Брянск. Сенатские ревизии и уездные чиновники
В императорской России высшим после монарха контрольно-надзорным органом, куда поступали жалобы граждан, пострадавших от незаконных действий властей, был Правительствующий Сенат, созданный в 1711 году. На борьбу с весьма характерной для российского государственного аппарата проблемой коррумпированности чиновничества были направлены сенаторские проверки.
В 1799-1800 годах были проведены ревизии 41 губернии, что стало крупным событием в деятельности Сената. Согласно инструкции, сенаторам вменялось в обязанность проверять деятельность судебных органов, исполнение законов, наличие предусмотренных законом учреждений и состояние делопроизводства в них; выяснять, разделена ли губерния на уезды, какова численность населения в уездах и городах, в каком состоянии находятся развитие торговли и уровень цен на продовольствие, законны ли существующие в губернии сборы, каковы причины накопления недоимок (неуплаченных казённых податей). Сенаторы собирали данные о положении казённых крестьян, лесов, принадлежащих государству, получали сведения о кредитных учреждениях, проверяли деятельность сиротских домов, дворянских опек, приказов общественного призрения.
В 1816 году до Александра I дошли сведения о возникших «разных упущениях и злоупотреблениях» по производству дел и сбору податей и повинностей в Орловской губернии. В июне этого же года на имя сенатора, статского советника Николая Ефимовича Мясоедова последовало «высочайшее повеление» осуществить ревизию губернии и принять на месте необходимые меры.
Прибыв в Орёл 21 августа, Мясоедов с целым штатом набранных им из разных мест чиновников, потребовал от городской думы и волостных правлений «представления приходно-расходных книг градской, мещанской и цеховой, мирских сумм с 1810 по август 1811 годов». В большинстве мест требуемых документов не оказалось, а «поселяне и другого звания люди как лично сенатору объявляли, так и под этими прошениями показывали о претерпеваемом ими утеснении от местных начальств и о многих взятках, от них взмогаемых, так равно и о прочих злоупотреблениях, в Орловской губернии существующих».
В ходе дальнейшей проверки Орловской губернии сенатором Н.Е. Мя-соедовым были командированы в уезды находящиеся при нем чиновники. Была проведена ревизия и в Брянском уезде, о чём сохранились сведения, опубликованные Орловской архивной комиссией.
В ходе проверки выяснилось, что тамошний городничий Вейтбрехт «из лихоимства делал жителям тяжкие препятствия». В частности: «за городовые конюшни взял с головы 300 руб., на пожарные инструменты ежегодно брал из думы от 1200 до 1500 руб., но во время пожара инструментов в действии никакого не бывало; по свидетельству нашлись они стоящими не более 151 руб. с копейками».
Из документа следует, что городничий «запрещал мясникам в городе бить скот, требуя от них за позволение того денег, когда же вынудил до 4000 руб. да трех коров и быка, то сделал разрешение.
Более того, он «выгонял тех мясников с товаром из города и не позволял продажи, пока они не подарили ему 2000 руб., а с торгующих зимою близ реки Десны сеном и овсом, за позволение производить торг, собирал ежегодно деньги». Городничий не брезговал и рукоприкладством: особенно доставалось от него купцам и «базарным» (торговцам).
Из документа также следует, что «из назначенных от градской думы в полицию, 15 человек десятских (их набирали для выполнения общественных и полицейских функций, обычно одного от 10 дворов, поэтому «десятский»), держал при полиции только 8, из последних же семи одни употреблялись для его и квартального Крупецкого услуг, а другие, за данные от них городничему деньги, отпускались по домам». В документе также сообщается, что городничий уничтожил существующую на реке Десне заставу и пропускал «без пошлины в казну лес, за что уже и судился в уголовной палате».
Так вот, на основании расследования, проведённого сенатором Н.Е. Мясоедовым и жалоб принесенных ему лично, он находил виновными в «противозаконных поступках, соединенных с лихоимством», следующих чиновников Брянского уезда: бывшего земского исправника Надеина, служащего исправником Брюхачева, служащего по лесной части секретаря Надеина, бывших исправников Голуфьева и Звягина, заседателя (из уездного суда) Измалкова, секретаря (это уже служащий ратуши) Руслова, чиновников Селихова и Филипова.
В документе упоминались как еще служившие, так и бывшие исправниками чиновники. Капитан-исправник (земский исправник) (чин IX класса - титулярный советник) избирался местным дворянством из своей среды на срок в 3 года, и его власть распространялась на весь уезд. Помощниками исправника были два или три также выборных земских заседателей, а с 1837 года становые приставы, ведавшие станами - полицейскими округами, на которые делился уезд.


Вернёмся к ревизии сенатора Н.Е. Мясоедова в Брянском уезде. Всех названных в его докладе брянских чиновников он предложил «предать суду, для поступления с ними по всей строгости законов». При этом он потребовал отрешить от должностей, сверх отрешённых уже им самим, следующих лиц, которые «за поступки свои никак ни могут быть терпимы более на службе», а именно: Вейтбрехта, Крупец-кого, Чаплина, Иванова, Брюхачева.
Хотя и всех прочих, упоминаемых сенатором чиновников, по его мнению, следовало отрешить от должностей, но так как, «через выбытие их вдруг в большом числе, могло бы остановиться производство дел, то они по сему единственно уважению, при оных и остаются».
Делопроизводство орловской уголовной палаты показывает, что несколько сот чиновников были переданы суду сенатором. Не осталось почти ни одного присутственного места, служащие которого не находились бы в числе подсудимых. Однако многие другие дела о злоупотреблениях местной бюрократии, возбудимые Н.Е. Мясоедовым, так ничем не окончились из-за того, что отданы сенатором под суд были сами судьи, так что даже судить обвиняемых было некому. Производство по этим делам тянулось десятки лет и окончилось благоприятно для подсудимых.
Сенаторские ревизии не могли обеспечить постоянный и эффективный контроль за деятельностью всей администрации, так как носили нерегулярный характер, а многие злоупотребления, выявленные ревизорами в ходе проверок, так и оставались безнаказанными. В целом, надзор за местным самоуправлением представлял собой одну из слабых сторон правительственной организации Российской империи, что во многом объясняется неэффективным вмешательством государства в дела губернской и уездной администрации.
Подобное положение дел было характерно не только для Орловской губернии, но и для большинства губерний Российской империи и, к сожалению, также и в более позднее время. В 1834 году было издано «Положение о порядке производства в чины по гражданской службе», подразделявшее всех чиновников по образованию на три разряда: а) лиц с высшим образованием, б) со средним, в) лиц, окончивших низшие учебные заведения либо получивших образование на дому.
Последним предоставлялась возможность приобрести права первого и второго разрядов, сдав соответствующие экзамены. Для каждого из разрядов устанавливались различные сроки производства в чины. Такой порядок существовал до 1856 года, когда вопрос чинопроизводства был пересмотрен. В этом году большинство членов Департамента законов решительно высказалось за ликвидацию преимуществ при производстве в чин для лиц, получивших образование.