СтраницаПреображенская 

Преображенская церковь в селе Хотылево Брянский район Брянской области

Первые письменные упоминания о селе Хотылево относятся к XVII веку.

Церковь Преображения - замечательный памятник культового зодчества, один из немногих на брянской земле усадебных храмов сер. 18 в. в стиле пышного и нарядного елизаветинского барокко. Построена в 1763 г. на средства одного из богатейших брянских помещиков Фаддея Петровича Тютчева.

Преображенская церковь построена и освящена в 1763 г. при помещике Фаддее Тютчеве, который тогда владел селом.

Некогда над зеленым морем парка и рощ грациозным видением бе­лого корабля среди облаков «плыл» храм Преображения Господня. Видение исчезло, когда в 1934 году уничтожили его гордые сверка­ющие «мачты» и «паруса» — богато украшенные завершения: световые барабаны-восьмерики с золотым сиянием крестов. Нижняя часть, материа­листами приспособленная под общежитие учащихся техникума, позже захиревшего до уровня ОПТУ, тогда вынуждена была стыдливо спрятаться среди деревьев, где таится до сих пор.

Не так уж давно — в конце XIX века это место было одним из пристанищ искусств нашей Родины. Следы той поры и более давних дней еще не кану­ли здесь в забвение. В их числе и обезглавленный древний храм.

Храм каменный построен в 1759-1763 годах на месте деревянного предше­ственника «старанием и на средства помещика Фаддея Петровича Тютчева». Раньше храм имел два алтаря — один во имя Преображения Господня и другой в честь иконы Казанской Божией Матери. В 1895 году приделы соединены.

Стиль архитектуры этого редкого для нашего края памятника — елизаветин­ского периода русского барокко — пышный, романтичный и трогательный. Обилие пилястр, витиеватых обрамлений, раскреповок, многопрофильных карнизов, закругленных рустованных углов и криволинейных стен, игра све­тотени в филенках и нишах придают памятнику большую пластичную наряд­ность и живописность, характерные для этого веселого и радостного стиля.

Изысканный в пропорциях главный восьмерик храма был завершен ку­польной крышей. Четыре люкарни световых проемов, как ожерелье, об­рамляли ее. Округло изогнутые грани крыши плавно переходили в основа­ние еще одного светового барабана, стройного и изящного, устремленного вверх. Его четыре узких окна отвечали окнам люкарен. Он нес красивую, в форме вазы главу, на острие короткого шпиля увенчанную золоченым крестом. Таких же изящных форм была и колокольня, возвышавшаяся над западной частью церкви.

Редкий, можно сказать,, единственный для Брянского края памятник ар­хитектуры должен быть обязательно воссоздан во всех утраченных частях своих. Без него много теряет в своей красоте голубая лента на груди обла­сти — Десна.

Храм каменный построен в 1759-1763 годах на месте деревянного предшественника "старанием и на средства помещика Фаддея Петровича Тютчева".Раньше храм имел два алтаря - один во имя Преображения Господня и другой в честь иконы Казанской Божьей Матери. В 1895 году пределы соединены.
Стиль архитектуры этого редкого для нашего края памятника - елизаветинского периода русского барокко - пышный, романтичный и трогательный. Обилие пилястр, витиеватых обрамлений, раскреповок, многопрофильных карнизов, загругленных рустованных углов и криволинейных стен, игра светотени в филенках и нишах придают памятнику большую пластичную нарядность и живописность, характерные для этого веселого и радостного стиля.

Церковь Преображения. Замеча­тельный памятник культового зодчест­ва, один из немногих на брянской земле усадебных храмов сер. 18 в. в стиле пышного и нарядного елизаветинского барокко. Бссстолпное трехчастное зда­ние, кирпичное и оштукатуренное, име­ет своеобразную композицию, котораязначительно искажена утратами. Дву­светный, сильно вытянутый по продоль­ной оси объем после разборки заверше­ний имеет одинаковую высоту всех час­тей и выглядит как единое целое благо­даря общему характеру их членений. Основной квадратный в плане четверик храма, более широкий и с закругленны­ми углами, прежде был увенчан малым восьмериком с купольной кровлей. К не­му примыкают небольшой прямоуголь­ный алтарь с закругленной восточной стеной и короткая прямоугольная тра­пезная с четвериком паперти, над кото­рой ранее возвышалась колокольня (со­хранились остатки нижнего яруса).

Богатый барочный декор фасадов отличается изяществом деталей. Его основной мотив - большие, часто поста­вленные по стенам пилястры, сгруппи­рованные на углах, объемов по две, а на алтаре по три, которые хорошо сочета­ются с рустовкой закругленных углов основного объема. Нижняя часть стен трактована как высокий цоколь с прямоугольными нишами и карнизом мелкого профиля, раскрепованным под пилястрами в виде постаментов. Круп­ный ритм этих форм завершается мощ­ным профилированным антаблемен­том. Его широкий архитрав раскрепо-ван над пилястрами, нарядный фриз украшен розетками в метопах и тригли­фами, а многообломный карниз имеет сильный вынос. Особенно оригинальны обрамления расположенных между пи­лястрами в два яруса оконных проемов и ниш с волютами и завитками, лучко­выми и сложными фигурными фронто­нами, сочная пластика которых носит типично барочный характер. Порталы в середине западного и боковых фаса­дов образуют единую композицию с об­рамлением вышележащих ниш прямо­угольной и округлой формы.

В интерьере основная часть объедине­на широкими арочными проемами с ал­тарем и трапезной. Из перекрытий со­хранились лишь сомкнутый свод над па­пертью и остатки тромпов в верхних уг­лах центрального помещения, служив­ших переходом к восьмерику.