Церковь Преображения Клинцовский район Брянской области
Церковная утварь и иконостас относятся к XIX и нач. XX в. На южной стене икона в пышном барочном резном обрамлении 2-й пол. XVIII в.
Церковь Преображения построена в усадьбе графа П.А. Румянцева-Задунайского в посл. четв. XVIII в. в псевдоготическом стиле. По архитектуре близка работам Ю.М. Фельтена. В советское время действовала. Церковная утварь и иконостас относятся к XIX – нач. XX вв.
Клинцовский район. Великая Топаль. Церковь Преображения. XVIII в.
Жемчужина усадьбы - Церковь Преображения (XVIII) - псевдоготика.
Церковь Преображения
Церковь Преображения. Выдающийся памятник русской архитектуры поcл. четв. 18 в., выполненный на высоком профессиональном уровне в редком для Брянщины псевдоготическом стиле, близком работам петербургского архитектора Ю.М. Фельтена. Хорошо сохранившееся кирпичное и оштукатуренное здание отличается оригинальностью композиции и архитектурного декора, что позволяет предположить его проектирование кем-либо из столичных зодчих.
Брянская область, Клинцовский район, село Великая Топаль, усадьба Румянцева-Задунайского. Церковь Преображения.
Храм был построен в 1780 году по заказу П.А. Румянцева-Задунайского, вместо прежнего деревянного храма. Представляет собой памятник церковной архитектуры второй половины XVIII века. Храм хорошо сохранился до настоящего времени.
Клинцы Церковь Преображения (старообрядческая)
Находится в центральной части города недалеко от рынка. Располагается в центре - на участке, обнесенном оградой. Церковь построена в 1823 году на средства прихожан.
К основному, удлинённому в плане корпусу здания, состоящего, как обычно, из паперти, трапезной, собственно церкви и алтаря, с боковых сторон прирублены небольшие приделы. Колокольня, бывшая над папертью, не сохранилась. Без колокольни объемно-пространственная композиция представляет параллелепипед, покрытый двухскатной крышей, к которому с боков примыкают пониженные пятистенные объемы приделов. Над собственно церковью слегка приподнят четверик, несущий пятиглавие, с центральной главой значительно большей угловых.
Церковь Преображения. Клинцы. 1823 г.
Западный фасад решён в виде двух выступающих один из-под другого фронтонов крыльца на паре точёных стоек каждый. Вместе с фронтоном торца корпуса они образуют ритмично нарастающую пространственную композицию главного входа. Над внешним, меньшим из трёх, фронтоном на приземистой тумбе с киотом установлен крест. Такие же два креста на главках установлены по коньку трапезной между фасадом входа и четвериком пятиглавия. Стены снаружи обшиты тесом разными способами. Наличники со ставнями. Верх резной. В интерьере - иконостас с иконами позднего письма.
Памятникявляется примером скромной приходской церкви XIX века.
ЦЕРКОВЬ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ Храм представляет собой памятник Церковной архитектуры второй половины XVIII века. Храм хорошо сохранился до настоящего времени.
Церковь Преображения в Великой Топали Клинцовского района, выдающийся памятник русской архитектуры XVIII в., выполненный в стиле псевдоготика
Церковь Преображения в с. Великая Топаль Клинцовского района (пример псевдоготики на Брянщине, последняя четверть XVIII в.)
Готики, или псевдоготики (неоготики, русской готики), в России немного, но тем не менее храмы этого стиля существуют. Эти сооружения очень интересны не только своим обликом, но и своей историей. Как правило, это не простые приходские церкви, а усадебные храмы известных людей.
Выдающийся памятник русской архитектуры поел. четв. 18 в., выполненный на высоком профессиональном уровне в редком для Брянщины псевдоготическом стиле, близком работам петербургского архитектора Ю.М. Фельтена. Хорошо сохранившееся кирпичное и оштукатуренное здание отличается оригинальностью композиции и архитектурного декора, что позволяет предположить его проектирование кем-либо из столичных зодчих. Ядром объемно-пространственного построения является двусветная ротонда, завершенная куполом и небольшим декоративным восьмериком с главкой. С востока и запада к ней примыкают равновысокие прямоугольные алтарь и трапезная с закругленными раскрепо-ванными углами. В местах их примыкания на южном фасаде расположены стройные башнеобразные объемы с пирамидальными вогнутыми кровлями и крестами. Башни главного, северного фасада более крупные и высокие; во втором ярусе они трактованы как колокольни, прорезанные стрельчатыми арками звона с круглыми оконцами над ними и увенчанные коронами из остроугольных щипцов. Между этими башнями в лоджии расположен парадный вход с четырехколонным портиком, средние колонны которого раздвинуты. Выразительность силуэта усиливают четыре цилиндрические башенки с яйцевидными кровлями и щипцовыми коронами, поставленные над закругленными углами алтаря и трапезной. Изящный декор фасадов состоит из сравнительно немногих форм. Основными элементами убранства являются рустованные пилястры на ротонде, алтаре и трапезной и горизонтальная рустовка, охватывающая нижний ярус северных и боковые стороны южных башен, а также закругленные углы трапезной и алтаря. Интересно сочетание основных стрельчатых проемов с небольшими круглыми окнами второго света, которые над северным и южным входами заменены полуовальными. В окнах сохранились рамы с ажурными переплетами. Над стрельчатыми проемами расположены не совсем обычные сандрики-полочки, дополненные треугольными фронтонами внутри портика, колонны которого перехвачены декоративными валиками. К закругленным углам, перебивая рустовку, примыкают стройные обелиски на постаментах. Не менее выразителен интерьер храма. Основным помещением является эффектный круглый зал со сферическим куполом. Неширокими арочными проемами он связан с трапезной (проем перебит поздними хорами) и алтарем, перекрытыми высокими зеркальными сводами; узкие проходы в их углах ведут в небольшие служебные помещения внутри башенок. Стены зала, трапезной и алтаря декорированы плоскими пилястрами, сандриками на кронштейнах над проемами, а также расположенной под окнами верхнего света широкой лентой фриза с вертикальными "каннелюрами". Завершающий стены тонко профилированный карниз имеет в зале раскреповки с сухариками, под раскреповками - кронштейны с лепными гирляндами, а ниже — плоские прямоугольные ниши, роспись которых не была осуществлена. Купол и своды расчленены радиальными и концентрическими тягами и украшены кессонами со звездочками на темно-синем фоне; э четырех круглых клеймах-медальонах купола в технике гризайль изображены христианские символы. Церковная утварь и иконостас относятся к 19 и нач. 20 в. На южной стене икона в пышном барочном резном обрамлении 2-й пол. 18 в.
Церковь Преображения Господня. Клинцы. 1823 г.
Всего в Клинцах сохранилось три храма. О двух уже было сказано. Третий же находится на улице Пушкина и выглядит очень необычно. Это самый старый из клинцовских храмов - церковь Преображения начала XIX века.
ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ, 1-я
четв. 19 в.
ул. Пушкина, 8.
Расположена в центральной части города, вблизи рынка, на небольшом озелененном участке в глубине квартала. Возведена старообрядцами в 1823 г. Стены на кирпичном цоколе рублены из бревен без остатка и обшиты тесом, кровля вальмовая. Оригинальный старообрядческий храм, в архитектуре которого древнерусские традиции сочетаются с элементами классицизма.
Прямоугольный в плане низкий объем церкви, вытянутый по продольной оси, имеет два пониженных пятигранных прируба посредине боковых сторон, напоминающих трансепт. Над двускатной кровлей возвышается центральная световая часть храма, завершенная пятью главами. Алтарь не выделен в общем объеме, как и большой притвор с запада, в который ведет крытое крыльцо. Колонны крыльца поддерживают пологий фронтон с прямоугольным иодвышением киота. В убранстве фасадов ощутимо поздне-классицистическое влияние: рамочные наличники окон с сандриками над верхней доской, широкий вынос карниза над гладким фризом, узкие пилястры на углах и профилированные пояски,
Четырехъярусный сборный иконостас упрощенных форм с заходящими на боковые стены заворотами - типичное произведение 2-й -пол. 19 в. Его декор в виде глухой резьбы суховатого рисунка, выполненный в духе эклектики, сосредоточен на царских вратах. Иконы стилизованы под древнерусскую живопись 2-й пол. 17 в. В местном чине они разделены резными колонками на высоких постаментах. Во втором и третьем ярусах помещены иконы праздничного чина и Деисус. В четвертом, суженном ярусе иконы с изображениями пророков и сценой "Голгофа" в центре разграничены каннелированными пилястрами. На стенах и в киотах сохранились иконы 19-20 вв. Двухъярусное литое паникадило кон. 19 в.