Страницаторговцев

1635 год БРЯНСК ВО ВЛАСТИ ТОРГОВЦЕВ

Шел 1635 год. После тридцати лет почти непрерывных "ссмут" и войн наступило временное затишье. Всего два года назад с Польшей было заключено перемирие. Еще шныряли по дорогам недобитые шайки захватчиков, а в лесах уже застучали топоры, в полях зазвучали голоса землепашцев, над нехитрым инструментом склонились ремесленники. С Украины к Брянску снова потянулись обозы с товарами. У Свенского монастыря зашумели многоязычные ярмарки. Шипящая речь польских торговцев мешалась с мягким выговором украинцев, рубленые фразы литовцев — с неторопливым русским говором. Здесь можно было встретить греческих, немецких, шведских, татарских купцов. Но больше всего было украинских, или, как их называли на Руси, черкасских, литовских торговых людей. Большими кампаниями прибывали они в Брянск. Тут-то и пришлось брянскому воеводе Ивану Хилкову засесть за сочинение слезного письма царю.

«А по твоему государеву указу,— писал он,— велено литовским людям, которые учнут литовский торговые люди из литовских городов во Брянеск приезжать для торговли со всякими товары, опричь заповедных товаров, ставится и торговать во Брянске на гостине дворе. И из литовских, государь, городов многие литовские торговые люди со всякими товары во Брянеск приезжают, а ставитца, государь, тем литовским торговым людям с товары на гостине дворе и торговать негде, потому которые, государь, были «а гостине дворе избы и онбары, и те избы и онбары полнили и заводились, и городьба кругом гостина двора вся обвалилась, и торговать немочно. А без твоево государева указу мы, холопи твои, гостина двора строить не смеем. И о том нам, холопам твоим, как ты, государь, укажешь» (1).

Царь распорядился построить в Брянске новый гостиный двор, А к распоряжению приложил письмо, в котором потребовал создать условия для привлечения иностранных купцов:

«А приехати им и отъехати добровольно, безо всяких зацепок. А таможенные пошлины платити им по старине, как были исстари, бес прибавки. А в неволю вам, воеводам, и дьякам, и всяким приказным людем, товаров у них на себя не имати, и не ценити, и бес цены не имати, и лишних никаких пошлин с купецких людей на обе стороны не имати» (2).

Начиная с XVII века, когда, по словам В. И. Ленина, началось усиление торговых связей между отдельными областями, слияние их в одно целое3, Брянск оказался на перепутье важнейших торговых путей, связавших Украину с Москвой, котораявыступила центром складывавшегося всероссийского рынка. Огромные массы всевозможных товаров, шедших с Украины, продавались в Брянске и отсюда переправлялись в Москву и другие города. В Брянске же украинские купцы приобретали русские товары. Город, таким образом, играл важную роль в образовании единого рынка, явившегося экономической предпосылкой создания централизованного русского государства.

В XVII веке Свенская ярмарка, наряду с Макарьевской, стала самой знаменитой на Руси. Правительство придавало ей большое значение, всячески содействовало расширению торговли в Брянске

В 80-х годах XVII века царь Федор Алексеевич, передавая Свенский монастырь в подчинение Киево-Печерскому, предписал в указе, чтобы «между многими иными месты славная Свенская ярмонка имела повольность попрежнему без умаления, что кому куда платить надлежало, чтобы впредь гот торговый славный съезд прибавлялся, а не умалялся» (1).

Петр I при Свенской ярмарке открыл ярмарочную судебную плату для разбора конфликтов между купцами, предпринимал специальные меры против пьяниц и жуликов, а также против лихоимства городских чиновников, пытавшихся обирать приезжих.

