей не могли укрепить доверие в публике к начи-
нающему учебному заведению»

Интересные свидетельства о Брянской
мужской прогимназии мы можем найти в сочине-
ниях выдающегося философа В.В. Розанова, слу-
жившего в ней учителем в 1882-1887 годах Роза-
нов преподавал здесь историю и географию, кроме
того – латинский язык в 1-м классе, был классным
наставником 1-го класса и членом хозяйственного
комитета. Учительский опыт, приобретенный Ро-
зановым в годы работы в Брянске, послужил осно-
вой для формирования того, что он позже называл
своей «философией образования», изложенной им
во множестве публицистических сочинений [См.:
5]. В некоторых из этих сочинений он вспоминает
о годах работы в Брянске.
Каждый учебный день в прогимназии
начинался с общей молитвы в актовом зале, на ко-
торую собирались ученики под наблюдением по-
мощника классных наставников, а также те учи-
теля, у которых был первый урок. По воскресным
и праздничным дням ученики собирались в акто-
вом зале, где законоучитель объяснял им предсто-
ящее евангельское чтение, и затем под надзором
двух учителей шли в Собор для участия в литур-
гии. В 1884 году Министерство народного просве-
щения предписало создавать из учеников гимна-
зий церковные хоры и привлекать учеников к чте-
нию за богослужением. Во исполнение этого рас-
поряжения, по благословению епископа Орлов-
ского и Севского Симеона, в Брянске были учре-
ждены поздние литургии для учащихся. С 1885
года прогимназия совершала литургии в находя-
щейся неподалеку Успенской церкви. Ее настоя-
тель, иерей Владимир Попов, был с 1882 законо-
учителем в прогимназии. Он же совершал в акто-
вом зале всенощные бдения сразу после пятого
урока, «чтобы ученикам не приходилось ходить в
храм в позднее время»

Хотя первый опыт создания классического
учебного заведения в Брянске оказался неудач-
ным, он составил небезынтересную страницу в
истории брянского образования. Впоследствии
классическое образование на Брянщине прижи-
лось и принесло немалые плоды. А Брянская
мужская прогимназия останется в истории хотя
бы как место, где начинал службу выдающийся
русский философ Розанов.

НАЧАЛО КЛАССИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БРЯНСКЕ: МУЖСКАЯ ПРОГИМНАЗИЯ (1877-1889)
Золотарев А.В.