XII в Из истории селений Брянщины. Жуковский район.
Территория современного Жуковского района в эпоху Древней Руси входила в состав
Черниговской земли, затем Вщижского и Брянского княжеств, а позже (с XVI в. до 1917
г . )—в состав Брянского уезда.
Наиболее давно освоенная часть Жуковского района — территория к югу от р. Десны и
ее притока Угости. Здесь находится Вщиж, бывший в XII — XIII вв. центром удельного
княжества, и многие старинные селения, в том числе известные с XV в. Белоголовичи
(Белоголовль), Речица и Митьковщина, с XVI —XVII вв. —Быковичи, Крыжино, Дятьковичи,
Леденево, Нешковичи, Песочня, Спинши (Спинка), Стипково, Столба. Сычковичи
(Ситковичи), Шишковичи, Токареве Чудиново, Шамордино, Шишкове. Некоторые из них
располагались по соседству и позднее слились: Дятьковичи, Митьковшина и Спинка,
Нешковичи и Шишково, Токареве и Чудиново, Шамордино и Шишковичи. Из селений,
возникших позже, можно отметить основанное в начале XVIII века помещиком Е.
Мясоедовым сельцо Родное (Рудное) и Костыли. Начало двум современным поселкам
положили появившиеся в середине XIX века на дороге Брянск - Рославль постоялые дворы:
Угреть и Безводки (позже — Брезгодки, сейчас — п. Цветники). Земли, расположенные севернее
р. Угость, были освоены немного слабее. Наиболее старинным селением здесь была деревня
Летошники, упоминаемая в одном из документов 1610 г., но существовавшая еще в XVI в. В
XVIII —первой половине XIX в. появились в этих местах еще только три деревни:
Вышконйчи, Лелятино и Никольская Слобода (Тононыки). Вся остальная территория
Жуковского района, расположенная на лонобережье Десны, в течение длительного времени
входила в состав Хвощсп-ской {Фошнянской) волости. Здесь, помимо села Фошня, к числу
стариннык селений, возникших не позднее середины XVII в., относились Касилово, Саково
(Зыково), Старое Лавшино, Старые Месковичи (Несковичи), Ходиловичи. Еще 11 селений (в
том числе—Александровка, Матреновка, Николаевка, Гришина или Месковская Слободка)
возникли в XVIII —первой половине XIX века. К середине XIX века относится возникновение
деревушки Красная Слободка, или Жуковка, давшей название современному районному
центру. В 1860 году в ней было лишь 5 дворов и 61 житель.
Крупнейшими по числу жителей в это время были Речица (806), Ходиловичи (695),
Овстуг (670), Фошня (569), Белоголовль (514), Крыжино (457), Костыли (440), Столба
(418), Леденево (400), Касилово (390).
Среди помещиков, помимо Бахтиных, Везобразовых, Голенищевых, Зиновьевых,
Кайсаровых, Панютиных, Пашковых, Титовых, Толбузиных, Тургеневых, Тютчевых,
Челюскиных и некоторых других дворянских фамилий, были также князья Барятинские и
Мещерские.
Один из последних, князь Д. И. Мещерский, имевший поместье в с. Крыжино и
отличавшийся жестоким обращением с крестьянами и дворовыми, был убит ими в 1782 г.
Десять участников убийства были наказаны кнутом, заклеймены и сосланы «вечно в
каторжные работы».
Когда в 1868 году была построена железная дорога Орел—Смоленск — Ржа, возле
деревни Жуковка возник и стал постепенно разрастаться одноименный пристанционный
поселок, в котором к концу XIX века насчитывалось более 600 жителей. Одновременно
появилась станция Олсуфьево, получившая свое название от графов Олсуфьевых, владевших
поблизости большим имением с центром в с. Толубея.
ВЩИЖ. Впервые в летописях Вщиж упоминается под 1142 годом, когда великий
киевский князь Всеволод Ольгович дал его своему двоюрдному брату Владимиру
Давыдовичу.
Основные летописные данные о Вщиже связаны с сыном Владимира, князем
Святославом. С 1155 г. в состав его княжества входили все земли средней части Подесенья. В
1160 г. Вщиж был осажден дружинами восьми князей, недовольных союзом Святослава
Владимировича с Изяславом Давыдовичем, почти постоянно враждовавшим с другими
князьями. Осада длилась пять недель, но Вщиж так и не был взят, потому что осажденные
бились «с Русскыми князи из града крепко».
Несмотря на молодость, Святослав Владимирович был довольно заметным князем.
Прокняжил он недолго, скончавшись в 1166 или 1167 г. Вщиж и после оставался центром
княжества, но о событиях, с ним связанных, известий в летописях больше нет.
Многое в жизни города стало известна благодаря археологическим данным. Еще в 1819
г. владелец села Вщиж Н. М. Зиновьев обращал внимание известного историка Н.М. Карамзина
на то, что Вщиж и его округа богаты археологическими пямятниками. Он писал: «Еще
доныне в окрестностях видны следы земляных укреплений и находятся большие гранитные
кресты (на курганах), весьма не худо выделанные. Выкапывают также немало медных
крестов, икон, железной конской сбруи и прочее».
Местными жителями в разное время были найдены меч, топоры, золотой перстень,
бронзовый водолей, подсвечники французской работы и другие вещи, преимущественно XII
в.
Ocoбое значение для восстановления истории Вщижа имели раскопки, произведенные в
1940 и 1948—1949 гг. Б.А. Рыбаковым. Удалось установить, что территория Вщижского
городища была заселена славянами с I X в., но начинался древний Вщиж не здесь, а на соседней
Благовещенской горе, где до V I I в. находилось языческое святилище древних балтов, которых
позже вытеснили славяне.