Со Свенской ярмарки в Москву везли всевозможные товары, В 1693 году, например, как сообщает «Книга записная товарам малороссийских городов жителей» московской Большой таможни, со Свенской ярмарки было привезено в Москву 500перлов немецких, 100 искорок яхонтовых, 300 каменьев для серег, изумруды и лалы в 11 тысяч карат и др. В очень больших количествах через Брянск в Россию шел украинский скот, везли овчину, шкуры, шерсть, мясо, сало, мед, воск, табак. В XVII веке значительным был поток зерна, но в XVIII веке, особенно в первой половине, вместо хлеба стали везти водку. Много поступало селитры, пороха, стекла, сукна, сушеных фруктов. Книга брянской таможни за 1726 год показывает, что только в январе через город прошло 48 партий товаров. Половину привоза в этот месяц составило конопляное масло — почти девять тысяч ведер. Зерна поступило пять партий и четыре партии вина в количестве 2055 ведер. Табака провезли 600 пудов.

В обратном направлении шли холсты, железо, изделия из серебра, деревянная посуда и всевозможная пушнина.

В 1706 году на Свенскую ярмарку было совершено «покушение». Царский фаворит Меньшиков решил перевести ее в свое имение. Петр дал на это согласие. После этого товарооборот Свенской ярмарки значительно сократился. Тем не менее в первой четверти XVIII века ярмарка давала до 7 тысяч рублей пошлинных сборов (Макарьевская— самая крупная в России — до 11 тысяч рублей), но в 30-х годах здесь собирали лишь до 3 тысяч рублей.

Упадок Свенской ярмарки был связан с целым рядом обстоятельств. Не последнюю роль сыграло то, что Брянск перестал быть пограничным городом. Но главная причина крылась в экономических факторах, вызвавших изменения в направлении товарных потоков. Со второй половины XVIII века сам характер ярмарки стал меняться. Крупные торговцы начали везти сюда не товары, а бумаги, подтверждающие наличие этих товаров на складах, В зависимости от опроса и предложения здесь определялись цены, а хлеб, пенька и т. п., минуя Брянск, шли прямо в балтийские порты и оттуда за границу (1).

В петровское время Брянск стал быстро расти как город купцов и ремесленников. Приросту населения, особенно ремесленного, способствовало то, что город служил базой снабжения русских войск во время азовских походов и в войне со шведами. В 1696 году, вскоре после овладения Азовом, Петр, по просьбе Мазепы, распорядился начать строительство судов в Брянске для казацкой флотилии, которая должна была продолжать борьбу с крымскими татарами и турками. Своих мастеров в Брянске не было, и сюда прислали 7 запорожцев-специалистов во главе с Василием Богушем, а в помощь им пригнали из окрестных уездов несколько сот крестьян. До мая 1697 года из Брянска было сплавлено около 200 стругов. Строительство судов шло и в последующие годы.

Среди ремесленников преобладали производители съестных припасов: хлебники, рыбники, квасники и т. д. Большая группа ремесленников была занята изготовлением одежды. Это башмачники, шубники, кафтанчики, шапошники, чулочники и др. Значительными были группы ремесленников, вырабатывавших домашнюю утварь — горшки, сковороды, замки и многое другое. Ремесленники, как правило, сами занимались сбытом своей продукции и обзаводились в этих целях лавками. Несмотря на некоторую принадлежность к торговцам, ремесленники составляли в массе своей низший городской класс, городскую бедноту. Жили они в курных избах на окраине города. Особенно бедствовали портные, сапожники, извозчики, пильщики. Были среди них и такие, которые вовсе не имели «своих животов» и ходили «по миру». Лучше обеспечены были скорняки, кожевники, серебреники. Имущество наиболее состоятельных из них оценивалось сотнями, а иногда тысячами рублей. Естественно, что в городе с развитой торговлей был хорошо налажен извозный промысел. Ямская слобода являлась одной из самых многолюдных. Значительное число брянских ямщиков состояло на «государевой службе». Они обеспечивали связь с украинскими землями.) Через Брянск проходила первая государственная почтовая линия России. Она была создана в середине XVII века царем Алексеем Михайловичем, когда готовилось воссоединение Украины с Россией. Для скорейшей доставки важных вестей с Украины царь распорядился расставить между Москвой и Путивлем трубников, которые должны были «от Москвы до Путивля с государевыми грамотами и из Путивля к государю к Москве с отписками ездить от стану до стану наскоро». Эта линия на первых порах действовала не очень четко. Дважды приходилось принимать меры для усиления станов людьми и лошадьми. Петр вынужден был даже издать указ о том, чтобы письма из Киева на Севск, Брянск и Москву «ходили не мешкотно», так как этот путь они проходили за 10—15 дней, тогда как нарочные доставляли их вдвое быстрее.

