БРЯНСКИЙ Свенский Успенский Монастырь, ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ. 1895 год.
БРЯНСКIЙ Свенскiй Успенскiй Монастырь, ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХIИ.
СОЧИНЕНІЕ ТОГО ЖЕ МОНАСТЬІРЯ НАСТОЯТЕЛЯ, Архимандрита Iерофея, ВЪ ПОЛЬЗУ СВЕНСКАГО МОНАСТЫРЯ.
Свѣнскій Успенскііг монастырь ееть одна изъ древнихъ рус-скихъ обителей и знаменитъ особевно тѣмъ, что сама пебесиая Царица, Матерь Божія, благоизволила чуднымъ образомъ из-брать, освятить и прославить здѣшиее мѣето явленіемъ чудот-ворноіі своей иконы Иечерскія Кіевскія.
Вотъ что говорится ѳ сеы обители въ Исторіи россіііской іерархіи1): «Свинскій или Свѣнекій Успенскій Брянскій мужескій третьекласиый монастырь Орловской губерніи и епархіи, раз-стояніемъ отъ узднаго города Брянска въ трехъ верстахъ, стоитъ иа суходолѣ2)^ при рѣкѣ Деснѣ, противъ рѣки Свини или Свѣны, впадающей въ Сеймъ3), отъ которыя и названіе свое имѣетъ.
6796 (1288) благовѣрный великій князь череиговскій Романъ Михайловичъ, будучи въ своей отчинѣ, во градѣ Брянскѣ1), по Божію изволенію, ослѣпъ очами, и усдышавъ о чудесахъ и исцѣленіи, бываемыхъ отъ чудотвориаго образа пресвятыя Бо-городицы Печерскія и отъ великихъ чудотворцевъ Антонія и Ѳеодосія Печерскихъ Кіевскихъ, послалъ гонца2) своего во оный Печерскій монастырь съ милостынею и прошеніемъ объ отпускѣ тоя чудотворныя иконы къ нему во градъ Брявскъ, для испрошенія отъ нея исцѣленія; почему архимандритъ пе-черскій3), сотворивъ совѣтъ съ братіею, оный чудотворный об-разъ отпустили въ Брянскъ на ладіяхъ рѣкою Десною, пб чину со свящеввикомъ4). Симъ образомъ пловущимъ имъ, ста ладія на единомъ мѣстѣ среди рѣки Десны; и егда посланніи рекоша: обляжемъ нощь сію въ Свиеѣ рѣцѣ, ладія пойде; и приставше къ брегу одесную страну5), пребыша нощь ту. Егдаже ва утріе воставше, поидоша на ладію помолитися пресвятѣй Богородицѣ, оныя (святыя иконы) не обрѣтоша. Того ради, пріѣхавше за Десную (Десну?) рѣку, противъ рѣки Свини, поидоша по го-рамъ; и обрѣтше пресвятыя Богородицы образъ, стоящъ на дубѣ велицѣмъ, между вѣтвями, послаша вѣстника къ вели-кому князю, Роману Михайловичу исповѣдати чудо, бывшее отъ иконы пресвятыя Богородицы.
Услышавъ отъ вѣстника таковое чудо, сѳбра весь священничен' скій^ликъ1); и яоидоша пѣши, идѣже стояше. пресвятыя Бо-гОродицы чудотвориый образъ. Приходящимъ :.же имъ близъ мѣста того^ великій князь Романъ Михайловичъ воздохну изъ глубины'сердца своего со слезами, и рече: 0, пречудная Віа* дычице Богородице,-; Мати Христа Бога нашего! Дай ыи Гос-^поже очима узрѣти свѣтъ и Твой чудотворный образъ: елико. идалѣ узрю съ мѣста сего на; всѣ^ілетыре ;сторбны, толико, придамъ !къ дому Твоѳму, и созижду храмъ и обитель, идѣже Ты возлюбпла мѣсто; и въ той же. часъ увидѣ малу стезю предъ собоіо^и повелѣ на томъ мѣстѣ поставити крестъ, кой и|!донынѣ тамъ стоитъ2). Потомъ отъ того мѣста поидоша къ древу,. на немъ же стояше чудотворная икона; и великій князь возопи веліимъ гласомъ: 0, пресвятая Владычице, Госпоже, Дѣво Богородице, услыши гласъ молитвы моея, и дан ми проз-рѣти очами моима! И въ той часъ прозрѣвъ великій князь Ромаеъ Михайловичъ яснѣе прежняго, повелѣ освященному причту сняти3) со древа чудотворный пресвятыя Богородицы образъ, и цѣловавъ оный, нача молебенъ пѣти. По отпѣтіи' же онаго, нача самъ князь своими руками, со всѣми при томъ бывшими, на храмъ Божій пречистой Богородицѣ древа руби-ти, и совершивъ храмъ вскорѣ во имя Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы честнаго и славиаго Ея Успенія, и освя-тивъ, повелѣ служити соборомъ Божественеую литургію; и отправивъ вся по ряду огради монастырь'),.и игумена постави, давъ довольно злата и серебра, какъ на созданіе монастыря, такъ и на содержаніе братіи2); и въ семъ состояніи пребы-вала сія обитель.до временъ царя Іоанна Васильевича, которыіі въ лѣто 15673), на мѣсто деревянной повелѣлъ построить каменную соборную церковь; почему и построена она:въ ономъ же году Тверитиномъ Гавріиломъ Димитріевымъ, сыномъ Ма- | ковымъ. Въ монастырѣ семъ три церкви каменныя: 1) во имя чудотворныя иконы пресвятыя Богородицы, именуемой Свин-ской; 2) преподобнаго Оергія, Радонежскаго чудотворца; 3) Успенія пресвятыя Богородицы4), прн нихъ: колокольня о двухъэгажахъ. Братскія келліи и службы1), какъ погреба, поварня, и вокругъ монастыря ограда каменная, и садъ изъ плодови-тыхъ деревъ. Сверхъ того монастырь сей достоинъ примѣчанія потому, что при немъ бываетъ ежегодно болыная ярмарка августа 152), на день Успенія Богоматерп, продолжающаяся цѣлый мѣсяцъ, на которую съѣзжается множество купцовъ изъ мѣстъ отдаленныхъ3).
Электронная библиотека БОНУБ им. Ф.И. Тютчева