Театр начинается... с кошелька. Брянск.
За сценическим действом любого театра стоит большой труд не только режиссеров и актеров, но и менеджмента. По карману ли области, городу и зрителю брянская Мельпомена? С каким багажом — не только творческим, но и финансовым, вступает областной театр драмы имени А.К. Толстого в новый 88-й сезон, который открывается 19 октября.
За лето театралы успели соскучиться по брянской драме. На сайте театра в гостевой книге один из зрителей признался: «Скорей бы октябрь!» Нынешний сезон открывается премьерой. «Поминальную молитву» Григория Горина по «Тевье молочнику» Шолом Алейхема в театре собирался ставить главный режиссер Юрий Ильин. Он ушел из жизни. И теперь спектакль на брянской сцене пойдет в режиссуре Олега Пермякова из Барнаула.
— Думаю, мы не ошиблись, пригласив Пермякова на постановку, — говорит директор театра Юрий Пояркин. — Актеры с ним замечательно работали. Да и сам материал удивительный. Иосиф Камышев очень хорош в главной роли Тевье. В роли Голды — Юлия Филиппова, которую все привыкли видеть в ролях молодых красавиц-героинь.
Меж тем, Брянский театр драмы вновь остался без главного режиссера, но готов работать в полную силу. Впрочем, финансовая поддержка могла быть и помощнее.
По сравнению, например, с расходами на содержание брянской футбольной команды (30 миллионов рублей в год), бюджет театра скромнее. Сейчас это 26 миллионов рублей в год, которые идут на зарплату, отчисления в фонды, оплату коммунальных услуг. Два сезона назад было еще меньше — 16 миллионов рублей. С тех пор вышло постановление губернатора о 30 процентной надбавке к зарплате молодым специалистам и доплате за звание — народным и заслуженным артистам. Нынешний разброс зарплат у актеров — от 12 до 26 тысяч рублей. В настоящее время завершается переход на контрактную систему оплаты труда. Выручают субсидии из областного бюджета на постановку спектаклей и гастролей по программе поддержки культуры Брянщины, а также гранты — областные и министерские. Но все равно основной доход театра ныне составляет внебюджетная часть.
— 15 миллионов рублей в год мы должны заработать сами, — говорит Пояркин. — Средняя заполняемость зала составляет примерно 70% , хотелось бы работать лучше. Выручают проекты по работе с публикой. Брянский зритель легкий на подъем. Иосиф Камышев как-то пошутил: «Может, мы вообще уже будем называться проектным театром».
У театра есть договоры о сотрудничестве примерно с 30 учреждениями. Руководители учреждений образования помогают нам организовать зрителя. Мы находим также отклик и у руководства «Царь-мяса», магистрального нефтепровода «Дружба», местного отделения РЖД. Они охотно покупают у нас билеты для своих сотрудников за счет предприятия.
Успешно работает социальный проект «Билет в театр» при поддержке городской администрации Брянска и отделов соцзащиты. Это дает возможность пенсионерам и малообеспеченным чаще бывать в театре.
Наши проекты «Театр выходного дня» или «Театр плюс» помогают расширить аудиторию. На детском спектакле мы знакомим детей с творческими коллективами города. Они рассказывают о себе, приглашают в свои студии и кружки, делают выставки в фойе.
Дает свои плоды и проект «Театр — образование: шаг навстречу». Охотно идут нам навстречу ректоры БГУ и БГИТа. Большое пополнение в кассу театра приносят новогодние и весенние каникулы. Мы второй год подряд проводим акцию «Весенние каникулы в областном драматическом», конкурсы «Лучшая театральная школа», «Лучший театральный класс». В этом году стали лучшими 4-я школа и лицей. Дети здесь активно ходят в театр, обсуждают спектакли и встречаются с их создателями.
Каждый год проводим фестиваль «Театральная осень» — ездим по районам со спектаклями, встречаемся с публикой. Но пока никак не можем наладить контакты с близлежащими районами, жителей которых могли бы привозить на спектакли спецрейсами из Дятьково, Карачева, Жуковки. Пока руководители этих райадминистра- ций туго идут на сотрудничество с театром.
