Тамара Ивановна Винокурова Брянск
Более четверти века работает на брянском телевидении. Политические дебаты, репортажи из глубинки, новости из Областной Думы… Нет ни темы, ни жанра, ей неподвластных. Тамара Ивановна — само воплощение нашего ТВ: энергичная, искромётная, обаятельная, а порой непримиримая и резкая. У неё есть фирменная улыбка и неповторимые интонации.
Поскольку родилась я в семье учителей, вспоминает она, мечта у меня была одна — продолжить их дело. Я всё детство «варилась» в педагогической кухне: разговоры дома всё время были о школе. Этим жила и другого пути не мыслила. Окончив Вороновскую среднюю школу в Рогнединском районе, подала документы в Московский государственный педагогический институт имени Ленина на филологический факультет. Конкурс был огромный — 9,5 человека на место! Но поступить для меня не составило труда. Отец преподавал русский язык и литературу, и дома у нас были методические сборники, журналы «Русский язык в школе» и «Литература в школе», которые я с интересом читала. Кроме того, сценарии школьных вечеров и капустников всегда были за мной. Винокурова.
В 1981 году меня приняли на работу в редакцию информации радио. С этого момента начался мой путь в журналистике. Я долго работала в новостях на радио. Прошла хорошую школу редактуры. Своими учителями считаю Ивана Михайловича Полозова и Владимира Николаевича Новикова. Приходилось править сложнейшие тексты, практически переписывать их заново. Не освоив малый жанр информации, большие «полотна» (передачи), создавать не получится. У нас тогда было много нештатных авторов, люди из городов и сёл писали нам о своём житье-бытье.
И вот эти «опусы» приходилось приводить в божеский вид, чтобы затем использовать в передаче «Судьбы людские». В те времена практиковалась так называемая авторская отработка. В месяц журналист должен был сделать 40 процентов своих материалов, а 60 — это так называемый авторский актив, то есть материалы нештатников. Думаю, никакой вуз не смог бы мне дать такую подготовку. Тогда, помню, приходилось раз за разом переписывать информацию, делать это с учётом идеологических требований. Мы ведь освещали ход трудовой вахты. Всё делалось в духе того времени.
— С 1992 года я стала вести информационноаналитическую программу «По-недельник», которая была в сетке вещания почти десять лет. Программа выходила в прямом эфире. Конечно, я помню свой первый эфир. Это было 12 июня, первый День независимости России, объявленный указом Ельцина. Праздник был для нас новым, не все его понимали и принимали, в обществе шли дискуссии… Мой дебют пришёлся на время политических страстей. В праздничной программе я должна была рассказать телезрителям, что это за праздник, задать настрой всей передаче. Чувствовала большую ответственность и очень волновалась. После этой передачи я поняла, почему работа журналиста по эмоциональному накалу, расходу энергии сродни профессии авиационного диспетчер
Я согласна с утверждением, что 70 процентов успеха передачи определяет ведущий. Хорошее образование — это первое. Следующее — жизненный опыт, он всегда чувствуется. И надо быть интересным людям. Быть хорошим рассказчиком, уметь, что называется, разговорить собеседника. А ещё очень важно чувствовать время. В прямом эфире нужно обязательно уложиться во временные рамки программы. Телеведущий должен контролировать ситуацию, сохранять «нерв» передачи.
Я прошла все ступеньки: корреспондент, редактор, ведущая телепрограмм, заместитель начальника службы информации, главный редактор, сейчас шеф-редактор службы новостей. И жизнь не перестаёт меня удивлять, свою работу я по-прежнему люблю. И прежде всего творческую работу. Мне трудно усидеть в редакторском кресле, стремлюсь выезжать на съёмки, встречаться с людьми, делать о них передачи. Это для меня важная энергетическая подпитка. Творческая работа держит меня в тонусе.