В XI веке Вщиж представлял собой небольшую крепость с посадом за ее стенами. Затем
территория города значительно расширилась. Вокруг детинца появились новые дубовые стены, в
центре — массивная деревянная башня — вежа. Кроме больших княжеского и боярских домов в
детинце вдоль стен располагались тесно прижатые друг к дружке избы, где жила челядь феодалов.
Небольшой внутренний вал отделял детинец от обширного посада, укрепленного мощными
валами и глубоким рвом. Центром посада была каменная церковь середины XI I века. Основную
часть населения составляли ремесленники: гончары, кузнецы, плотники, оружейники и т.д.
В 1500 г. Вщиж назван «королевским имением», т.е. село было владением великих
литовских князей. С конца XVI века село принадлежало помещикам Зиновьевым, но
существенной роли уже не играло. Ко времени отмены крепостного права во Вщиже было всего 16
дворов со 169 жителями.
ОВСТУГ, РЕЧИЦА. Поселения на месте этих соседних сел возникли в дославянское время.
Не прерывалась здесь жизнь и в дальнейшем. Так, в Овстуге были найдены в глиняной кубышке
40 серебряных чешских монет XIV века, а «сельцо Речица» упоминается в 1457 г. в документах
«Литовской метрики», как пожалованное некоему А. Толоконскому.
С начала XVII века сведения о селах встречаются значительно чаще. В период смутного
времени сменились владельцы с. Овстуг (Встуг). Вместо умершего Б. Деревнина, погибшего О.
Мясоедова и оказавшихся «в измене, в воровстве» у Лжедмитрия 11 Н. и Л. Днепровских здесь
получили поместья И. Коломнин и братья А. и Д. Небольсины. Тогда же, в 1610 году, Андрею и
Ивану Панютиным было подтверждено право «на старое их поместье» — село Речица с деревнями
Проща, Козасов, Юриничи и Любин. Эти деревни позднее либо исчезли, либо слились с Речицей.
Панютины оставили о себе определенную пямять в с. Речица. В 1620-е годы здесь А.
Панютиным была построена первая в Брянском уезде сельская каменная церковь, разоренная в
годы Великой Отечественной войны. С Панютиным связана и родословная Тютчева.
В 1762 году Пелагея Денисовна Панютина вышла замуж за Николая Андреевича Тютчева и
уехала в его подмосковное имение Теплый Стан. Но вскоре супругам пришлось вернуться в
Речицу, а затем Н. А. Тютчев, дед будущего поэта, сумел путем покупок значительно расширить
свои владения, центром которых стал Овстуг. Здесь появился каменный господский дом, парк с
прудом, обнесенный металлической решеткой сад.
Любопытное описание нравов того времени оставил Г.Добрынин, бывший свидетелем
«страшного сражения» с горячительными напитками, которое произошло у священнослужителей
и помещиков Брянского уезда в сентябре 1772 года по случаю приезда в имение Н.А. Тютчева
севского епископа Кирилла Флиоринского. Пиршество, начавшееся вечером, продолжалось при
свете двух тысяч плошек всю ночь и завершилось вечером следующего дня.
О характере взаимоотношений овстугских и речицких помещиков с крепостными говорит
такой пример. В январе 1797 года к речицкому помещику Ф. А. Бахтину «с криком» вошли 5
братьев Горбовских и еще около десятка дворовых, которые показали выданный им хлеб, где
«ничего более как почти одна мякина с малым числом зерен не заключалось», и потребовали
переменить его. Это было расценено помещиком как бунт, а Горбовекие были наказаны кнутом и
сосланы.
Совершенно иным светом озарила эти места жизнь и деятельность великого русского поэта
— лирика, философа и патриота Федора Ивановича Тютчева, родившегося в селе Овстуг 23
ноября 1803 года. С Овстугом связаны его детство, отрочество и ранняя юность, сюда не раз он
приезжал и в пору, зрелости, в период с 1846 года по 1871 год, здесь им были созданы многие
поэтические шедевры.
Отношение к местам, где Ф. И. Тютчев «мыслил и чувствовал впервые», было у него
неоднозначным. Сравним хотя бы два отрывка из писем поэта к жене Эрнестине Федоровне:
«Когда ты говоришь об Овстуге, прелестном, благоуханном, цветущем, безмятежном и
лучезарном, — ах, какие приступы тоски по родине овладевают мною...», «...впечатление полной
заброшенности и одиночества, которое неизменно вызывают эти серые избы и тропинки,
теряющиеся в полях».
В 1810-е г. в Овстуге неоднократно жил поэт, переводчик и журналист С.Е. Раич, бывший
первым учителем и воспитателем Феди. В середине XIX века здесь не раз бывал известный поэт
Я.П. Полонский, с которым Ф.И. Тютчев был дружен. С 1865г. в Овстуге жил герой
Севастопольской обороны 1854—1855 гг. И. А. Бирилев, ставший мужем дочери Ф. И. Тютчева
Марии. Хотя М. Ф. Бирилева умерла молодой, она успела оставить о себе добрую память, открыв
в Овстуге в 1871 году училище для крестьянских детей. В 1912 году село посетил известный
художник Ю.Ю. Клевер, который нашел усадьбу в запустении, а еще через два года усадебный
дом был разобран на кирпич. Восстановлен он в 1986 году. Сейчас здесь находится новая
экспозиция Тютчевского музея, первооснователем которого и 1957 году стал замечательный
энтузиаст В.Д. Гамолин.
/ Политический собеседник (Брянск). – 1990. - .№ 8. – С. 22-25.
Владимир Крашенинников