ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ БРЯНЩИНА
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ - понимание и оценка автором характеров людей, событий, идейных, философских и нравственных проблем, поставленных в литературном произведении.
АЛЛЕГОРИЯ (греч. alios - иной, agoreuo - говорю) - литературный прием, основой которого является иносказание: изображение отвлеченного понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделенного жизненными реалиями. Так, зеленая ветка в руках человека с давних пор считается аллегорическим изображением мира, змея и чаша являются аллегорией врачевания, медицины. В отличие от многозначных символов, аллегории всегда имеют только одно значение.
АНАЛОГИЯ (греч. analogia - соотношение, пропорция) - неполное подобие, основанное на соответствующих отношениях подобных предметов. В литературе часто используется язык аналогий в виде метафор, аллегорий, притч, сравнений и символов.
АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение), единоначатие - повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф или фраз: «Клянусь я первым днем творенья, / Клянусь его последним днем...» (М.Ю. Лермонтов).
ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ - действующее лицо в литературном произведении, художественный образ, отражающий человеческую индивидуальность в судьбе, поступках, размышлениях о самом себе, других персонажах, об окружающей действительности.
ГИМН (греч. hymnos - хвала, восхваление) - торжественная песнь в честь богов, победителей, героев, позднее - в честь каких-нибудь событий. Гимном называется также торжественная песнь, прославляющая национальное единство и мощь государства, ставшая вместе с государственным флагом и гербом важнейшим элементом державной символики.
ГУМАННОСТЬ (лат. humanus - человечный) - человечность, человеколюбие. Система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи.
ДИАЛОГ (греч. dialogos - разговор между двумя лицами) - разговор между двумя или несколькими лицами в произведении.
ЖАНР (от франц. genre - род, вид) - сложившийся в процессе развития литературы, исторически повторяющийся вид литературных произведений (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, памфлет, стихотворение в прозе, послание, хокку, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия, водевиль и др.).
ЗВУКОПИСЬ - применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. Например: «...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши» (К. Бальмонт).
ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ (греч. idea - понятие, представление) - основная мысль, заключённая в художественном произведении. В идее выражено отношение автора к поставленной в его сочинении проблеме, к мыслям и поступкам персонажей. Идея произведения является обобщением всего содержания произведения.
ИСТОРИЗМ - рассмотрение явлений, событий в их историческом развитии, с исторической точки зрения.
КОНФЛИКТ (лат. conflictus - столкновение) - противоборство, противоречие между изображенными в художественном произведении характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера.
ЛЕГЕНДА (лат. legenda - то, что должно быть прочитано) - устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимаемые рассказчиком и слушателем как достоверность. По содержанию легенда всегда фантастична, повествует как о прошлом, так и о настоящем и будущем.
ЛЕЙТМОТИВ (нем. leitmotiv - ведущий, руководящий мотив) - конкретный образ или оборот художественной речи, настойчиво повторяемый в произведении в качестве постоянной характеристики героя, переживания или ситуации; многократно упоминаемая отдельная деталь или слово, служащее ключевым для раскрытия писательского замысла.
ЛИРИКА (греч. lyrikos - произносимый под аккомпанемент лиры (струнного музыкального инструмента); музыкальный, волнующий) - один из трех основных литературных родов (наряду с эпосом и драмой), воплощающий самые глубокие, задушевные переживания личности, вызывающий у читателя (слушателя) чувство сопереживания, тяготеющий к стихотворной форме выражения.
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - образ поэта в лирике, художественный «двойник» автора, выступающий как лицо, наделенное особенностями индивидуальной судьбы, своеобразным внутренним миром, а подчас и приметами реального облика.
МЕМУАРЫ (франц. mfimoires, от лат. memoria - память) - воспоминания о прошлом, написанные участниками или современниками каких-либо событий.
МЕТАМОРФОЗА (греч. тег.д между, после, вслед за и morphe - форма) -превращение, полная, совершенная перемена.
МЕТАФОРА (греч. metaphora - перенос) - перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение, например: «В саду горит костер рябины красной...» (С.Есенин).
НАРОДНОСТЬ - способность автора смотреть на мир глазами народа, испытывать такие чувства, какие испытывает человек из народа.
НЕОЛОГИЗМ АВТОРСКИЙ - см.: ОККАЗИОНАЛИЗМ.
ОБРАЗ - совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму; самый способ существования произведения с точки зрения его воздействия на читателя.
ОККАЗИОНАЛИЗМ (лат. occasionalis - случайный) - индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке непродуктивным словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры. Например: «Мы еще из-веселим берлинские улицы» (В. Маяковский].