В Брянске был не только почтовый стан, но и служебная скорая линия, перевозившая государевых людей. Петру однажды лично пришлось заняться делами брянских ямщиков. Ямщик Гурко Леонов с товарищами написали Петру жалобу на воевод, что «гоняют они их великих государей ямскую гоньбу от Брянска до Калуги и до Волхова, и до Севска, и до Вязьмы, и по Смоленской дороге до Рославля и в малороссийские города безпрестанно и в нынешнем 203 (1) году, по гетманским листам... Запорожские казаки берут у них ямские подводы по 20 и по 30, и по 40 и больше»; а прогонных денег не платят, из-за чего они «великими долгами одолжали и лошадьми опали». Жалобщики просили назначить им жалованье из таможенных и кабацких доходов. Просьба брянских ямщиков была признана обоснованной и удовлетворена: им стали платить прогонные из средств казны, но при этом круг лиц, имевших право пользоваться лошадьми за казенный счет, резко ограничили. Возить разрешалось только гонцов гетмана, киевских бояр и воевод, да специальных курьеров, которые доставляли деньги.

Петр I дважды побывал в Брянске во время войны со шведами. В 1708 году он поселился в Свенском монастыре и отсюда стал следить за движением шведской армии. Здесь он узнал об измене Мазепы и отсюда отправился в действующую армию. Возвращаясь в столицу после Полтавской битвы, он снова заехал в Брянск. В предвидении будущей борьбы с турками за черноморское побережье Петр распорядился создать в Брянске запасный магазин для оборудования флотилии и разработал план судостроительной верфи, осуществленный при его преемниках.

В 1737 году во время русско-турецкой войны фельдмаршал Миних, командовавший русскими войсками, потребовал срочно обеспечить армию, которая осаждала Очаков, судами для подвоза провианта и боеприпасов. Тогда в Петербурге вспомнили о петровском проекте. В Брянск были присланы несколько десятков корабельных специалистов из Адмиралтейства. Плотников, других рабочих набрали в городе и начали спешно строить суда. 202 небольших судна, с трудом доставленные через днепровские пороги, подошли, когда крепость уже сдалась. Зимою почти все они погибли во время штормов. Тогда приказано было начать на Брянской верфи строительство более крупных судов — четырежпушечных бригантин. Весною 1738 года, в половодье, более сотни бригантин удалось без особых помех спустить в днепровский лиман. Однако и эти суда, из-за небольших размеров, оказались малопригодными и были разбиты во время штормов.

С 1739 года брянская верфь стала обслуживать нужды речного торгового флота.

Находившийся на большой торговой дороге, с знаменитой ярмаркой и таможней, стягивавшей товары с широкого участка границы, Брянск на рубеже XVIII века превратился в город торговцев. Этому, конечно, в решающей мере способствовала политика Петра, направленная на развитие торговли и ремесел. В царствование Петра почти триста семей брянских обывателей были переведены в купеческое сословие. Росту числа торговцев способствовал указ 1692 года, по которому иногородние обладатели товаров не имели права продавать их в розницу. Помимо купцов, торговлей занимались ремесленники, а также крестьяне Верхней и Нижней дворцовых слобод, которые располагались между оврагами на территории нынешней центральной части Советского района. Земли у крестьян тут было мало, и они занимались скупкой в дальних селах и перепродажей пеньки, холста, мехов, рогожи, перерабатывали воск, делали мыло, вырабатывали конопляное масло, торговали лесом, сплавляли его в безлесные районы Украины.

