Привокзальная слобода и станция Брянск
По улице, носившей название «Шоссе на вокзал», движемся к современному Володарскому району Брянска. Все снимки, изображающие эти LMecTa, сделаны от моста через реку Десну, кроме, как мы предполагаем, самого старого, на котором виден мост через Десну со стороны привокзальной слободы, откуда открывается великолепный вид на брянские возвышенности.
Из самого названия Привокзальная слобода видно, что это место непосредственно связано с железной дорогой и вокзалами на ней. Орловский вокзал Риго-Орловской железной дороги
История вокзала начинается с проведения Орловско-Витебской железной дороги. Министр путей сообщения генерал-лейтенант Мельников на следующий год после осмотра построенной дороги (15-18 ноября 1868 года) сообщал министру финансов, что «по освидетельствованию
особыми техническими комиссиями в сентябре-ноябре минувшего года земской Орловско-Витебской железной дороги, оказалось возможным открыть постоянное движение на участке от Витебска до Рославля 10 октября и на участке от Рославля до Брянска и от Брянска до Орла - 24 ноября». С проведением дороги и сооружением затем вокзала в этом районе стали появляться первые поселенцы, а посёлок получил название Привокзальной слободы.
В 1868 году напротив современного вокзала Брянск-Орловский с противоположной стороны железнодорожных путей было построено первое здание вокзала. В архиве хранится папка под названием «Об освидетельствовании и открытии движения на Орловско-Витебской железной дороге за 1868-1869 годы», имеется журнал инспекторского осмотра участка железной дороги от Рославля до Орла, содержащий следующую любопытную запись: «...станция второго класса в Брянске состоит из каменного пассажирского здания, вчерне оконченного, пассажирских платформ, трех жилых домов со службами, водоемного здания, гидравлического крана, паровозного здания на двенадцать паровозов». Указывается и дата осмотра - 15-18 ноября 1868 года.
Московско-Киево-Воронежская железная дорога (Киевско-Воронеж-ская ж/д)- частная железная дорога, построенная в 1893-1912 годах.
О необходимости развития железнодорожной сети на юго-запад от Москвы, в том числе линии до Брянска, стали поговаривать еще в начале 40-х годов XIX века.
В июне 1899 года железная дорога была предъявлена к сдаче в эксплуатацию. Приемная комиссия Министерства путей сообщения дала добро на открытие движения со скоростью 40 верст в час после «приведения переездов в проезжее состояние», хотя кое-где по причине неполного балластного слоя пришлось ограничить скорость до 20 и даже 10 верст в час.
Тем не менее в августе того же года по новой магистрали прошел первый почтово-пассажирский состав, который и дал старт регулярному движению. Впоследствии по линии курсировали всего два пассажирских поезда. Товарные же перевозки с первых дней стали активно расти.
На открытках видны объекты обширной инфраструктуры железнодорожной станции, перронов, подъездных станций.
Привокзальная слобода
То, что через город Брянск прошла Орловско-Витебская железная дорога, можно считать большой удачей. Первая станция, выросшая позже в Брянск-Орловский, сразу начала обрастать постройками, где селились железнодорожники-первопроходцы и просто сочувствующие или небезразличные к прогрессу люди. Появившийся поселок получил название Привокзальная слобода.
В 1887 году к востоку от Привокзальной слободы была открыта железнодорожная станция Брянск-Полесский (ныне Брянск-Ремонтный), вокруг которой началась застройка так называемого Полесского посёлка.
7 июля 1896 года в Привокзальной слободе состоялась закладка Сухарного завода военного ведомства.
На рубеже XIX - XX веков неподалёку от Радицкого завода и железнодорожной платформы (ныне Мальцев екая) возникли посёлки Маль-цовская слобода (относившаяся к селу Радица-Чугунная) и Новая Постройка.
Никитинская улица возникла на рубеже XIX - XX веков. Впервые она показана на плане города Брянска 1906 года, где обозначена как «2-я линия Привокзальной слободы».
Привокзальная слобода и станция Брянск начиналась на улице носившей название "Шоссе на вокзал"