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления. Например: «Что, дремучий лес, / Призадумался, / Грустью темною / Затуманился?» (А.В.Кольцов].
ПАФОС (греч. pathos - воодушевление, страсть] - идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения или всего творчества писателя.
ПОВЕСТВОВАНИЕ - рассказ о действиях и событиях. В эпическом роде литературы повествование - основная часть произведения (включает авторские рассуждения, описания различных предметов, мест, людей, несобственно-прямую речь героев], практически весь текст, кроме прямой речи героев.
ПОВЕСТЬ - прозаический жанр, для которого характерны развернутый событийный ряд, представляющий в действии нескольких персонажей, развитие действия на более или менее значительном отрезке времени, позволяющем раскрыть психологический мир героя.
ПОВТОР - повторение одного или нескольких слов в одном предложении или в соседних предложениях, усиливающее эмоциональную выразительность текста. Например: «Лениво дышит полдень мглистый, / Лениво катится река, /Ив тверди, пламенной и чистой, / Лениво тают облака» (Ф.И. Тютчев].
ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла («Семь пятниц на неделе», «Положить зубы на полку»].
ПОРТРЕТ (франц. portrait - портрет, изображение] - воссоздание внешности персонажей эпических и драматургических произведений, внешнего облика людей в лирических стихотворениях (лицо, фигура, одежда, походка, жесты, манера держаться].
ПОСЛОВИЦА - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»].
ПОЭМА - крупное стихотворное произведение с повествовательным сюжетом. Существует множество жанровых разновидностей поэмы: героическая, историческая, дидактическая, сатирическая.
ПРОБЛЕМА (греч. problema - преграда, задача] - вопрос, поставленный в художественном произведении, как правило, не имеющий однозначного решения или предполагающий множество равнозначных решений.
РАССКАЗ - малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображается одно или несколько событий жизни героя.
РЕАЛИЗМ (франц. raalisme, от лат. realis - вещественный, действительный] - художественный метод, следуя которому, художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
РИТМ - (греч. rhythmos - соразмерность, согласованность, такт] - повторяемость через определенные промежутки времени тех или иных сходных явлений. В литературных произведениях ритм создается повторяемостью фонетических элементов: звуков, пауз, ударений, слогов, сочетаний ударных и безударных слогов, а также слов, рядов слов, синтаксических конструкций.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчеркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется. Например: «Что ищет он в стране далекой? / Что кинул он в краю родном?» [М.Ю. Лермонтов).
РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ - построение речи, при котором в форме восклицания в повышенно эмоциональной форме утверждается то или иное понятие. Например: «Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!» (Ф.И. Тютчев].
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ - обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию: торжественную, патетическую, ироническую и т.д. Например: «Как часто в горестной разлуке, / В моей блуждающей судьбе, / Москва, я думал о тебе!» [А.С. Пушкин].
РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ - обобщенный тип литературы, основной способ построения произведения, отличающийся от других таких же способов соотношением мира и человека в создаваемых картинах жизни. Для каждого литературного рода выделяется основной признак - родовая доминанта: это повествование о событиях (эпос], субъективно-эмоциональное размышление (лирика), диалогическое изображение событий (драма).
РОМАН (франц. roman - так называли произведения, написанные на романских языках) - жанр литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих, человеческих судеб и охватывающий длительный период времени.
СКАЗ - 1) Жанр народной прозы; устный рассказ, повествующий о каких-либо примечательных событиях современной или недавней жизни, свидетелем которой был сам рассказчик или другой вызывающий его доверие человек. Любимыми героями сказов являются народные умельцы, правдоискатели. 2) Особая манера повествования, основанная на стилизации живой разговорной речи рассказчика.
СКАЗКА - древнейший жанр устного народного поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера.
СКВОЗНАЯ ТЕМА - тема, проходящая через все произведение или ряд произведений, преломляясь в различных героях и в различных ситуациях.
СРАВНЕНИЕ - вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку. Формой сравнения служит соединение двух его членов при помощи союзов «как», «словно», «подобно», «будто» и т.п. Встречается и бессоюзное сравнение («В железных латах самовар / Шумит домашним генералом...» НА. Заболоцкий).
СТИЛЬ (лат. stilus, stylus - остроконечная палочка для письма) - вначале - почерк писавшего, затем - склад речи, манера письма и, наконец, идейно-художественные особенности творчества писателя в целом.
СЦЕНА - см. ЭПИЗОД
СЮЖЕТ (франц. sujet - предмет, тема] - последовательность событий в литературном произведении, разворачивающихся во времени и пространстве, объединенных временны'ми или причинно-следственными связями.
