Страницажизнь

Доисторическая жизнь Брянского края под охраной краеведов.

Русская археология становится на новый путь коллективного исследования, призывая к работе всех, кто не успел еще потонуть в тине мещанской пошлости. Возникают краеведческие общества, кружки и ячейки, которые своими щупальцами охватывают всю необ'ятную территорию нашей родины. В этих организациях вопросом археологии часто уделяется не последнее место. Накопляется материал, дающий возможность высококвалифицированным работникам в этой области посвящать свои силы и время на разработку материала и научные выводы. Крестьяне, рабочие, комсомольцы, учителя и ученики—все вносят свою лепту на созидание пролетарской науки. Но пролетар-ская наука, увлекая в работу краеведов, налагает на них и обязан-ности, исполнение которых обязательны для всех, кто не желает из сотрудника науки превратиться в ее врага. Как дом не строится без архитектора и каменщика, так и наука создается собирателями материала (краеведами) и обобщающими этот материал—учеными.

Но краевед не должен смущаться тем, что не может самостоя-тельно копать. Не владеющий техникой раскопок и не умеющий научно подойти к раскапываемому памятнику, краевед превращается в про-стого гробокопателя. Но краевед, тщательно собирающий материал, хотя бы в виде: а) регистрации курганов и городищ, б) внешнего описания указанных памятников, в) обмеров этих памятников, г) записей сохранив-шихся о них преданий и легенд—становится уже полезным научным работником. Русская археология крайне бедна именно такими научными материалами. Громадные территории Советской Республики остаются совершенно не обследованными. К их числу нужно отнести и нашу Брянскую губернию. А между тем, Брянская губерния заслуживает того, чтобы ей занялись краеведы, особенно в археологическом от-ношении.

Наш край находится в чрезвычайно выгодных условиях. В лед-никовый период, когда большая часть территории нашей родины была погребена под мощным ледяным покровом, значительная часть нашей губернии избежала этой участи. Ледник, дойдя до северной части нашей губернии остановился, устремившись к югу до Екатеринослава с одной стороны, захватив западную часть Брянской губернии, и до Воронежа с другой стороны, пройдя через восточную часть Орлов-ской губернии. Большая часть нашей губернии оказалась свободной от льда. На непокрытой льдом почве могла произростать раститель-ность, привлекавшая к себе травоядных животных. За травоядными тянулись хищники; а за всеми ими несомненно шел в. доисторический человек. Не трудно проверить только что сказанное. Находки костей мамонта; волосатого носорога и первобытного быка, т.-е. представи-телей фауны ледникового периода, находимые по берегам рек: Десны, Болвы, Ветьмы, Ревны и Навли, красноречиво говорят о давно про шедших временах. Находки костей мамонта до такой степени обыкно венны в нашей губернии, что они не вызывают никакого удивления. Брянский музей за короткий, сравнительно, промежуток времени, со-брал их такое количество, какого не имеется ни в московском облает-ном музее, ни в Смоленском, ни в Орловском. Это обилие ископаемых костей заставляет краеведа археолога особенно внимательно отнестись к каждой находке. Необходимо иметь в виду, что доисторический человек времени палеолита любил охотиться за мамонтом. На месте находок костей могут оказаться и следы человека в виде изготовля-емых им кремневых орудий.
Именно таким путем была открыта палеолитическая стоянка в с. Супоневе в 1925 г. заведывающим Брянским музеем. О той роли, которую может сыграть краевед в подобного рода открытии, имею-щего громадное научное значение, читатель имеет возможность судить по дальнейшему изложению.
Крестьянин с. Супонева, он-же рабочий Брянского Мехартзавода В. И. Зайцев случайно обнаружил в конце улицы села обнажившуюся кость мамонта. Вынимая эту кость, он натолкнулся и на другие, ря-дом лежащие, и таким образом собрал их несколько штук, которые и доставил в Брянский музей. Рассматривая полученные кости, заведы-вающий музеем нашел на одной из них, а именно на плечевой кости, круглое отверстие, с явными следами искусственной обработки. Рас-прашивая Зайцева удалось выяснить, что при раскопке ему попада-лись кремни, обратившие на себя его внимание необычностью своих форм, но он не придал им надлежащего значения. Произведенная в ближайшее же время зав. Брянским музеем пробная раскопка дала результаты, которые всколыхнули весь ученый археологический мир. Супоневская палеолитическая стоянка оказалась по культурным приз-накам «Мадленскою»; относится она к концу ледникового периода, приблизительно за 25—30 тысяч лет до нашей эры. Вот пока един-ственные сведения о доисторической жизни человека поселившегося на территории нашей губернии. Палеолит (древне-каменный век) по-степенно сменяется неолитом (ново-каменным веком).

