Страницапанорама

Историческая  панорама древнего города Брянска

Древний город, наименование которого связывается с дебрями, заросшими оврагами, труднопроходимы­ми лесами и болотами был основан не позднее 985 года. Ме­стоположение поселения первоначально было связано с судо­ходными речными путями и находилось в районе Чашина кур­гана, где и были возведены крепостные стены. По невыяснен­ным пока причинам город поменял свое расположение и к сере­дине XII века уже окончательно утвердился на крутых склонах правобережья Десны на Покровской горе.

Княжеские междоусобицы и частые набеги крымских татар сдерживали развитие Брянска. Будучи порубежным поселением, Брянск разделил сложную драматическую судьбу многих рус­ских пограничных городов - пока в 1503 году не перешел юри­дически под «власть Москвы». С тех пор он становится городом- крепостью на юго-западных рубежах Российского государства. Лишь в конце XVII века прекращаются нападения внешних вра­гов на Брянск, и в первой половине XVIII века, с удалением го­сударственной границы, он теряет значение города-крепости.

Основы будущего градостроительного развития горо­да были заложены еще ранее, когда вокруг города-крепости в XVII веке после Смутного времени, на прибрежной полосе у подножия Брянской крепости расстраивается посадская «Затинная слобода», а на верхнем плато, между Верхним Судком и Белым Колодезем (Нижним Судком), - «Стрелецкая слобода». Несколько раньше за посадом (территорией между крепостью и Петро-Павловским монастырем), после присоединения Брян­ска к Московскому государству и организации Ямской службы в 1503 году, возникает «Ямская Слобода». Затинная слобода расположилась на месте древнего «Житного города» - укреплен­ной территории продовольственных складов и соляных храни­лищ. Позже слобода уступила место пушечному двору, на месте которого в XVIII веке расположился «Арсенал».

В 1780 году императрица Екатерина II «высочайше утвер­дила» генеральный план городу Брянску. План заложил основы развития города в регулярной системе, призванной упорядочить веками сложившуюся застройку, ограничить стихийный рост города, создать новый общественный центр. На чертеже терри­тория верхнего плато накрылась геометрической сеткой кварта­лов, образованной улицами, спускающимися к Десне, и им пер­пендикулярными. На две из них были «нанизаны» три площади: Соборная - на прибрежной Московской улице, Красная город­ская - в центре плато и рыночная Щепная - на западной границе города (ныне здесь вход на стадион «Динамо»),

План запечатлел исторически сложившуюся планировку. Город раскинулся на правом берегу Десны. Он представлял со­бой живописную группу разновеликих, неправильной формы кварталов. Центр города планировочно не выделялся, он был определен крепостью на Покровской горе, господствующей над городом. Улицы, спускавшиеся с верхнего плато, объединялись одной, следовавшей по берегу Десны. Город был почти полно­стью деревянным, исключение составляли лишь несколько ка­менных, главным образом культовых, зданий.

Уличная сеть включала все значительные по тому времени здания. Центральные кварталы назначались под постройку ка­менных общественных, торговых и жилых домов. Красная пло­щадь должна была украситься зданиями присутственных мест, магистрата и торговых учреждений; рыночная площадь - об­строиться ремесленными предприятиями, кузницами и лавками.

Уточненный в 1802 году план, значительно увеличивает и ррпторию города и включает в регулярную систему не только прибрежный район и участок между Судками, но также район Петровской горы и Ямскую слободу с Лесными сараями на севере и северо-востоке, район между оврагом Белый Колодезь м речкой Подарь на юге; увеличивает территорию центральной части на северо-западе за рыночной площадью. Кварталы укруп­няются, улицы классифицируются, и более масштабно к терри- юрии города размещаются площади.

Главной магистралью, связывающей нагорную часть с прибрежной, в центре города назначается Смоленская улица в просторечье Рождественская гора (ныне улица Совет­ская - бульвар Гагарина). Она соединяет три площади: Собор­ную, Красную и Сенную (б. Щепную). Две другие магистрали идут в продольном направлении: Большая Московская (теперь улица Калинина) в прибрежной части и улица Петропавловская- Воскресенская (ныне проспект Ленина), объединяющая город в нагорной части. Петропавловская и продолжающая ее Вос­кресенская улицы, пересекая весь город, на перекрестке с ули­цей Трубчевской (ныне Красноармейской) заканчивались новой, четвертой площадью - Хлебной (на месте современной площа­ди Партизан). Отсюда шли дороги на Трубчевск и Карачев. Все площади имели квадратную форму.

