ВОССТАНИЯ КРЕСТЬЯН ТРУБЧЕВСКОГО УЕЗДА НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Брянский край.
Начало XX века. Бурными революционными выступлениями, крестьянскими бунтами и недовольством встретил первую русскую революцию наш Трубчевский край.
В. А. Падин в книге «Трубчевск» так описывает тот период: «Крестьяне, работавшие у кулаков и помещиков, получали грошовую плату. Кабала отработок за ссуды, пастбища, покосы; выкупные платежи по реформе; государственный поземельный налог; земские сборы; страховые платежи и разные «мирские поборы» буквально душили крестьян. Противоречия в деревне обострялись».
С большим недовольством встретил народ начавшуюся войну с Японией. Крестьяне требовали земли, улучшения жизни. Это требование зазвучало сильнее с приездом в 1904 году в уезд уроженца д. Комягино рабочего Луганска Акима Милютина. Он организовал группу, члены которой читали крестьянам марксистскую литературу, проводили в глухих балках митинги. Крестьяне деревни Комягино А. Д. Козырев, Милютины И. С. и Ф. Д., А.А. Воронина активно включились в революционные события. Из трубчан, участников первой русской революции, известны Е. М. Дмитриев, А. Д. Козырев, награжденные потом Советским правительством орденом Красной Звезды.
В 1906 году в Трубчевском уезде проводил революционную работу брянский рабочий Константин Эрман.
В уезде распространялись прокламации, призывавшие к свержению самодержавия. В одной из них, говорится:
«После долгих перипетий воцарился Сашка третий. Алкоголь и никотин Сей долюбливал кретин.По России прошел слух: миротворец наш протух. Будет нам теперь «поблажка» - Воцарился Николашка».
«Правительство принимало «соответствующие меры» к наведению порядка...».
«В мае 1906 г. Министром внутренних дел П. А. Столыпиным было написано следующее письмо:
ПИСЬМО МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СТОЛЫПИНА П. А.
ВОЕННОМУ МИНИСТРУ РЕДИГЕРУ А. Ф.
О СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЕ СРЕДИ СОЛДАТ г. ТРУБЧЕВСКА
24 мая 1906 г.
Милостивый государь Александр Федорович!
В МВД получены сведения, что в гор. Трубчевске, Орловской губернии, некоторые из нижних чинов квартирующих там войск пригласили к себе в казармы для революционной пропаганды членов Трубчевской группы Российской социал-демократической партии.
Об изложенном имею сообщить вашему превосходительству на благоусмотрение.
Примите и пр.
П. Столыпин»
Ярко охарактеризован этот период нашей истории в летописях сёл Плюсково и Рябчёвск. Оставленные после реформы у крестьян уезда наделы к началу XX века уменьшились, помещики, поддерживаемые властями, продолжали захватывать лучшие земли и луга. Согласно «Летописи села Плюсково», в Плюскове лучшие земли, окрестные сёла, сады, а также леса были во владении помещиков Житкова и Соколова. Каменные подвалы и амбары были наполнены зерном, тушами животных, мёдом, другими сельскохозяйственными продуктами, а также сельскохозяйственным инвентарём. Большинство крестьян из села батрачили у кулаков. Подённую работу выполняли и мужчины, и женщины, и дети. К весне крестьянская семья настолько нищала, что приходилось выпрашивать у помещика на пропитание. Отрабатывать приходилось подросткам на барском дворе. В праздники, когда хозяин был в расположении духа, он позволял себе «озолотить» своих батрачат: бросал им горсть медных монет. Дети, перемазанные пылью, сбивая друг друга с ног, хватали барскую милостыню. Крестьяне батрачили у кулаков и помещиков, получая грошовую плату.
В начале марта 1904 года в селе Плюсково вспыхнуло волнение крестьян. Организаторами крестьянского восстания были Прокл Бородин и Яков Чепиков. Крестьяне разгромили имение Житкова, забрали хлеб, долговые расписки были уничтожены. Волнение крестьян перебросилось на имение купцов Хотунцова и Соколова. Дома помещиков были сожжены. Были полностью разгромлены владения кулаков Михалёва и Григорьева в соседнем селе Сдесловка. С помощью властей, прибывших из Трубчевска, бунт был усмирён. Началась жестокая расправа. Шестнадцать человек были осуждены, пять из них были приговорены к каторжным работам.
Село Рябчёвск расположено на берегу реки Десна и значительно удалено от уездного города. Крестьяне пользовались бросовой землёй, где сеяли просо, рожь и овощи. Чтобы как-то прокормить семью, сеяли коноплю, чтобы продать за гроши. Пенькой рассчитывались и с купцами по выгодной для последних цене. Почему? Лучшие земли были у помещиков Демидович — Кащинского, Под- линева, Григорьева, Трубчевской Сретенской церкви. Вот у неё-то и арендовали Рябчёвские крестьяне землю. С надела приходилось платить по 5-6 рублей подати. Денег, естественно, у большинства крестьян не было, поэтому и шла пенька за бесценок.
Если в семье была свободная рабочая сила, её продавали лесопромышленникам. За сплав леса по Десне и Днепру на Украину сплавщик получал от 25 до 35 рублей. Оставшаяся семья жила плохо: в деревенских избах — теснота. Зимой в избу заводили скот. Свирепствовали чума и оспа.Год 1905. Летом рябчёвские крестьяне, сплавляя лес во главе с Сергеем Ефремовичем Сениным, отправились в село Юрово, в волость, чтобы заключить договор с купцом. Здесь они услышали о плюсковских и сдесловских крестьянах, разгромивших имения своих помещиков. По дороге домой они договорились сделать то же с помещиком Кащинским. Однако помещик в это время был в другом имении, управляющий отказался дать ключи от амбаров. Замки разбили гирей. Зерно брали, кто как мог. На следующий день в село явился эскадрон конников из уезда. К судебной ответственности привлечены 92 человека.
В. А. Падин отмечает: «Волнения распространялись всё шире и шире. Крестьяне Манцурова, Гавриловки, Зноби, Калачёвки, Дольска, Дятьковичей, Палужья рубили помещичий лес, запахивали земли, захватывали господский скот и хлеб.