Памятниками неолитической культуры наша губерния положи-тельно насыщена. Следы неолитического человека обыкновенно обна-руживаются на дюнах, в заливных лугах наших рек, на которых располагаются его стоянки. Этих стоянок очень много по р. Десне, по Ветьме, Ревне и Навле. Чаще всего они обнаруживаются по боль-шому количеству раскиданных по ним глиняных черепков. Кроме керамики, стоянки содержат в себе кремневые орудия, среди которых встречаются орудия более тщательной обработки, чем палеолитические, а также орудия из костей животных. Судя по количеству неолитических стоянок, можно предполагать, что наш край в это время, конец которого наступил за 7 тысяч лет до наших дней, был очень густо населен.
За неолитом следует медный век. Памятников этого века у нас немного. Отдельные находки в Брасове Севского у., в Речицах Бе-жицкого у. и в заливных лугах под Брянском—имеют тип фатьянов-ской культуры.

В Брянском Губернском музее имеются образцы курганных дре-вностей, добытых раскопками в разных местах Бежицкого и Жиздрин-ского уездов. Каждый краевед может их видеть и лично убедиться в справедливости вышесказанного.
Содержимое наших курганов часто ограничивается только костя-ком и глиняным горшком, обычно разбитым или раздавленным землей.
Но всего лучше и всего убедительнее будет проследить добычу курганного инвентаря по самим раскопкам.
15 октября 1922 г. произведена была раскопка одного кургана в с. Курганъе, близ Сукремля Жиздринского уезда. В раскопках участво-вало до 30 человек учащихся и учащих Дятьковской школы II ступени С. Кургалье расположено от Сукремля в 2-х верстах. В этом месте р. Болва раздваевается и каждый рукав носит свое название.

16 июня 1923 г. раскопка производилась в Бежицком уезде, Бы-тошевской волости в е. Немеринак, силами местного комсомола и уча-щихся школы 2-ой ст. с. Дятькова.
В центре села находится курганный могильник на берегу реки Ветьмы. Могильник размещается на совершенно ровном месте, зарос-шем небольшою рощею, принадлежавшего раньше мельнику Товсто-ногу. Место, занимаемое курганами отделяется от ре:<и улицей и как со стороны улицы так и от усадьбы Товстонога—огорожено. Площадь занимаемая могильником имеет 83 сажени в длину и 40 в ширину и имеет форму почти прямоугольника. Всего курганов в могильнике 33г из которых 30 находятся в роще и 3 в засеянном рожью поле—за рощей.

17-го июня 1923 г. были раскопаны 2 кургана в урочище „Сви-ридов хутор", отстоящим от Немерич на расстоянии 3-х верст. Всего здесь было насчитано и нанесено на план 44 кургана. Этот курганный могильник также примыкает к р. Ветьме. Некоторые из курганов рас-положены на самом краю берега, а один даже висит над водою и постепенно обваливается в воду, вследствие ежегодных весенних раз-ливов. Могильник расположен на плосском месте, поросшем лесом.

13 октября 1924 е. в деревне Псурь, отстоящей от Дятькова на расстоянии 12 верст у границы Жиздринского уезда, был раскопан один курган. Площадь, занимаемая курганами имеет в длину до 50 саж. и в ширину—до 30. Все курганы тянутся в линию, отстоящую от берега р. Болвы на 200 саж. Лет 30 тому назад, по словам крестьян, здесь было 15 курганов.

25 октября 1924 г. в Бежицком уезде, Дубровской волости, близ деревни Рековичи было раскопано еще 3 кургана.
Курганный могильник отстоит от села Рекович на расстоянии одной версты и от р. Десны—на г/2 версты. Курганы расположены довольно тесной группой, по правому берегу реки. В 3-х верстах от них, на крутом берегу былой реки, превратившейся в настоящее время в жалкую реченку „Высоченку", сохранилось городище, имеющее название „Селище". Вся группа курганов расположена на возвышен-ном, холмистом месте, имеющем постепенное падение к р. Десне. Значительная часть курганов поросла мелким лесом, другая часть расположена в поле. 9 лет тому назад, место, занимаемое курганами, было покрыто сосновым лесом и до настоящего времени сохранило название Борок".

