Храм во имя Святителя Николая Брянский район Брянской области
Храм во имя Святителя Николая в селе Домашово
Храм во имя Святителя Николая в селе Домашово построен в течение 2009 года. В том же году он освящен Епископом Брянским и Севским Феофилактом.
Домашово. Храм-часовня Николая Чудотворца.
Елисеевичи Храм во имя Святителя Николая в селе Елисеевичи
На холме, при речке Рудке, что в Брянском районе, возвышаясь над селом, сохранился интересный памятник архитектуры 1843 года - Храм во имя Святителя Николая - угодника Божьего, весьма чтимого на Руси.
Село Елисеевичи совместно с четырьмя соседними селениями составляло вотчину Брянского Свенского Успенского монастыря, которую подарил монастырю удельный князь Роман Юрьевич "за благодатное исцеление, полученное им от Свенской иконы Божией Матери". На средства монастыря был построен обширный деревянный храм во имя Флора и Лавра, в котором первым вел службу иеромонах Елисей. От его имени село и получило название Елисеевичи.
Брянская область, Брянский район, село Елисеевичи, церковь Николая Чудотворца.
Елисеевичи. Церковь Святителя и Чудотворца Николая, сер. XIX в
На холме при речке Рудке, что в Брянском районе, возвышаясь над селом, сохранился интересный памятник архитектуры 1843 года — церковь Николая Чудотворца, угодника Божьего, весьма чтимого на Руси.
Село Елисеевичи совместно с четырьмя соседними селениями составляло вотчину Брянского Свенско-го Успенского монастыря, которую подарил монастырю удельный князь Роман Михайлович «за благодатное исцеление, полученное им от Свенской иконы Божьей Матери». На средства монастыря был построен обширный, деревянный храм во имя Флора и Лавра, в котором первым вел службу иеромонах Елисей. От его имени село и получило название Елисеевичи.
Со временем храм обветшал, служба в нем прекращена, а прихожане приписаны кдругим приходам. Жители селадобились разрешения на строительство нового храма. Строителем стал наиболее активный из них — Василий Иванович Агапеев.
Церковь была трехпрестольной: главный престол — во имя Николая Чудотворца, придельный — во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» и третий, в трапезной церкви — во имя иконы Скорбящей Богоматери. Объемно-планировочное построение храма выполнено по традиционной схеме — «кораблем». Все помещения расположены по продольной оси: паперть (нижний ярус колокольни) — трапезная — церковь — алтарь.
Внешняя архитектура, несмотря на самобытные отступления от твердо установленных в эпоху классицизма канонов, все же сохранила характер этого стиля. Облик храма впечатляет торжественной мощью и монументальностью. Храм стал градостроительным стержнем не только села, но и всего окружающего ландшафта.
До наших дней сохранился каменный остов храма. Он, безусловно, должен быть отреставрирован с достройкой колокольни и возвращен в число действующих храмов Брянской земли.
Когда к началу 1840-х гг. прежняя деревянная церковь обветшала, и стал вопрос о ее закрытии, крестьянами села решено было построить новый, каменный храм. Инициатором этого выступил елисеевский крестьянин Василий Агапеев, который и стал строителем нового храма, открывшегося в 1843 году.
При храме было построено здание церковно-приходской школы, которая открылась в 1899 году, в 1905 году в ней обучалось 42 ученика. Точных сведений о времени закрытия храма нет. Известно лишь, что в 1930 году был арестован и приговорен к трем годам ссылки священник храма Ипполит Алексеевич Осипов. В настоящее время готовятся документы на возвращение здания храма Брянской Епархии.
Брянская область, Брянский район, село Елисеевичи
(1916 год - село Елисеевичи, Орловская губерния, Брянский уезд, Елисеевская волость).
ЕЛИСЕЕВИЧИ
ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, сер. 19 в.
Расположена на краю села над р, Рудка, выделяется силуэтом в окружающем пейзаже. Построена в 1843 г. по заказу богатого крестьянина В.И. Агапеева на месте прежней, деревянной, принадлежавшей Свенскому монастырю. Сооружена из кирпича а снаружи побелена; завершение колокольни и часть кровли не сохранились. Сравнительно небольшой купольный храм в стиле зрелого классицизма, характерный для провинциальной архитектуры этого периода.
Трехчастная композиция цер"ви очень компактна. Основной четверик, слегка возвышающийся благодаря аттику над закругленным алтарем и короткой, прямоугольной в плане трапезной, увенчан своеобразным цилиндрическим барабаном. Низкий и массивный, он прорезан круглыми окнами и завершен сферическим куполом с маленькой главкой на тонкой шейке. Примыкающая к трапезной ярусная колокольня состоит из двух поставленных друг на друга четвериков (нижнего с арочным проходом по оси, верхнего с арками звона) с полуярусом между ними.Скромный классицистический декор здания включает горизонтальную рустовку стен (алтарь и низ колокольни), упрощенные антаблементы в завершении объемов, замкбвые камни (алтарь) и сандрики на кронштейнах (трапезная) над прямоугольными окнами. Наряднее выглядит четверик с плоскими четы-рехпилястровыми портиками и крупными фронтонами на боковых сторонах, двойными рядами сухариков в карнизах, а также проемами, завершенными треугольными фронтончиками.
В интерьере главную роль играет более высокое основное помещение с барабаном на тромпах и сферическим куполом; апсида перекрыта конхой, нижний ярус колокольни с лестницей к звону в южной стене - крестовым сводом; у трапезной (в которой располагался придел Богоматери Всех Скорбящих) перекрытие плоское.
Пясецкий. 1899, с. 82, 94; Историческое описание.., с. 119-120; Холмогоров, с. 232.