Фотофестиваль фотохудожников России, Белоруссии и Украины
Брянск в эти дни стал центром «фотографической провинции». Фотофестиваль, впервые за 20 лет собравший зместе фотохудожников России, Белоруссии и Украины,— событие в культурной жизни не только нашего города. Снимки запечатлели дыхание времени, горести и радости ушедших доей, ставших историей.
Пусть вас не отпугивает слово «провинция». В представленных работах нет и в помине налета второсортности, простоватости или отсталости, всего того негативного, что презрительно именуется провинциальностью. Конечно, Москва — культурный центр, сердце России, но провинция — ее душа. Здесь живет очень много добрых, талантливых и умных людей. И нынешняя экспозиция в выставочном зале на бульваре Гагарина — лучшая иллюстрация этого. Она позволяет нам поновому взглянуть на привычный мир, понять (и сердцем, и умом), как неповторим и прекрасен каждый прожитый нами миг. Более 200 работ, представленных на выставке,— более 200 мгновений, остановленных для нас теми, кто чуток душой. Это к ним обращался в свое время поэт Николай Рыленков:
И если ты художник,
Если зорок твой меткий глаз
И обострен твой слух,—
Туманной тропкой выйди на пригорок,
Прислушайся и оглянись вокруг.
Перед тобой, как странницы босые,
Воспоминанья летние тая,
Бредут березы в дальние края,
А ветер тени путает косые...
Все эти холмы и березовые перелески, бескрайняя ширь полей И синь морей, путаные тропки и тени есть на работах мастеров из четырех фотоклубов - участников уникального проекта.
Наше знакомство с ними начну с ближних соседей. Фотоклуб «Калуга» является наследником некогда легендарного «Поиска», ведущего отсчет своей истории с 1965 года. В его рядах блистали всемирно известные фотографы Николай Низов, Сергей Аникеев, Николай Павлов, Леонид Чирков... Стать членом этого объединения просто — было бы желание фотографировать и стремление к совершенствованию творческих навыков. Посетители выставки могут полюбоваться весьма интересными пейзажами калужан. Например, работой Сергея Денисова «Переход в зиму» — своего рода лирическим этюдом в лазоревых тонах. Природа дышит чистотой и свежестью. Празднично на небе и на земле. Леонид Чирков сфотографировал уголок старой Калуги — островок патриархальной России среди новостроек. Здесь деревянные дома сгрудились вокруг церквушки, словно овцы возле пастыря. Удивительны и черно-белые снимки репортажного плана ныне покойного Николая Ни- зова. Ему, много лет проработавшему фотокорреспондентом, удалось запечатлеть немало чудесных мгновений — несущих в основном заряд позитива. Он вообще не делал злых фото, даже если редакции требовался т.н. страдальческий снимок. Низов старался обнажить наши беды, относясь с сочувствием к героям подобных фото.
Алексей Никитин, руководитель фотоклуба «Калуга», не скрывал радости от новой встречи с друзьями по фотоцеху. Выступая на открытии фотофестиваля, он призвал: «Давайте радоваться творческим успехам друг друга, чуду искусства. Помните, как у Окуджавы: «Давайте восклицать, друг другом восхищаться!» Фестиваль дарит нам возможность взаимообогащения, укрепляет культурные и личные связи, знакомит с тенденциями в области современного фотоискусства. Это серьезная гражданская инициатива. Думаю, стоит сделать его передвижным».
Его поддержал и Андрей Устинович, руководитель фотоклуба «Чайка» из Феодосии. Последние 20 лет были не самыми удачными для фотоискусства Украины. Это первый визит Устиновича в Россию, первый общий проект фотолюбителей трех братских славянских республик.