Как тут не вспомнить императрицу Елизавету Петровну, которая указом обязала ходить петербургских чиновников в театр, а на прогульщиков накладывала огромные штрафы. В Брянске первых лиц города и области в театре увидишь редко. И как не сравнить, что в Калуге губернатор Артамонов — сам театрал. И не случайно там перед театром установили памятник зрителю, который спрашивает лишний билетик.
Юрий Иванович Пояркин был приглашен на должность директора Брянского областного театра драмы два с лишним года назад. И в работе со зрителем с его приходом у театра появилось второе дыхание. Он и лично многое делает для продвижения театра. Ведет «Театральную гостиную» на радио, публикует статьи-портреты об актерах в прессе. С его участием на канале «Губерния» выходит «Брянск театральный», прошли передачи «Театр без грима: диалоги с молодежью» на других телеканалах. Состоялись встречи с народными артистами РФ Мариной Гавриловой и Иосифом Камышевым. На сайте театра в Интернете появилась рубрика «Медиа», где можно увидеть и услышать все эти радио- и телепередачи.
При Пояркине оживились и однодневные гастроли, концерты по понедельникам,когда в театре выходной. Это тоже приносит доход. На сцене театра выступили такие звезды, как Василий Лановой, Евгений Князев, Александр Михайлов, Петр Мамонов. Брянская публика охотно ходила на спектакли Театра оперетты и Одесского русского театра, которые приезжают также по приглашению нашей драмы.
За два последних сезона в театре состоялось около десятка премьер.
Самые кассовые спектакли минувшего сезона — «Левша» по сказу Н. Лескова и «День отдыха» по комедии В. Катаева. С успехом идут «Игроки» по Н. Гоголю и французская комедия «Ужин дураков». Здесь и прекрасные актерские работы, и блестящая режиссура, и оригинальная сценография. Спектакль «Игроки» в постановке Юрия Ильина был отмечен и столичными критиками, и местной театральной публикой, был восторженно принят на гастролях.
Самыми дорогостоящими постановками за последние годы стали мюзикл «Маугли» и классика — «Кречинский» и «Касатка». Около миллиона ушло на костюмы к мюзиклу и сценографию, а также — на техническую часть: фонограмму, радиомикрофоны и т.д. Костюмы вышли дорогими, шили в Москве. Спектакль получился эффектным, зрелищным, музыкальным и давно окупил себя, — он прошел больше 60 раз. Кстати, спектакль частично спонсировал брянский бизнесмен Вячеслав Гладилин. Он выделил 200 тысяч рублей на постановку спектакля, помог театру оплатить часть затрат.
Для справки: цена билетов в театр вполне доступная от 150 до 400 рублей (премьеры) Для детей и студентов —150 рублей. Кроме театральной кассы есть еще точка продажи билетов в БУМе. Билеты можно заказать и по Интернету.
Министерство культуры и областная администрация в прошлом году выделили деньги на гастроли в Екатеринбурге, а в этом при поддержке областной администрации успешно прошли гастроли в Иркутске, сам театр заработал неплохо на продаже билетов. Плюс в Тамбове в сентябре состоялись гастроли по обмену.
Главный бренд брянского театра, который в свое время принес ему известность в России и странах СНГ — это, конечно, Международный фестиваль «Славянские театральные встречи». Он проходит при поддержке Министерства культуры РФ, Фонда поддержки культуры стран СНГ, живом участии местной власти. В театре переживают, что отметив 20-летний юбилей, фестиваль перестал быть ежегодным. В этом году «Встреч» не было, в предстоящем сезоне они в конце мая непременно состоятся, обещает директор.
— Сегодня в труппе сорок человек, половина — молодежь, — отмечает Пояркин. — Ищем нового главного режиссера. Одну из премьер по пьесе американского драматурга А. Менчелла «Девичник» готовит Борис Ярыш. Для детей планируем мюзикл «Человек-амфибия». Будет новогодняя сказка. Будет капустник к Международному дню театра. До конца года много интересного появится. К предстоящему 200-летию Алексея Константиновича Толстого планируем поставить спектакль о нем.
Беседовала Татьяна РИВКИНД