ТЕМА (греч. thema - нечто, положенное в основу) -жизненное явление, ставшее предметом художественного рассмотрения в произведении.
ФАНТАСТИКА (греч. phantastikg - способность, искусство воображать] -одна из разновидностей художественной литературы, в которой идеи и образы строятся исключительно на вымышленном автором «чудесном мире», на изображении странного и неправдоподобного.
ФИНАЛ (лат. finis - конец] - последняя часть художественного произведения, заключительная сцена.
ФОЛЬКЛОР (англ. folklore - народная мудрость) - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, создаваемые народом и бытующие в народных массах.
ФОЛЬКЛОРИСТ - ученый, изучающий фольклор.
ФОРМА (лат. forma - форма, внешний вид) - способ обнаружения содержания литературного произведения, его внешнее оформление. К компонентам формы относятся: предметная изобразительность, т.е. все жизненные явления, изображенные писателем; композиция; язык произведения.
ФЭНТЕЗИ - жанр сказочно-фантастической прозы, предполагающий изображение воображаемого мира. Заведомо невозможные (сказочные, условные) персонажи и ситуации описываются в произведениях этого жанра в объективно-эпической манере.
ХАРАКТЕР (греч. character - отпечаток, признак, отличительная примета) - образ человека в литературно-художественном произведении, через который автор раскрывает свои нравственно-эстетические представления и изображает исторически обусловленный тип человеческого поведения.
ЭПИЗОД (греч. epeisodion - вставка, привходящее, постороннее) - небольшая и относительно самостоятельная часть литературно-художественного произведения, фиксирующая один законченный момент действия.
ЭПИТЕТ (греч. epitheton - приложение) - образное определение какого-либо предмета, явления или лица, выраженное обычно прилагательным, но иногда и наречием, именем существительным, числительным. Например: веселый ветер, задумчивая ива.
ЭПИТЕТ ПОСТОЯННЫЙ - красочное определение, неразрывно связанное с определяемым словом и образующее с ним устойчивое образно-поэтическое выражение. Этот прием характерен для фольклора. Например: сине море, белокаменные палаты, красна девица, ясный сокол, сахарные уста.
ЭПИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ - обычно длинная повествовательная поэма, рассказывающая о героических деяниях; другое ее название - героический эпос.
ЭПОС (греч. epos - слово, речь) - литературный род, в котором объектом изображения могут быть любые явления внешнего мира (люди, события, предметы) в их сложных отношениях и взаимосвязях, а также внутренний мир людей. Основа эпоса - повествование, не имеющее ограничений во времени и пространстве.
АЛЛЮЗИЯ (лат. allusio - намек, шутка] - отсылка к широко известному высказыванию, конкретному факту литературной, исторической, общественно-политической жизни, к тому или иному словесно-художественному тексту.
АНТИТЕЗА (греч. anti - против, то есть противоположение, противоположность и thesa - положение] - противопоставление слов, образов, персонажей, элементов композиции.
АССОЦИАЦИЯ (лат. associatio - соединение] - компонент образного мышления, спонтанно возникающая связь между отдельными ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями на основе частичного совпадения, сходства каких-то сторон, качеств, форм различных, не связанных в обыденной жизни предметов.
АФОРИЗМ (греч. aphorismos - определение] - оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. Например: «Мысль изреченная есть ложь» (Ф.И. Тютчев].
БАЛЛАДА (провансальское ballada, от ballar - плясать] - лиро-эпический стихотворный жанр, в котором черты эпического произведения (сюжет, наличие персонажей] сочетаются с ярко выраженным лирическим началом (психологизмом, эмоционально-экспрессивной окраской стиля, передающего идеи и настроения самого поэта].
БЫЛИНА - один из жанров русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, героических событиях или примечательных исторических эпизодах истории Древней Руси.
ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ (фр. detail - часть, подробность] - выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.
ЗАМЫСЕЛ - творческий набросок, как правило, зафиксированный на бумаге, первоначальная общая схема будущего произведения.
ИГРА СЛОВ - см. КАЛАМБУР.
ИРОНИЯ (греч. eironeia - притворство, насмешка] - осмеяние, содержащее оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Отличительный признак иронии - двойной смысл, где истинным является не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый; чем больше противоречие между ними, тем сильней ирония. Например: «Ну ты храбрец!» (говорят трусливому человеку].
КАЛАМБУР (фр. calembour - игра слов] - стилистический оборот или самостоятельная миниатюра, основанная на нарочитой или невольной двусмысленности, порожденной сходным звучанием слов и словосочетаний, имеющих разное значение. Например: «Область рифм - моя стихия. // И легко пишу стихи я» (Д.Д. Минаев].