Фотоклуб «Чайка» объединяет тех, для кого занятие фото — потребность души. Это старейший коллектив в Крыму, отметивший в этом году полувековой юбилей. Первым руководителем клуба был Владлен Крючкин, окончивший ВГИК и работавший кинооператором Центральной студии документальных фильмов в Москве. Андрей Устинович руководит коллективом последние, самые трудные 26 лет. Он заслуженный художник Международной федерации фотоискусства. На фестивале в Брянске представлены работы 13 авторов, в том числе Александра Сивокобыльского, присутствовавшего на открытии выставки. Мне понравилась его жанровая сценка «На побывку», наполненная юмором. По дороге, окутанной туманом, спешит домой солдат. Две лошади приветливо кивают ему, будто старому знакомому. Оригинален «Портрет фотографа» Евгения Барзаковского, один глаз которому заменила фотокамера. Романтично (и эротично) выглядит «Девушка с гитарой» Андрея Устиновича. Его же «Школяр», кажется, смотрит вам прямо в душу. Искренний взгляд мальца исполнен надежды и грусти.
Любопытны морские пейзажи Якова Любченко («Мираж»), Владимира Волохова («Капсель»), Галины Иванцовой («Перед грозой»). В городе, где жил и творил прекрасный художник-маринист Иван Айвазовский, умеют передавать игру волн, состояние мятежной стихии, поэзию цвета и света.
Необычное сияние исходит от работ членов гомельского фотоклуба. Недаром он носит весьма символичное название — «Свет души». Это удивительное творческое объединение с 2009 года действует при духовно- просветительском центре православного прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Руководитель клуба Андрей Цыбульский признался, что, хотя главным является отражение жизни епархии, он дал своим коллегам полную свободу в выборе работ для нынешней выставки. Но обойти тему света души не смогли. В этом он видит миссионерский аспект выставки.
Отец Вадим, духовный попечитель фотоклуба, тоже говорил о духовной миссии искусства. «Люди,"занимающиеся художественным фото,— особые,— заявил он,— Им дан дар не только смотреть, но и видеть. Замечать прекрасное в обыденном. Художественное фото пробуждает в душах светлые чувства, наполняет сердце добротой. В чем секрет? В тоске по гармонии.Стремление человека к прекрасному неизбежно приведет его к поиску Божественного. Фотография предлагает не только восхититься красотой, но и задуматься о ее источнике. Ибо всякая земная гармония лишь отражение неземной, божественной гармонии и красоты».
Он пожелал, чтобы выставка затронула тонкие струны души, чтобы все ушли из выставочного зала просветленными. И надо признать, гомельские фотомастера немало поспособствовали тому, чтобы зрители достигли этого состояния. Пейзаж того же Андрея Цыбульского «Река Уза» стал своего рода гимном красоте родной земли. Благоговейно взираешь на деревья, окутанные морозной дымкой, строгую красоту зимнего утра и понимаешь, что природа все-таки не мастерская, а храм! Празднично смотрится река в обрамлении золотых кленов на снимке Сергея Иванова «В осеннем наряде». О лучшей фоторамке и мечтать не надо. Мастер лирико-философских пейзажей, на которых запечатлены православные храмы, и Константин Антоненко.
Интересны эксперименты со светотенью Владимира Приходько. Его «Ожидание» и «Разговоры» создают впечатление интимности, недоговоренности. Силуэты героев едва выступают из темноты.
На фотофестивале каждый найдет для себя работы по душе. Есть здесь и жизнеутверждающие репортажи в духе 1970-х, натюрморты, пейзажи и портреты - философские, глубокие и просто красивые, макросъемка. Как верно подметил Владимир Хроменков, у русских, белорусских и украинских фотохудожников разные стили и подход к композиции, обработке фото, общее — уважительное отношение к натуре (модели), теплота, положительная энергетика. В наши дни, когда гуманизм в дефиците, фотофестиваль — возможность приподняться над суетой, взглянуть на мир по-новому.
Н. Романов: взгляд профессионала
А. Устинович, В. Безгрешное, М. Савина, А. Никитин, О. Вадим, А. Цибульский и А. Сивокобыльский
Ирина МАРЧЕНКОВА.
Фото Александра ШКРОБА.