РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ (1960-е гг.)
Изучение истории музыкального образования Брянской области позволяет раскрыть и осмыслить региональный опыт музыкально-эстетического воспитания, актуализировать лучшие достижения музыкально-педагогической практики прошлого для более эффективного решения современных проблем общего музыкального образования.
1960-е годы явились новым этапом в развитии музыкально-эстетической культуры учащихся общеобразовательных школ Брянской области, совершенствовании музыкальной работы на уроке и во внеклассной деятельности. Изучение архивных документов позволило выявить ряд основных тенденций музыкально-эстетического воспитания школьников, которые имели место на протяжении все-го рассматриваемого периода и играли значительную роль в этом процессе.
Динамика роста числа учителей пения (музыки) в школах Брянской области в течение 1960-х годов
Число учителей пения |
Год |
||||||
1960 |
1961 |
1962 |
1965 |
1966 |
1968 |
1969 |
|
Число учителей пения в школах области |
60 |
131 |
161 |
195 |
159 |
187 |
196 |
В том числе в городских школах |
36 |
70 |
86 |
90 |
71 |
86 |
100 |
В том числе в сельских школах |
24 |
61 |
75 |
105 |
88 |
101 |
96 |
Данные статистических отчетов свидетельствуют, что количество учителей пения в школах области на протяжении десятилетия увеличилось в 3,2 раза Заметно возросло число учителей пения в сельских школах.
Во второй половине 60-х годов необходимо также отметить постепенный рост в области числа пе-дагогов-музыкантов со средним и высшим специальным образованием. К примеру, в 1965 году специальное образование имело 33,8% учителей пения, в 1969 году число учителей - специалистов достигло 43% [8].
Увеличение числа квалифицированных педагогических кадров привело к сокращению в обла-сти числа районов (с 9 районов в 1960 году, до 1 – Почепского - в 1969 году), где преподавали учите-ля, не имеющие специального образования [8]. Это имело решающее значение, поскольку от компетентности педагога, качества его образования зависела результативность урочной и внеклассной му-зыкальной работы в школах области.
К примеру, в 60-е годы в ряде школ Брянской области особую роль в формировании личности уча-щихся стало играть слушание музыки. Ведущие учителя пения - Цуцура Г.М. (средняя школа №24 г. Брян-ска), Крисанов А.В. (Трубчевская средняя школа №1 имени В.И.Ленина), Романов В.А.(средняя школа имени СМ. Кирова г. Карачева) и др. отмечали, что увеличение урочного времени на слушание музыки способствовало обогащению содержания урока пения, оказывало действенное влияние на музыкальное развитие школьников, формирование и развитие их художественного вкуса [2, 13, 14].
В практике работы лучших учителей музыки области - Боборыкина А.И. (школа №5 г. Клин-цов), Дворкина Е.М., Лейкина З.Л.,( школа №4 г.Клинцов), Ефимовой М.И.( Шаровичская школа Ро-гнединского района) и т.д. в рассматриваемый период также выявилась тенденция целенаправленного изучения нотной грамоты как базы для сознательного пения, формирования певческих навыков, развития музыкального слуха и чувства ритма учащихся.
Во многих районах области приобщение детей к музыкальному искусству во внеурочное время приобрело массовый характер. В школах г. Клинцов и Клинцовского района в кружках хорового пения за-нималось 3554 учащихся при общем количестве школьников 16723 человека, в У нечеком районе при об-щем количестве учащихся 8545 человек хоровые кружки охватывали 1107 детей [4, Л.153].
Для 1960-х годов также характерно успешное развитие новых форм внеклассной музыкально-эстетической деятельности учащихся, таких, как музыкальные общества, клубы любителей музыки, университеты культуры и т.д.
К примеру, музыкальные общества были созданы в средних школах №№1, 3, 4, 5, 12, 14, 16, 45, 46 г. Брянска, №3, №4 г. Клинцов, в Почепской средней школе имени Н. Некрасова и т.д. [4, Л.161]. Музыкальные общества не только способствовали распространению музыкальных знаний среди школьников, но и стимулировали их познавательную активность, создавали дополнительные возможности для творческого самовыражения, формирования личной инициативы в области пропа-ганды музыкального искусства.
В 60-е годы в школах Брянской области появились более сложные формы внеклассной музыкальной работы, такие, как школьные оперные театры. Они предполагали разнообразные виды музыкальных занятий, требовали от преподавателей высокой музыкальной культуры, режиссёрских навыков, являлись эффективным средством развития творческого потенциала формирующейся личности школьников, вовлечения их в активную музыкально-эстетическую деятельность. К примеру, в начале 60-х годов оперной группой Шаровичской средней школы Рогнединского района были поставлены несколько детских опер - «Петушок» М. Красева, «Снегурочка» Е.Тиличеевой, «Песенка в лесу» Р. Бойко, музыкальная сказка «Про репку» в сопровождении школьного домрового оркестра и фортепиано [4, Л.159]. Постановки детских опер также осуществлялись в средних школах №15, №33 г. Брян-ска, №4 г. Клинцов [1,с.159], Дятьковской восьмилетней школе №2.
Таким образом, в 1960-е годы в практике работы общеобразовательных школ Брянской обла-сти нашли своё воплощение важные позитивные тенденции в области музыкально-эстетического воспитания учащихся. Прежде всего, следует отметить усиление внимания к актуальным вопросам музыкально-эстетического воспитания учащихся со стороны областного отдела народного образования, стремление к выявлению и обобщению передового педагогического опыта в этой сфере, что являлось стимулом для качественного улучшения обучения музыке и пению в школах области.
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ (1960-е гг.)
В.В. Богатырёва