КОМИЧЕСКОЕ (греч. kymikys - веселый, смешной, от kymos - веселая процессия; ряженые на дионисииских празднествах], в широком смысле - вызывающее смех над кем-то или чем-то.
КОМПОЗИЦИЯ (лат. componere - складывание, построение] - соответствующее расположение деталей в крупных частях текста и их взаимное соотношение. Композиция включает в себя расстановку персонажей, их систему (в эпических и драматургических произведениях]; порядок сообщения о событиях в сюжете (композицию сюжета]; чередование сюжетных и внесюжетных компонентов повествования, смену приемов повествования в эпических произведениях (авторской речи, повествования от первого лица, диалогов и монологов персонажей, различных видов описаний: пейзажей, портретов, интерьеров], а также соотношение глав, частей, строф, речевых оборотов.
КОМПОЗИЦИЯ КОЛЬЦЕВАЯ - повторение начального фрагмента в конце текста.
КОНТРАСТ (франц. contraste, от лат. contrarie - противоположным образом] - резкое различие, противоположность.
КУЛЬМИНАЦИЯ (лат. culminis - вершина] - момент наивысшего напряжения в развитии действия словесно-художественного произведения, когда происходит перелом, решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению.
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ - фрагмент повествования, в котором автор, отклоняясь от прямого сюжетного изложения событий, дает комментарий происходящему или размышляет на темы, не связанные с магистральной линией произведения непосредственно. Лирические отступления открыто вводят в произведение субъективную позицию автора.
МЕТАФОРА РАЗВЕРНУТАЯ - метафора, построенная на различных ассоциациях по сходству. Например: «Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады» (М. Горький].
МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование] - перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их смежности (материал - изделие из него, содержимое - содержащее, продукт - его производитель, действие - орудия действия и т.д.]. Например: выпить кружку, ходит вся в золоте.
МИНИАТЮРА (лат. minium - красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг] - жанр «малых форм», небольшое по размеру произведение.
МИФ (греч. mytos - сказание] - повествование о деяниях богов, героев, демонов, духов. Цель мифа - объяснить человеку его место в мире, его связь с высшими силами, показать священный характер мироздания; в этом его отличие от сказки или легенды.
МИФОЛОГИЯ (греч. mythos - повествование, сказание и logos - учение, слово] - фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве.
МОНОЛОГ (греч. monologos из monos - один + logos - речь] - вид художественной речи, используемый практически во всех литературных произведениях; это универсальная речевая форма. Большинство лирических стихотворений представляют собой лирические монологи. В пьесах и в эпических произведениях монологи - форма высказываний персонажей
МОТИВ (франц. motif, от лат. motivus - подвижный] - простейшая смысловая единица художественного текста; его устойчивый компонент, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу] и литературно-художественных произведениях.
МУЗА 1. В греч. мифологии - одна из девяти богинь, покровительниц различных искусств и наук, вдохновлявших поэтов и ученых в их творчестве, 2. перен. Источник поэтического вдохновения, олицетворяемый в образе женщины, богини. 3. Творчество поэта в его отличительных особенностях.
ОКСЮМОРОН [греч. охэтогоп - умная глупость) - сочетание слов с противоположным значением [то есть сочетание несочетаемого). Например: печальная радость, горячий снег.
ОЧЕРК - разновидность малой формы эпической литературы, отличающаяся от других ее форм [рассказ, новелла) отсутствием единого быстро разрешающегося конфликта и большой развитостью описательного изображения.
ПАРАЛЛЕЛИЗМ [греч. parallelos - находящийся или идущий рядом) - композиционный прием, подчеркивающий связь обычно двух или трех элементов речи в художественном произведении. Эти элементы располагаются параллельно в смежных фразах, стихах, строфах, благодаря чему выявляется их общность, создается единый поэтический образ. Например: «Под ним струя светлей лазури, / Над ним луч солнца золотой...» [М.Ю. Лермонтов).
ПЕЙЗАЖ [франц. paysage, от pays - страна, местность) - изображение природы в литературном произведении.
ПЕРСОНАЖ [франц. personnage; от лат. persona - лицо, личность, личина; этим словом называли маску, которую надевал актер в древнеримском театре) - действующее лицо, человек в литературном произведении с его внешностью, поступками, поведением, речью, отношениями с другими персонажами.
ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЕ НАЗВАНИЕ - название, содержащее имя собственное, например: «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
ПЕСНЯ - общее определение стихотворных произведений разных жанров, предназначенных изначально или используемых для пения. Для песен чаще всего обязательны строфичность, рифма, доступность изложения. Нередко песня имеет припев.
