Преображенская церковь в селе Хотылево Брянский район Брянской области
Первые письменные упоминания о селе Хотылево относятся к XVII веку.
Церковь Преображения - замечательный памятник культового зодчества, один из немногих на брянской земле усадебных храмов сер. 18 в. в стиле пышного и нарядного елизаветинского барокко. Построена в 1763 г. на средства одного из богатейших брянских помещиков Фаддея Петровича Тютчева.
Преображенская церковь построена и освящена в 1763 г. при помещике Фаддее Тютчеве, который тогда владел селом.
Некогда над зеленым морем парка и рощ грациозным видением белого корабля среди облаков «плыл» храм Преображения Господня. Видение исчезло, когда в 1934 году уничтожили его гордые сверкающие «мачты» и «паруса» — богато украшенные завершения: световые барабаны-восьмерики с золотым сиянием крестов. Нижняя часть, материалистами приспособленная под общежитие учащихся техникума, позже захиревшего до уровня ОПТУ, тогда вынуждена была стыдливо спрятаться среди деревьев, где таится до сих пор.
Не так уж давно — в конце XIX века это место было одним из пристанищ искусств нашей Родины. Следы той поры и более давних дней еще не канули здесь в забвение. В их числе и обезглавленный древний храм.
Храм каменный построен в 1759-1763 годах на месте деревянного предшественника «старанием и на средства помещика Фаддея Петровича Тютчева». Раньше храм имел два алтаря — один во имя Преображения Господня и другой в честь иконы Казанской Божией Матери. В 1895 году приделы соединены.
Стиль архитектуры этого редкого для нашего края памятника — елизаветинского периода русского барокко — пышный, романтичный и трогательный. Обилие пилястр, витиеватых обрамлений, раскреповок, многопрофильных карнизов, закругленных рустованных углов и криволинейных стен, игра светотени в филенках и нишах придают памятнику большую пластичную нарядность и живописность, характерные для этого веселого и радостного стиля.
Изысканный в пропорциях главный восьмерик храма был завершен купольной крышей. Четыре люкарни световых проемов, как ожерелье, обрамляли ее. Округло изогнутые грани крыши плавно переходили в основание еще одного светового барабана, стройного и изящного, устремленного вверх. Его четыре узких окна отвечали окнам люкарен. Он нес красивую, в форме вазы главу, на острие короткого шпиля увенчанную золоченым крестом. Таких же изящных форм была и колокольня, возвышавшаяся над западной частью церкви.
Редкий, можно сказать,, единственный для Брянского края памятник архитектуры должен быть обязательно воссоздан во всех утраченных частях своих. Без него много теряет в своей красоте голубая лента на груди области — Десна.
Храм каменный построен в 1759-1763 годах на месте деревянного предшественника "старанием и на средства помещика Фаддея Петровича Тютчева".Раньше храм имел два алтаря - один во имя Преображения Господня и другой в честь иконы Казанской Божьей Матери. В 1895 году пределы соединены.
Стиль архитектуры этого редкого для нашего края памятника - елизаветинского периода русского барокко - пышный, романтичный и трогательный. Обилие пилястр, витиеватых обрамлений, раскреповок, многопрофильных карнизов, загругленных рустованных углов и криволинейных стен, игра светотени в филенках и нишах придают памятнику большую пластичную нарядность и живописность, характерные для этого веселого и радостного стиля.
Церковь Преображения. Замечательный памятник культового зодчества, один из немногих на брянской земле усадебных храмов сер. 18 в. в стиле пышного и нарядного елизаветинского барокко. Бссстолпное трехчастное здание, кирпичное и оштукатуренное, имеет своеобразную композицию, котораязначительно искажена утратами. Двусветный, сильно вытянутый по продольной оси объем после разборки завершений имеет одинаковую высоту всех частей и выглядит как единое целое благодаря общему характеру их членений. Основной квадратный в плане четверик храма, более широкий и с закругленными углами, прежде был увенчан малым восьмериком с купольной кровлей. К нему примыкают небольшой прямоугольный алтарь с закругленной восточной стеной и короткая прямоугольная трапезная с четвериком паперти, над которой ранее возвышалась колокольня (сохранились остатки нижнего яруса).
Богатый барочный декор фасадов отличается изяществом деталей. Его основной мотив - большие, часто поставленные по стенам пилястры, сгруппированные на углах, объемов по две, а на алтаре по три, которые хорошо сочетаются с рустовкой закругленных углов основного объема. Нижняя часть стен трактована как высокий цоколь с прямоугольными нишами и карнизом мелкого профиля, раскрепованным под пилястрами в виде постаментов. Крупный ритм этих форм завершается мощным профилированным антаблементом. Его широкий архитрав раскрепо-ван над пилястрами, нарядный фриз украшен розетками в метопах и триглифами, а многообломный карниз имеет сильный вынос. Особенно оригинальны обрамления расположенных между пилястрами в два яруса оконных проемов и ниш с волютами и завитками, лучковыми и сложными фигурными фронтонами, сочная пластика которых носит типично барочный характер. Порталы в середине западного и боковых фасадов образуют единую композицию с обрамлением вышележащих ниш прямоугольной и округлой формы.
В интерьере основная часть объединена широкими арочными проемами с алтарем и трапезной. Из перекрытий сохранились лишь сомкнутый свод над папертью и остатки тромпов в верхних углах центрального помещения, служивших переходом к восьмерику.