Портреты - обязательные маркёры советской эпохи. Брянск.
Есть старинная русская забава — всласть поглумиться над кумирами, еще вчера почитавшимися святыми. Вот несколько сюжетов.
В мае 1919 года Брянским ревтрибуналом было рассмотрено удивительное дело «О неснятии икон в брянском Арсенале». В стране полыхала Гражданская война. Белые и красные бились не на жизнь, а насмерть, а в ревтрибунале вполне серьезно разбирали анонимный донос на заслуженного начальника Арсенала полковника Кузьмина — Караваева. Тот, оказывается, допустил наличие опиума для народа прямо в заводской конторе. Началось следствие, допросы, что и как. Впрочем, полковник оказался тоже не лыком шит и письменно ответствовал, что во всем исполняет волю трудового народа, а до настоящего времени трудовой народ ничего не говорил начальнику Арсенала о снятии икон. Поразмыслив, судья Ревтрибунала, недавний рабочий, сделал в деле поучительную ремарку «Мы делаем самосечение. Дело надо прекратить», и от полковника временно отстали.
Со временем портреты стали обязательными маркерами советской эпохи. Мне рассказывали, как в 1938 году портреты любимца товарища Сталина славного наркома внутренних дел Ежова спешно изымали практически во время праздничной демонстрации в Новозыбкове. Поздно узнали, что он враг, поздно получили директиву.
Во время августовского путча 1991 года большую психическую травму по причине наличия в кабинете портрета Первого секретаря ЦК КПСС Горбачева получил начальник отдела областной Брянской прокуратуры. Все ведь было очень непонятно поначалу, и обладание портретом партру- ководителя, которого сместила на два дня ГКЧП, могло создать мнение о некоей особой позиции обладателя кабинетного портрета. Прокурор долго томился, не зная, как быть, но, наконец, набрался смелости, снял опасный портрет и спрятал за шкаф. А дело-то вон как повернулось: Горбачен вывернулся, а прокурору снятие портрета потом припомнили наблюдательные люди. Зато в Камаринском районе в те же смутные дни группа руководящих районных товарищей устроила буйную гулянку, в ходе которой участники не поленились и увлеченно топтали портреты Горбачева и Ельцина, чем внесли свой смелый вклад в новейшую брянскую историю.
С портретом связана и история приезда Ельцина на Брянщину. Известно, что Ельцин у нас по чину первый демократ, но и крутенек, конечно, был не хуже какого-нибудь Николая I. В Брянске Ельцин успел в народ сходить, уволить директора мясокомбината в Новозыбкове, посетить гастроном № 6, дабы посмотреть, как у нас с продуктами. Словом, напугал местное начальство просто выше всех сил.
Ну, понятно, после этих полезных дел пошел Борис Николаевич на совещание в областной администрации. И в кабинете главного на тот момент брянского демократа губернатора Барабанова узрел на почетном месте собственный портрет работы местного мастера. Портрет только что повесили, чтобы гостю угодить, но Президенту он решительно не понравился. Осерчал! Закричал: «Вы из меня вождя делаете! Как Сталина!» И потребовал портрет снять немедля.
Очевидцы рассказывали, как легкой птицей взлетел на стул губернатор Барабанов, потянулся на цыпочки - портрет висел высоко, - чуть не упал, но дело поправил. Снял портрет. Отвёл угрозу.