Исследование курганов и магильников представляет величайший интерес—в этнографическом, историческом, археологическом и антро-пологическом отношениях. В самом деле, в курганах находят скелеты или кости и черепа, иногда остатки волос некогда в них погребенных, бывали случаи, правда редко, когда находили мумифицированные трупы погребенных, а все эти находки могут дать некоторое поня-тие о типе погребенных т. е. о типе многих древних и исчезнувших уже народов; кроме того, находимые в курганах вещи, как то: орудие, оружие, украшение, посуда, кости животных и т. д. позволяют нам заглянуть в быт этого исчезнувшего народа, в его промышленность, искусство, в его торговые сношения, в его верование и т. д. Только благодаря раскопкам и изучению содержания могильников и курганов, удалось получить более полное понятие о быте и отчасти истории древних славян. Целая наука (славяноведение) возрождается и быстро растет, с того момента когда археологи, с легкой руки гр. А. С. Ува-рова, принялись раскапывать курганы.

До сих пор в Брянском крае, как и вообще везде в пределах древней Киевской Руси, сохранились старинные укрепленные селения, называемые „городищами". Имеют они округлую, иногда угловатую форму и окружены небольшим валом.

„Подобно прочим первобытным народам и славяне чтили усоп-ших: они видели в них богов, покровителей домашнего очага, кото-рые, способствовали благосостоянию семьи, родного крова и семейной собственности. Чур, домовой, вилы, русалки, целая толпа предков— пенатов под именем людков, кроснят, шетков—в старину стояли в гораздо более близком общении с семьей, чем в настоящее время: они были предметом благочестивого чествования, им приносились жертвы и покормы. Как высоко чтили славяне своих покойников, видно из того, что их останки были святыней, над которой произво-дилась присяга".
Из всего вышеизложенного ясно, что раскопанные курганы в с. Курганье, с. Немеричах, Свиридовом хуторе, Псури и Рековичах не могут принадлежать к числу мерянских курганов. На это указывает та простота погребения, которая не наблюдается в мерянских моги-лах, обильно снабженных не имеющими практического значения, гре-мящими, тяжеловесными и грубыми по обработке уборами. Следова-тельно, остается остановиться на том, что курганы эти—славянские.
В обряде погребения перечисленных курганов замечается неко-торая разница. Одни из них, (т. е. погребений) совершались в ямах, над которыми насыпался курган, другие—на горизонте. Само положе-ние костяка, или так называемая ориентировка—также разнится, одни костяки полагаются головою на В, другие на 3. Костяки с ориенти-ровкой на В—все оказались мужские. Но мужские-же костяки пола-гались и головою на 3. В устройстве курганов тоже замечается неко-торое различие: одни просто насыпаны в виде полушара, другие имеют охранный ров с перемычками и, наконец, третьи—обложены вокруг основания валунами. Место производства раскопок по геогра-фическому положению занимает северную часть губернии. К западу от него начинается территория, заселенная в древности кривичами, к востоку—вятичами.
Ни в одном из курганов не нашлось столь типичных для вятич-ских погребений ушных подвесок—наз. семилопастками. Зато во всех них инвентарь чрезвычайно схожий с инвентарем курганов смолен-ских кривичей. Утверждать же положительно о принадлежности раз-смотренных курганов—кривичам, пока за недостаточностью материала, не приходится. Пока это можно сделать только в виде предположения. Вообще, в пределах нашей губернии с выводами и заключениями приходится быть очень и очень осторожными. Здесь так много смен, переплетений и стыков различных племен, которых хватило-бы и не на одну нашу губернию. Выше, в настоящей статье указывались уже признаки обитания в северо-восточной части губернии финского пле-мени мери. В этой-же части возможны находки и древних поселений вятичей. Непосредственное соседство со Смоленской губернией дает право предполагать на проникновение в нашу губернию кривичей. Имеющийся в музее клад из с. Малфы Бежицкого уезда, XI—XII в.в. (судя по арабским дигремам) заключает в себе типичные ушные подвески радимичского типа. В южной части губернии, в Севском уезде— несомненно бытовали северяне. И, наконец, село Голяжье Бежицкого уезда, по своему названию, заставляет предполагать проникание в нашу губернию и литовского племени—голяди. В своих стоянках, горо-дищах, селищах и курганах мы таим такие драгоценные источники древ-ней кипучей доисторической жизни, что выявление их несомненно раз-решит многие спорные и темные вопросы археологии и истории. Жаль; что до сего времени люди науки не обратили должного внимания на наш край. Наши деревни по своему быту, костюму, жилищу, обычаям и обрядам во многих местах представляют пережитки XVII века. Но революция не прошла мимо них. Все быстро перестраивается по но-вому. Пройдет немного времени—и от драгоценных остатков старины ничего не останется. Надеяться только на краеведов не приходится. Слишком велика ответственность перед наукой, родиной и потомством. Нам эта работа не по плечу.

Доклад С.С. Деева

БРЯНСКИЙ КРАЙ. 1926 г.

Издание Брянского Общества Естествоиспытателей и Лесоводов.

Электронная библиотека БОНУБ им. Ф.И. Тютчева