ПОДТЕКСТ - скрытый смысл высказывания, не совпадающий с прямым смыслом текста, вытекающий из соотношения значений слова с контекстом и особенно - речевой ситуацией.
ПОСЛАНИЕ - лирическое произведение в форме письма к реальному или вымышленному лицу [группе лиц).
ПРОБЛЕМАТИКА - совокупность проблем в художественном произведении.
РЕМИНИСЦЕНЦИЯ [лат. reminiscentia - воспоминание) - сознательное или невольное напоминание в тексте о другом художественном произведении [воспроизведение фразовой или образной конструкции), известном факте культурной жизни. Например: «Я пережил и многое и многих» [П. А. Вяземский) - «Я изменял и многому и многим» [В. Я. Брюсов). Как сознательный приём рассчитан на память и ассоциативное восприятие читателя.
САРКАЗМ [греч. sarkasmos, от sarkazo - букв, рву мясо) - один из видов комического; высшая степень сатиры, едкая, злая насмешка над изображаемым явлением.
САТИРА [лат. satura - смесь; первоначально - название острого блюда) - вид комического; беспощадное, уничтожающее осмеяние какого-либо общественно значимого явления, раскрывающее его глубокую внутреннюю несостоятельность.
СЕМАНТИКА [франц. sftmantique, от греч. semantikys - обозначающий, sema - знак) -значения единиц языка, в том числе и слова.
СИМВОЛ [древнегреч. symbolon - знак, примета) - многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни. В символе может быть выражена система соответствий между разными сторонами действительности (миром природы и жизнью человека, обществом и личностью, реальным и ирреальным, земным и небесным, внешним и внутренним). Например, «тучка золотая» в стихотворении Лермонтова - символ недолговечного счастья, утрата которогозастав-ляет человека страдать.
СИНОНИМЫ (греч. synonymos - одноименный} - слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. Слова, которые сближаются по значению в условиях одного контекста, называются контекстуальными. Например: «На сотни верст, на сотни миль, на сотни километров лежала соль, шумел ковыль, чернела роща кедров» (А. Ахматова].
СИНТАКСИС ПОЭТИЧЕСКИЙ - это система специальных средств построения речи, способствующих усилению ее образной выразительности. Изобразительные средства в поэтическом синтаксисе называют фигурами поэтической речи: повтор, анафора, эпифора, параллелизм, инверсия.
СОДЕРЖАНИЕ - это смысл произведения, воплощенный в особой, образной форме. В содержании литературного произведения различаются три стороны: тема (тематика, то есть совокупность тем], проблема (проблематика, то есть совокупность проблем) и авторская позиция.
СОПОСТАВЛЕНИЕ - сравнение различных произведений или их элементов с целью обнаружения сходства и различия.
СТРОКА СТИХОТВОРНАЯ, или СТИХ - речевая ритмическая единица в стихотворении.
СТРОФА (греч. stropho - кружение, поворот) - сочетание нескольких стихотворных строк (стихов), составляющих ритмическое, синтаксическое и смысловое целое. В составе строфы может быть от 2 до 14 стихотворных строк.
ТАВТОЛОГИЯ (греч. tauto - то же самое и logos - слово) - сочетание или повторение одних и тех же, или однокоренных, или близких по смыслу слов. Например: истинная правда, целиком и полностью, яснее ясного.
ТРАГЕДИЯ (греч. tragos - козел и aide - песнь; буквально - козлиная песнь) - древнейший жанр драматургии, основанный на непреодолимом конфликте между человеком и судьбой, человеком и природой, человеком и социально-историческими обстоятельствами. В трагедиях изображается не только обреченность людей в их схватке с судьбой или обстоятельствами, но и героизм, мужество тех, кто дерзнул бросить им вызов.
ТРОП (греч. tropos - поворот) - слово, используемое в переносном, экспрессивно-образном значении. Тропами являются метафора, метонимия, синекдоха и другие приемы.
ФРАЗЕОЛОГИЗМ - устойчивое сочетание слов. Например: сбиться с ног, обвести вокруг пальца.
ЦВЕТОПИСЬ - искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения.
ЦИТАТА - дословная выдержка из какого-либо текста.
ЧАСТУШКА - фольклорный жанр; короткая русская народная песня (четверостишие) юмористического содержания, передаваемая обычно устно.
ЭПИГРАФ (греч. epigraphe - начертание) - цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать на смысл произведения, передать отношение к нему автора.
ЭССЕ (из фр. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание) - литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции.
ЮМОР (англ. humour - первоначально: влага; свойство человеческого характера) -вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие.