В.И. ЛЕНИН И БРЯНСКИЙ ЗАВОД
ВПЕРВЫЕ В. И. Ленин упоминает Брянский завод в своем труде «Развитие капитализма в России». О заводе неоднократно писала и газета «Искра», которую редактировал вождь мирового пролетариата. 15 января 1902 года ленинская «Искра» поместила корреспонденцию с нашего завода, в которой, в частности, сообщалось, что «благодаря халатному отношению заводской администрации к своим обязанностям на заводе чуть ли не каждый день происходят несчастные случаи с человеческими жертвами». Далее рассказывается об аналогичных случаях, происшедших 26 октября, 3 декабря и 11 ноября, когда многие рабочие погибли, другие стали калеками*.
Ленинская «Искра» была настоящим другом и учителем рабочих Брянского завода. Она давала ответы на волновавшие вопросы, дружеские советы, а в необходимых случаях с ее страниц звучала нелицеприятная критика.
«Искра» помогала политическому воспитанию брянских рабочих, будила сознание, собственной силы. Рассказывая далее об одной из неудавшихся попыток администрации снизить расценки, газета замечала:
«Здесь необходимо отметить, как легко уступает наша заводская администрация, как она труслива и как много сравнительно могли бы добиться от нее брянские рабочие, если бы проявили больше смелости, настойчивости и солидарности в защите своих интересов»*.
В апреле 1917 года на заводе состоялся митинг, на котором рабочие потребовали возвратить товарищей, посланных на фронт за участие в забастовке 1916 года. Было решено послать делегацию к военному министру Временного правительства Гучкову. Делегатами были избраны члены большевистской группы Шаханов и Шмелев. Но прежде чем пойти к министру, они отправились в большевистский ЦК и здесь, как вспоминает Шмелев, встретились с В. И. Лениным. Он внимательно отнесся к делегатам, живо интересовался делами на заводе. Узнав, зачем они приехали, Владимир Ильич посоветовал: «Правильно... добивайтесь возврата рабочих-солдат. Но хорошо бы с оружием...»**.
В конце апреля в Брянск из. ссылки вернулся руководитель брянских большевиков Игнат Иванович Фокин. В начале мая он созвал собрание бежицких большевиков, на котором обсуждались «Апрельские тезисы» В. И. Ленина.
Рабочие Брянского завода откликались на все призывы партии. Когда 4 ноября 1917 года за подписью В. И. Ленина вышло в свет «Положение о рабочем контроле», Брянский комиссариат труда издал распоряжение о подчинении государственному надзору всех предприятий «с каким угодно числом рабочих, кому бы они ни принадлежали». Рабочий контроль стал практической школой, в которой трудящиеся учились управлению производством.
17 февраля 1918 года ВСНХ объявил Брянский завод государственной собственностью. Национализировав завод, правительство выдало ему 9 млн. рублей в счет выполненных артиллерийских заказов. Но уже через месяц нечем было выплачивать зарплату. В конце марта составили смету на пуск завода и направили в Совнарком делегацию, в состав которой входили Беззаботное и Акимов.
«Когда дошла очередь до нашей сметы, — вспоминал П. Беззаботнов, — меня и П. Акимова, находившихся в это время в приемной, вызвали в зал заседания. Владимир Ильич спросил, кто будет докладывать по смете. Выступил комиссар финансов Гуковский, который заявил, что он давал заводу много денег и что пуск завода нецелесообразен, так как ничего из этого не получится. После этого выступил Л. Б. Красин, у которого я перед этим был с докладом в ВСНХ и просил поддержать нашу смету. Он заявил, что рабочее правление завода организовалось, смета составлена правильно, завод должен работать, так как он может дать Красной Армии боевую продукцию, нужную на фронтах гражданской войны. Его поддержал Ю. Ларин. Владимир Ильич тогда обратился к нам с вопросом: «А скажите, товарищи брянцы, что реально вы имеете на заводе для его пуска, есть ли у вас топливо, металл и чего вам недостает?» Я в ответ сказал, что завод ежедневно получает от своего лесного хозяйства около 30 вагонов дров, что получен из Сызрани маршрут нефти, а металла завод имеет большие запасы, недостает только продовольствия. Выслушав меня, Владимир Ильич сказал: «Вопрос ясен. Рабочее Правление правильно поступает, пускай завод, смету надо утвердить, а тов. Цюрупа позаботится о снабжении завода продовольствием. Завтра, товарищи брянцы, получите выписку из протокола заседания и направляйтесь в Госбанк за деньгами». Мы так и поступили.
