Брянск. Ямская слобода.
Кому не знакомы пушкинские слова: «Ямщик не гони лошадей». Ямщик - кучер на ямских лошадях.
Ямщики в России до конца 19 века - крестьяне, исполнявшие государственную извозную повинность. Были кучерами на лошадях. Жили при Ямах, где проезжие меняли лошадей. Получали жалованье, до конца XVII века освобождались от налогов.
После присоединения Брянска к Московскому государству и организации Ямской службы в 1503 году в городе возникает Ямская слобода. Улица Ямская - такое название сохранилось до Наших дней.
Царь Петр Великих! издал Указ об организации первой регулярной почтовой линии. В нем он отмечал, чтобы почтовых людей подбирать честных и трезвых, дабы они могли «день и ночь письма везти бережно, в мешках под пазухой, чтобы от дождя не мочить и дорогою пьянством не утратить».
Но свидетельству историков-исследователей, ямщики имели форму: зеленый кафтан, на правом рукаве был нашит орел из красного сукна, на левом - изображение почтового рожка - эмблем м государственной почты того времени.
В Брянске был не только почтовый стан, но и служебная линия, перевозившая государственных людей. Петру I однажды лично пришлось заняться делами брянских ямщиков. Явщик Гурко Леонов с товарищами написал царю жалобу на то, что «гоняют они их великих государей ямскую службу от Брянска до Калуги, и до Волхова, и до Севска, и до Вязьмы, и по Смоленской дороге до Ярославля и в малороссийские города беспрепятственно... по гетманским листам... Запорожские казаки берут у них ямские подводы по 20, и по 30, и по 40 и больше, а прогонных денег не платят», - писали ямщики. Из-за чего они «великими долгами одолжали и лошадьми опали».
Жалобщики просили назначить им жалованье из таможенных и кабацких доходов. Просьбу брянских ямщиков признали обоснованной: им стали платить прогонные из средств казны. Однако круг лиц, имевших право пользоваться лошадьми за казенный счет, резко ограничили. Возить разрешалось только гонцов гетмана, киевских бояр и воевод, да специальных курьеров, которые доставляли деньги.