Памятник труженикам стальных магистралей Брянск
ТРУЖЕНИКАМ СТАЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ
Этот памятник установлен в сквере 50-летия Советской власти в Фокинском районе Брянска в 1967 году. Установлен в честь боевых и трудовых подвигов железнодорожников. Памятник своеобразный. В обелиск, как бы подчеркивающий стремительное движение, вмонтирована передняя часть паровоза серии «ФД». Того самого, который на Брянском отделении дороги начал работать в тридцатые годы. Большую роль сыграл он в годы восстановления железнодорожного транспорта, других отраслей народного хозяйства после освобождения области от фашистских оккупантов, пройдя сотни тысяч километров без капитального ремонта.
Ветеран-паровоз, ставший памятником, символизирует славные дела брянских железнодорожников. Они по праву гордятся своим прошлым и настоящим, уверенно смотрят в будущее!
Первый паровозный гудок на брянской земле раздался осенью 1868 года на участке только что сданной в эксплуатацию железной дороги Рославль—Орел. Здесь тогда началось регулярное движение поездов. С вводом в строй этого участка открылся сквозной путь из Орла в Ригу. Эта железнодорожная магистраль имела большое народнохозяйственное значение. По ней из центральных районов России в прибалтийские порты доставлялись хлеб, другие сельскохозяйственные продукты.
Позже в нашем крае были проложены другие дороги, связавшие Брянщину с Москвой, Украиной, Белоруссией.
В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции, когда над Брянском нависала угроза то со стороны Гомеля, откуда двигались кайзеровские войска, то со стороны Орла, куда прорывалась армия Деникина, наши железнодорожники в неимоверно тяжелых условиях обеспечивали перевозки военных грузов. Лишь за полтора года из Брянска по стальным магистралям ушли 243 бронепоезда, отремонтированных брянскими машиностроителями.
Сколько мужества, подлинного трудового героизма проявили брянские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны! В первые месяцы фашистского нашествия город и особенно железнодорожный узел подвергались жестоким бомбежкам. Ежеминутно рискуя жизнью, работники стальных магистралей активно участвовали в эвакуации промышленного оборудования, людей з восточные районы страны. Только из Брянска было вывезено более 130 железнодорожных составов ценностей, т. е. около 300 000 тонн народнохозяйственных грузов, и 60 тысяч рабочих эвакуируемых заводов и членов их семей.
Железнодорожники — уроженцы нашего края — храбро сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Например, бывший стрелочник станции Орджоникидзе-град И. Е. Бизюков, став командиром отделения минеров, лично ликвидировал три тысячи мин, установленных противником на железных дорогах. За исключительные заслуги перед государством в деле обеспечения перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени И. Е. Би-зюкову в 1943 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Огромных усилий многих тысяч людей потребовали послевоенные годы, когда пришлось возрождать из пепла и развалин станции, путевое хозяйство. Уже к исходу четвертой пятилетки грузооборот Брянского отделения дороги превысил уровень сорокового года в полтора раза.
Постепенно на смену паровозам пришли тепловозы и электровозы. В 1965 году был электрифицирован железнодорожный участок Брянск—Сухиничи, в 1966 году электропоезда пошли на участке Брянск—Жуковка, с 1967 года на участке Брянск—Хутор Михайловский. Позже на электрическую тягу переводились другие участки.
На Брянском отделении Московской железной дороги родилось немало славных починов. Машинист локомотивного депо Брянск-П В. Ф. Цикунов в апреле 1966 года заявил, что за пятилетку сэкономит не менее шестидесяти тонн дизельного топлива, перевыполнит плановый показатель роста производительности труда на три процента, повысит техническую скорость локомотива против нормы на два километра в час.
У В. Ф. Цикунова появились десятки тысяч последователей, в том числе далеко за пределами нашей области. Личную пятилетку Виктор Федорович выполнил на четыре месяца раньше срока, сэкономив более восьмидесяти тонн дизельного топлива. В 1971 году ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. В. Ф. Цикунов стал почетным гражданином г. Брянска.
Почин знатного железнодорожника подхватил машинист электровоза локомотивного депо Брянск-П В. В. Ше-махов. Он стал инициатором соревнования под девизом «Мой личный вклад в десятую пятилетку». Василий Васильевич пятилетние обязательства выполнил за три года и семь месяцев. При этом сэкономил более ста тысяч киловлтт-часов электроэнергии.
Следуя примеру правофланговых соревнования, тысячи работников стальных магистралей борются за дальнейший подъем железнодорожного транспорта, предначертаний партии. Это и им адресованы слова, начертанные на памятнике-паровозе: «Советским железнодорожникам слава!»
В Фокинском районе Брянска есть еще один паровоз-памятник. Он установлен на территории локомотивного депо. У этого ветерана богатая и славная биография. Паровоз серии «ОВ» находящийся сейчас на вечной стоянке, во время Великой Отечественной войны был одет в броню и служил защитникам Ленинграда. Потом многие годы трудился па мирном поприще.
Памятник установлен на станции Брянск-I
Пускай сегодня скажет кто-то,
Что устарел паровичок.
Тебя история со счётов
Вовек не сбросит, старичок!
*******************************
Труженикам стальных магистралей
Необычный памятник-паровоз серии ОВ установлен в локомотивном депо Брянск 2. На мемориальной доске текст: «Последний паровоз в локомотивном депо потушен в 1970 году».
Пускай сегодня скажет кто-то, Что устарел паровичок.
Тебя история- со счетов
Вовек не сбросит, старичок!
У этого ветерана богатая и славная биография. Он прилежно трудился в мирное время. В годы Великой Отечественной войны был одет в броню и служил защитникам Ленинграда. Потом опять трудился многие годы на мирном поприще. Другой памятник в честь боевых и трудовых подвигов железнодорожников установлен в Фокинском районе в сквере неподалеку от станции Брянск II. Памятник своеобразный. В обелиске, как. бы подчеркивая стремительное движение, вмонтирована передняя часть паровоза серии ФД. Того самого, что начал работать на Брянщине в тридцатые годы. В мае 2005 года памятник паровозу и тем, кто на нем трудился, открыт на станции Брянск I возле локомотивного депо. Ветераны-паровозы, ставшие памятником, символизируют славные дела брянских железнодорожников. Первый паровозный гудок на Брянской земле раздался осенью 1868 года. Потом пришли тепловозы и электровозы.
Я. Соколов
Паровоз Ов 7587 был построен в 1907 г. Путиловским заводом (Санкт-Петербург). Во время Отечественной войны водил бронепоезда. В настоящее время как памятник установлен в локомотивном депо Брянск-2.
Адрес: г. Брянск, п. Ходаринка, Локомотивное депо Брянск-2