В начале XIX века из 867 домов города лишь 25 было ка­менных, из 17 церквей каменных было 10. До наших дней со­хранилось чуть больше десятка зданий, построенных во второй половине XVIII века.

Г. Хлудов. Панорама древнего города. 1857 год.

Образно представить колорит древнего города нам помо­жет самое древнее изографическое свидетельство, датируемое 1857 годом. Это рисунок художника Г. Хлудова, запечатлевшего панораму города с левобережья Десны. В центре рисунка - По­кровская гора с одноименной каменной церковью и колоколь­ней, справа внизу строения «Арсенала», далее Воскресенская, Никольская и Троицкая церкви, ансамбль Петро-Павловского монастыря, а на ближнем плане - Вознесенская церковь Зарец- кой слободы. Правый фланг панорамы завершают Тихвинская н Митрофаньевская церкви. Левее Покровской горы видим шатровую колокольню Спасо-Поликарпова монастыря и хра­мовый комплекс Рождественской церкви. Замыкающим звеном центральной части города являлась Нижне-Никольская цер­ковь. Еще левее хорошо виден ансамбль Свенского монастыря.

Общий живописный колорит картины дополняет выра­женный рельеф правого берега Десны, овраги - Подарь, Нижний и Верхний Судки, и конечно же обилие озелененных про­странств, в купах которых утопают вертикальные доминанты храмов и отдельных, немногих зданий, отражающихся в водной глади Десны.

Неповторимый архитектурный силуэт города, сформиро­вавшийся к началу XIX века был искусно дополнен и укруп­нен уже к концу столетия. В центре, на территории Спасо- Поликарпова монастыря был возведен Новопокровский собор (1862-97 гг.), подчеркнувший своим масштабом планировоч­ный центр уездного города. На правом фланге появилось зда­ние торгово-ремесленного училища, построенное архитекто­ром Н.А.Лебедевым, связавшее в единую цепь исторической частройки здания завода «Арсенал» и Тихвинскую церковь. На старых снимках видна важная роль этого здания и в общей панораме города. Являясь красочным акцентом прибрежной, нижней части панорамы, оно соединяет ее с архитектурным венцом памятников нагорного плато.

Уже в начале XX века, в 1904 году закончена строитель­ством по проекту Н.А.Лебедева Спасо-Гробовская церковь, заменившая собой старую деревянную предшественницу, воз­веденную на месте «владычьих гробов» - захоронении брян­ских епископов. Ее шатровая вертикаль удачно связала неко­торый пространственный разрыв между Никольской церковью и ансамблем Петро-Павловского монастыря.

Величественная панорама древнего города, выросшего в единении с окружающей природой, обогатившаяся искус­ством людей — созидателей не оставляла место равнодушию и не могла быть незамеченной современниками. Сказочным видением показался Брянск Константину Паустовскому, уви­девшего город ...«вдали на горах», мерцающим «как игрушка из фольги (...) в мохнатых узорах из инея». Зимняя панорама Брянска представилась В. И. Немировичу-Данченко гористым берегом Десны «с массой скученных над ним церквей, свер­кающих под ярким блеском дня своими куполами, белыми стенами, колокольнями и крестами. Городские здания Брянска кажутся ... выкованными из матового стекла».

«Красиво и свободно, раскинувшись на правом, высоком берегу Десны, утопая в зелени, с белыми церквями, резко вы­деляющимися из общего зеленого фона, весь залитый солнеч­ным светом, - выглядит таким наглядным, чистеньким, само­довольным». «Каждый, кому приходилось приезжать в Брянск, наверное помнит, какое впечатление производил на него город, живописно раскинутый по горам... Многие сравнивали Брянск с Киевом...».

Вспоминая послевоенный Брянск в 1947 году, архитектор 3. И. Озерова замечает, что город был «сплошь деревянным, еще не залечившим раны войны». Глубокое впечатление производи­ли окружающие город лесные дали. «Оживление и особенную живописность пригородным ландшафтам придавали картины весеннего половодья, когда зеркало Десны превращалось в бес­крайнее море».

Брянск. Общий вид из-за реки.

Панорамы Покровской и Петровской горы.

Вид с Авиловской горы на Новопокровский собор.