Слово о Марии Клавдиевне Тенишевой. Брянская земля.
В 2008 г. исполнилось сто пятьдесят лет со дня рождения выдающейся
русской женщины, творца и пропагандиста отечественной культуры Марии
Клавдиевны Тенишевой. Страна отметила этот юбилей. В Русском музее, в
Петербурге, и в смоленском краеведческом музее были организованы вы-
ставки предметов из коллекции Тенишевой, в Москве, в Историческом музее,
была представлена выставка в честь Тенишевой, в Брянске и Смоленске под-
готовлены конференции в память о великой личности, в местных музеях
были открыты выставки о Тенишевой, в Смоленске изданы сборники статей о
ней, снят фильм о её жизни и деятельности. К юбилею в Смоленске одна из
улиц названа её именем.
К счастью, после долгих лет полузабвения многих имён из меценатов и
благотворителей наступило время их признания и запоздалой благодарности.
После затянувшегося на весь советский период отечественной истории полу-
презрительного отношения к частной благотворительности общественное со-
знание в России стало проникаться представлением о ценности и важности
этой деятельности. Пришла пора признания Тенишевой.
Тенишева – фигура всероссийского, даже более, европейского масшта-
ба. Её деятельность, с трудом отделимая от деятельности её супруга Вяче-
слава Николаевича, распространялась на Брянск и Хотылёво в Орловской гу-
бернии, на Смоленск и Флёново в Смоленской губернии, на Москву и Петер-
бург, на Рим и Париж. В частности, в глазах французов её имя стоит непо-
средственно рядом с именем Дягилева, организатора «русских сезонов» в Па-
риже, неустанного и выдающегося пропагандиста русской культуры за рубе-
жом.
Тенишева была не только покровителем деятелей искусства. Щедро
одарённая от природы, она и сама являлась творцом, созидателем, исследова-
телем. В молодости она начинала свой путь в искусстве как вокалистка. Поз-
же она выступила как новатор в деле организации образования. Уже на скло-
не лет она занималась работами по эмали.
Перу Тенишевой принадлежит монография по истории эмальерного
дела в России. Она была участницей археологических раскопок. Таким об-
разом, и в науке эта женщина оставила свой след.
Благотворительность была неотъемлемой частью плодотворной дея-
тельности Тенишевой. Она представляла собою особый тип благотворителя и
мецената в России. Благотворительность, основанная на православии, имела
глубокие исторические корни в России. В XIX и начале ХХ в. частная благо-
творительность получила широкое распространение среди разных слоёв на-
селения, причём выдающуюся роль в этом отношении играло купечество.
Оно обладало значительными финансовыми возможностями для благотвори-
тельности и меценатства как его разновидности. Благодаря купечеству
направления благотворительно-меценатской деятельности стали разнообраз-
нее, чем раньше. Наряду с традиционными пожертвованиями в пользу храмов
и богаделен появились профессиональные училища, музеи, бесплатные квар-
тиры, театры и другие учреждения, созданные купцами или получавшие по-
мощь от них.
Тенишева по своему положению не принадлежала к купечеству, хотя
была близка к нему. Её роль в области меценатства и благотворительности
была во многом определена положением её мужа – Вячеслава Николаевича,
успешного предпринимателя, также не чуждого благотворительности глав-
ным образом в области образования и науки. Особенностью деятельности Те-
нишевой по сравнению с её современниками и известными благотворителями
в прошлом являлось разнообразие направлений, в которых развивалась её ак-
тивность. Это сфера образования, где она не только покровительствовала, но
и выступала идейным вдохновителем и организатором. Благодаря её вкусу,
художественности натуры, наконец, соответствующему таланту она оказалась
близка к художникам, могла оценить их творчество, понять степень дарови-
тости того или иного из них.
Без её материальной поддержки не родился бы журнал «Мир
искусства», не были бы созданы произведения Репина, Серова, Врубеля и
других выдающихся деятелей русского искусства. Её научные интересы по-
влекли её к археологии, музейному делу, и здесь она тоже поддержала немало
начинаний.
При всём этом богатстве проявлений её натуры Тенишева не разбрасы-
валась, не удовлетворялась небольшими итогами, не тратилась не мелочи. В
каждом из направлений её благотворительной деятельности ей удалось до-
стичь значительных, впечатляющих результатов. В рабочем посёлке Бежица
она создала не одно училище, а ряд таких учреждений. Её коллекции древно-
стей и народных поделок, произведений изобразительного искусства были
огромны настолько, что часть из них легла в основу как краеведческого му-
зея, так и художественного музея в Смоленске. Практически в любой области
деятельности она сочетала в себе мецената, творца, организатора, что тоже
являлось особой чертой в её работе.
Наконец, ещё одна особенность. В работе Тенишевой был, как уже го-
ворилось, необыкновенно широкий географический размах. Это отличает её
от всех других меценатов и благотворителей, Быть может это уникальная,
беспримерная черта в деятельности Тенишевой.
К сожалению, не все следы деятельности Тенишевой можно хорошо
проследить сегодня. Её коллекции, принесённые в дар музеям, оказались
растворёнными в больших музейных собраниях. После Октябрьской револю-
ции её педагогические идеи не были оценены по достоинству новой властью,
оказались распущенными или совершенно преобразованными основанные
ею учебные заведения. Вторая мировая война не пощадила многое из сделан-
ного. Невежество и бедность населения страны также способствовали разру-
шению созданного этой великой дочерью России. Достаточно вспомнить о
судьбе её дома в Хотылёво и о парке в этом же селе.
На Брянщине осталось совсем немного того, что достоверно связано с
делами Тенишевой, создано по её мысли, её руками. Время подумать о том,
как запечатлеть память о ней, собрать то, что рассеяно из вещей, принадле-
жавших её и мужу, и поместить найденное в музеи. Нужно признать, что мы
ещё в большом долгу перед памятью об этом человеке.
А.М. Дубровский, доктор исторических наук, профессор БГУ им. акад. И. Г. Петровского