По предложению Ленина заводу на покрытие ДОЛГОВ и расходов было выделено 20325 тыс. рублей*.
Началась напряженная работа по приведению в порядок завода и налаживанию производства. Руководствовались одним: чего сами не сделают, того никто другой не сделает. Дисциплинируя себя, создавали новые отношения. Прогулы исчезли совершенно. На работу не выходили только в крайнем случае, чаще всего только тогда, когда отправлялись добывать продовольствие. Черновой работы никто не боялся — на разгрузку вагонов, когда это было нужно, шли и квалифицированные рабочие, мастера.
13 июня 1918 года Владимир Ильич принял делегацию от Мальпевских заводов по поводу тяжелого продовольственного положения. В ее составе были и представители Брянского завода. Выслушав рабочих, Ленив тут же написал записку в наркомат продовольствия и потребовал принять меры, чтобы тотчас помочь хоть в пределах минимума.
В это трудное время коллектив Брянского завода, руководимый большевиками, прилагал усилия к тому, чтобы по-новому организовать производство и труд. Пути осуществления этого дела были указаны в работе В. И. Ленина «Очередные задачи Советской власти», в которой он, в частности, отмечал, что после взятия власти и национализации предприятий задача рабочего класса состоит в том, чтобы повысить производительность труда, обобществить производство н-а деле.
Эти ленинские указания стали боевой программой работы и большевиков Брянского завода, поднимавших коллектив на борьбу за социалистическую дисциплину труда. И они добились успеха в этом деле. 9 мая 1918 года за подписью фабрично-заводского комитета л дя-ректора завода были изданы «Временные правила внутреннего распорядка», Они были составлены на основе Положения о грудорсй дисциплине, принятого Всероссийским Центральным Советом Профессиональных Союзов 3 апреля 3913 года, определяли твердый распорядок на заводе и вели к укреплению единоначалия з управлении производством. Правила предусматривали строгий учет производительности труда, ответственность рабочих за брак, выплаты зарплаты только за выполненную ра? боту. Правила запрещали митинги и собрания в рабочее время. Рабочие и служащие за нарушения трудовой дисциплины отныне подвергались серьезным взысканиям.
Ознакомившись с ними, В. И. Ленин 17 мая 1918 года предложил проходившей в те дни конференции представителей национализируемых металлургических заводов одобрить или посредством резолюции узаконить внутренний распорядок по типу брянских правил в интересах создания строгой трудовой дисциплины...*.
Известно, что конференция приняла предложение В. И. Ленина и вскоре на многих предприятиях страна были введены правила внутреннего распорядка по типу «Брянских»**.
Совет труда я обороны перевел на военное положение и Брянский завод. Коллектив его в интересах обеспечения наибольшей производительности ударных заводов,, работающих на транспорт, выполнял военные закаш для борьбы с белогвардейцами.
В январе 1919 года в Совнарком была послана телеграмма о том. что коллектив отремонтировал 2 паровоза и может послать их с паровозной и кондукторской бригадами для подвоза на Брянский завод продовольствия из Тамбовской губернии.
В период гражданской войны партия бросила кличз «Все на борьбу с Деникиным!» Он был подхвачен всел; советским народом и, з частности, бряпцами. Рабочие выполняли военные заказы, делали бронепоезда. На фронт ушли такие бронепоезда бряяцев, как «Ленин*. «Красное знамя», «Заря», «Смерть Деникину!», «Углекоп» и другие. Всего за годы гражданской войны завод дал фронту 242 бронепоезда**.
Брянские рабочие изготавливали а ремонтировал:-: также вагоны, паровозы, снегоочистители. Впервые з стране на заводе зародились поточные, поузловые методы ремонта паровозов и вагонов.
18 февраля 1921 г. Совет Труда и Обороны принял подписанное В. И. Лениным постановление, в котором Иромвоенсовету предлагалось «...ограничиться на Брян? еком заводе ремонтом бронепоездов..прекратив постройку новых. Освободившуюся рабочую силу, , технические средства и топливо использовать для пуска.в ход плужного цеха, который полностью приготовить к-. исполнению заказов Главсельмаша и, в частности, Чрезвком «Электроплуг»;
Обязать Главеельмаш следить за действительным исполнением программы с точки зрения возможности получения готовых к работе плугов к сельскохозяйственной кампании 1921 года. Президиуму ВСН'Х поручить представлять еженедельно в СТО краткие сведения об пополнении;
Сроки изготовления электроплугов, определить следующим образом: к 1 мая должны быть изготовлены 5—8-корнусных балансирных плугов. К 15 мая —-15 восьми-корпусных балансирных плугов;
Обязать правление Брянского: завода^ и Главеельмаш, если выяснится невозможность выполнения заказа к данному сроку, немедленно известить по телеграфу Президиум ВСНХ и СТО***.
Но весной 1921 г. на заводе стало не хватать рабочих. В связи с началом полевых работ многие ушли в. деревню. Совет Труда и Обороны постановил ввиду острой нужды в чернорабочей силе, ощущаемой на заводах ГОМЗы и, в частности, на Брянском заводе, откоманди* ровать для выполнения транспортных и военных-заданий республики 3000 красноармейцев. В Бежицу было откомандировано 700 бойцов Красной Армии.
Задание заводу на изготовление электроплугов очевидно было вызвано тем, что его коллектив уже имел богатый опыт изготовления сельхозмашин, которые считались одними из лучших. Еще в 1911—1913 годах они представлялись на многих выставках и неизменно отмечались медалями.
- Старейший рабочий завода П. Прошкин вспоминаетз «Почетный ленинский заказ обрадовал и глубоко взволновал коллектив. Этот плуг являлся новинкой, поучиться, как его делать, было не у кого. Не хватало металла, топлива. Но трудности нас не остановили. Топливо мы заготавливали в лесу, разыскали металл, быстро привели в порядок разлаженное оборудование. Люди трудились, не считаясь со временем, ковали лемехи, отвалы, гнули рамы, монтировали электрооборудование. К каждой детали прикрепляли ярлык: «К плугам по заданию В. И. Ленина»*.
На испытаниях электроплуга 22 октября 1921 г. на Бутырском хуторе присутствовал сам Владимир Ильич. 10 ноября 1921 года он писал управляющему делами Совнаркома и СТО т. Н. П. Горбунову: «Рабочие и служащие Брянского завода изготовили 7 электроплугов. До 1-го 1 1922 изготовят 20.
Трудности при этом были невероятно велики.
Поэтому необходимо особо вознаградить до 70 человек рабочих и служащих. Это удостоверяет директор Брянского завода тов. Желтов.
Прошу поставить вопрос завтра в СТО, обсудив вместе с тов. Желтовым виды вознаграждения (орден Трудового Знамени; денежное и натуральное)»**.
Окончилась гражданская война. Встала задача подъема хозяйства республики. 8 ноября 1921 г. Совет Труда и Обороны принимает решение, в котором определи»
на Бряпском заводе развитие сельскохозяйственного машиностроения, В постановлении, в частности, говорилось:
. I. ...Сельскохозяйственное машиностроение определить в 30000 передковых плугов и 12000 борон Обязать ВСНХ снабжать завод регулярно всеми необходимыми материалауи, которые заводь; ГОМЗы не могут производить своими силами, дабы ли в коей мере не задержать работ завода,
Обязать Наркомтруд предостазить заводу квалифицированных и неквалифицированных рабочих по указанию ГОМЗы.
IV. Преимущественное право покупки сельскохозяйственных орудий из 30 и 50% фонда предоставляется Нар-комзему*.
Начиная с 1925 года коллектив завода возобновил выпуск паровозов, сначала сепии «СУ», затем «ЭМ-!», «СО» и «СОк», А з 1926 году завод впервые в стране начал строить 4-осные 50-тонные товарные загоны, организовал поточную сборку их, что позволило выпускать до 8—10 тысяч вагонов в год. В 1932 году — нерзым в СССР начал отливку бандажных колес.
За годы предвоенных пятилеток завод был реконструирован, значительно пополнен новым оборудованием. Брянские машиностроители оснащали транспорт, металлургическую промышленность к народное хозяйство современной по тому времени техникой. На железные дороги были поставлены со: ни мощных паровозов, десятки тысяч загонов, Для Днепрогэса изготовлено несколько электрических кракоз грузоподъемностью 260 тонн каждый.
В народном хозяйстве страны продукция завода занимала значительную долю. Так, в 1940 году здесь было изготовлено 28% общего производства паровозов серии «СО», 100% большегрузных цистерн, 38% изотермических вагонов, 29% крытых большегрузных загонов к платформ**.
Жестокое испытание обрушилось на нашу страну в июне 1941 года, когда вооруженная до зубов фашистская армия вторглась в пределы нашей Родины. Завод был эвакуирован на восток. Свыше 10 000 рабочих ушли на фронт, 500 человек — в партизаны. Ущерб, нанесенный заводу врагом, превысил 244 миллиона рублей, не удел ел ни один производственный корпус. За пять лет— с 1943 по 1948 годы—на восстановление завода государство вложило средств значительно больше, чем стоил весь завод до войны.
Теперь Брянский машиностроительный завод не узнать. Гигант индустрии, завод-сад — так отзывается о нем каждый, кто хотя бы раз побывал на его территории, в его цехах, лабораториях. Продукция брянских машиностроителей известна всему миру.
В послевоенный период вместо паровозов и изотермических вагонов завод начал выпускать маневровые тепловозы, паровые турбины, энергопоезда, пятивагонные рефрижераторные секции и мощные судовые дизели.
За успешное выполнение заданий семилетки завод в 11966 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В канун Великого Октября-за успехи в социалистическом соревновании в честь 50-летия Советской власти коллектив завода награжден Памятным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, Президиума Верховного Совета СССР и ВЦСПС, а также памятным знаменем Брянского обкома партии, облисполкома, облсов-нрофа. Комсомольская организация предприятия награждена Памятным знаменем ЦК ВЛКСМ.
Соревнуясь за достойную встречу 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, коллектив завода только в 1969 году был трижды удостоен классного места по итогам социалистического соревнования среди предприятий министерства.
За годы минувшей пятилетки коллектив завода многое сделал для дальнейшего совершенствования производства, повышения его эффективности. Здесь освоено, производство новых, более совершенных изделий — тепловозов ТЭМ.-2, судовых дизелей мощностью 4900» 9000, 12000-л.-с.
Уровню лучших образцов-отечественной и зарубежной техники соответствует пятивагонная рефрижераторная секция, тепловоз ТЭМ-2, судовые дизели-мощностью 9 и 12 тыс. л. с.
Увеличен выпуск товарной продукции более чем в 1.5
раза: производительность труда возросла на 42%, еже-:
годно выполняются задания по плану новой техники и
организационно-технических ^мероприятий
Наивысшего накала достигло социалистическое сорев»
нование, когда коллектив завода встал на 100-дневную',
ленинскую вахту и настойчиво боролся за успешное вы
полнение юбилейных обязательств.
- Усилия не пропали даром. Коллектив завода награж
ден- Почетной Ленинской юбилейной грамотой ЦК;
КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета
Министров СССР и ВЦСПС, а 2650 рабочих, ИТР и;
служащих награждены медалью «За доблестный труд.:
В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ле« -
нина».
П.А. Засов секретарь парткома БМЗ