Власть в городе находилась в руках купечества. До 1720 года высшим органом управления посадскими в Брянске была ратуша, руководившая действиями бурмистров, выбранных из среды посадских и осуществлявших сбор пошлин и налогов. А в этом году, в соответствии с новой городской реформой, был образован магистрат. Он состоял из бурмистров и ратманов, избираемых из числа «дельных и лучших в купечестве».

Компетенция магистрата была широкой. Он должен был вести учет населения, производить раскладку налогов и повинностей, руководить выборами на должности старшин и старост, устраивать ярмарки, размещать войска на постой по квартирам, разбирать вексельные претензии купцов и ремесленников между собой, следить за противопожарным и санитарным состоянием города, наблюдать за торговлей, участвовать в поимке беглых солдат. Каждый житель при выезде из города хотя бы на короткое время обязан был получить в магистрате паспорт или пропускное письмо. Члены магистрата могли быть пожалованы дворянством, а с изданием табели о рангах стали получать чины.

Все это предопределяло довольно острую борьбу за места в магистрате во время выборов. В 1723 году в Брянске на этой почве возник конфликт. Земский староста и магистратский бургомистр, стоявшие во главе двух враждебных группировок, пустили в ход силу. У здания ратуши началось настоящее сражение. Прекратить его удалось только с помощью солдат.

С созданием магистрата у воеводы главными стали полицейские функции. У него были специальные агенты — объезжие головы и десятские — выборные от слобод и посада по одному от десяти дворов. Десятские несли караульную службу, а объезжие головы их контролировали. Полиция особо следила за беглыми крестьянами, солдатами и «прочими ворами», чтобы никакие «гулящие люди» по улицам не ходили. Пойманных предписывалось «бить нещадно батожьем» и возвращать к хозяевам; вторично пойманных «бив на площади кнутом, посылать в каторжную работу», а молодых ребят на Суконный двор и прочие мануфактуры. «Винных баб и девок» велено было отправлять в Мануфактур-коллегию для определения на работу.

Усиление крепостнической эксплуатации вызывало естественный протест крестьянства. Активной формой его выражения стало разбойничество. И раньше в лесах, окружавших город, не переводились шайки разбойников. А с начала XVIII века число их возросло, они нападали на дворяиокие имения, на обозы с товарами. Правительство вынуждено было держать в Брянске специальные воинские части, которые время от времени прочесывали леса. Однако ни Петру, «и его преемникам почти до самой отмены крепостного права не удавалось искоренить разбойничество. С падением в XVIII веке роли Брянска как перевалочного пункта в торговле Украины с центральными областями России брянские купцы и землевладельцы стали вкладывать капиталы в промышленное производство. В 1743 году брянский купец Никулин на речке Крапивной, притоке Неруссы, поставил молотовый завод. Но предприятие оказалось недолговеченьм, так как купец не рассчитал своих сил. Пользоваться приходилось крепостным трудом, и «за умножившимися от покупки крестьян убытками» этот железоделательный завод через 25 лет был закрыт. В 1745 году на притоке Болвы — Песоченке брянский феодал Гончаров построил большой, с двумя домнами и четырьмя молотами, завод. Несколько лет спустя на этой же реке Гончаров строит второй завод, а в 1752 году в районе нынешнего завода ирригационных машин стал действовать третий гончаровский завод с одной домной и молотовой. В 1755 году он же возводитЛюбохонский завод. Все эти предприятия обслуживались его крепостными и приносили владельцу немалые барыши. И в самом Брянске с течением времени стали открываться частные предприятия довольно значительных размеров. На них перерабатывалась продукция, поставляемая крестьянами окрестных сел. Наряду с традиционными маслобойным, кожевенным, кирпичным, винокуренным производствами, которые получили значительное развитие (1), возникла переработка пеньки. В середине XVIII века в городе действовали две канатные фабрики.