СтраницаОбезглавленные

 Обезглавленные храмы. Брянск.

Этим летом вновь построенную колокольню на брянской Петровской горе увенчали золотые крест и глава. Можно по-разному оценивать архитектурные достоинства новой городской достопримечательности, но историческое и символическое значение этой постройки очевидно. Брянск возвращает себе свой христианский православный облик.

Набережная Брянска в начале XX века. Вид из-за Десны, от устья реки Снежети. Фотография Г.К. Бабянского

Набережная из - за Десны, вид от современного понтонного моста. Видны городской Покровский собор, обезглавленный в 1927 году, и шатровая колокольня конца XVII века, взорванная 20 июля 1968 года. Фото сделано между 1945 и 1950 гг.

Когда-то, в 1882 году, побывавший проездом на брянском вокзале писатель В.И. Немирович-Данчен­ко заметил: «Когда мы вышли, перед нами раскинулась чудная картина. Её красоте даже не могли повредить обнажённые сучья рощи и белые пятна снегу... Вдали гористый берег Десны с массой скученных над ним церквей, сверкающих под ярким блеском дня своими куполами, белыми стенами, колокольнями и креста­ми... Городские здания Брянска кажутся отсюда выко­ванными из матового серебра...»

Введенская (ныне святых апостолов Петра и Павла) церковь Брянского Петропавловского монастыря. Расположена позади гостиницы «Брянск». Колокольня и главы снесены в 1930 г., а деревянная надвратная часовня утрачена в ходе реставрации середины 1980-х. Фото 1960-х или 1970-х гг.

Кладбищенская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, или Полевая церковь. В 1927 г. превращена в морг, в 1930-х и 1940-х — в спорт­зал. Расположена на территории современного парка им. А.К. Толстого. Фото сделано между 1947 и 1955 гг.

В ту пору существовала и колокольня, в которой горожане видели немаловажный для себя памятник и символ. Только находилась она за городом, в Белобережской пустыни. Брянский старожил, профессор БТИ В.П. Разумов вспоминал: «Украшением округи Брянска были два монастыря — Свенский и Белобережский. Второй находился в задеснянских лесах на расстоянии по прямой около 15 километров: среди лесов была видна из города верхушка колокольни с золотым на ней крестом, ярко сияющим на солнце. С колокольни же был хорошо виден город».

Но вот пришли к власти коммунисты... Мы уже успе­ли забыть, что ещё 40-50 лет тому назад характерной чертой архитектурного облика Брянска были обез­главленные храмы. Последний действующий право­славный храм Брянска представители советской влас­ти закрыли в мае-июне 1939 г., вновь открывать церкви для богослужений стали только в годы немецкой окку­пации. Но ещё с 1920-х годов коммунисты принялись с остервенением сносить церковные главы. Поистине, как пел незабвенный Тальков: «А золотые купола кому- то чёрный глаз слепили...»

В итоге к 1960-м в Брянске не осталось ни одного (!) храма, украшенного традиционной кровлей. Восста­навливать брянские церковные главы реставраторы начали только в 1970-х годах.

Не повезло и белобережской колокольне — её снесли летом 1941-го, под предлогом того, что высокая звонни­ца может послужить ориентиром для немецких само­лётов... Колокола же с брянских церквей и монастырей посрывали ещё в 1930-м. Чего только стоят заголовки га­зеты «Брянский рабочий» того времени: «За ликующим перезвоном пасхальных колоколов скрывается хитрое лицо классового врага» (23 апреля 1929 г.); «Заглушим пасхальный звон» (4 мая 1929 г.); «Пусть песнь труда за­глушит пасхальный перезвон колоколов» (5 мая 1929 г.) и «Пусть смолкнут колокола, пусть громче гудят станки!»; «Долой колокольный звон» (7 января 1930 г.); «Выпол­няем волю рабочих. Брянск — город без колокольного звона» (8 января 1930 г.) и т. д. Председатель Союза во­инствующих безбожников Емельян Ярославский  назвал Брянск среди городов-иници- аторов движения по уничтожению колоколов в СССР.

Тихвинская церковь. Фото 1958 года.

Спасо Гробовская церковь на проспекте Ленина. После войны морг, с начала 1980-х — Дом занимательной науки. Фото 1980-х

Справедливости ради надо сказать, что не везде в наших краях народ безропотно, а то и со злорадством смотрел на осквернение святыни безбожниками. Так, 13 января 1930 года в селе Белоголовль Жуковского района, инсценировав по своему обыкновению «ре­шение общего собрания граждан» и заручившись пос­тановлением Жуковского райисполкома, представи­тель сельсовета совместно с членами местных ячеек ВКП (б) и ВЛКСМ и восемью беспартийными активис­тами заявился в местный храм во имя Святителя Нико­лая Чудотворца «изымать на переливку» колокола.

Священник отказался смотреть на предстоящее бе­зобразие, церковный староста, скрепя сердце, отдал ключ от храма ретивым безбожникам... Но ещё не успе­ли снять колокола, как церковный двор заполнила тол­па женщин. Крестьянки потребовали оставить колоко­ла на месте. При этом они постарались попасть внутрь храма, а препятствовавших им коммунистов и комсо­мольцев частью забросали палками и кольями, а час­тью просто побили. «Вследствие изложенного работа по изъятию колокола была прекращена», — записал местный чекист. На следующий день крестьяне верну­ли на церковную звонницу три уже снятых красными колокола. Потом на собрании, на которое «ни комсо­мольцы, ни члены сельсовета не допускались, а при их появлении били в набат», было решено собрать деньги и направить ходоков в Москву с жалобой на «непра­вильные действия местных властей». Когда же 15 ян­варя в село прибыл очередной начальник из Жуковки, его, как захватчика, встретили набатным звоном и сно­ва забросали палками и снегом. Испугавшись, что его побьют, коммунистический деятель бежал в райцентр.

Наконец, 16 января 1930 г. для защиты храма и его колоколов в Белоголовль съехалось из окрестных дере­вень, входивших в местный приход, до 600 крестьян...

Старейший городской храм Покрова Пресвятой Богородицы на Покров­ской горе. Звонница и глава снесены ещё до войны. Фото 1958 года.

Воскресенская церковь на проспекте Ленина, напротив современного Дома быта. Перестроена в 1940-м, вновь открыта для богослужений в годы оккупации. Реставрировалась в 1960-х и 1980-х. Фото начала 1960-х.

И во времена хрущёвских гонений на Церковь, в начале 1960-х, не всё у коммунистов проходило на Брянской земле гладко. Так, в 19б1-м. в Клинцах мест­ные власти распорядились снять кресты с закрытого уже давно храма. Но тысячная толпа местных жите­лей преградила дорогу безбожникам. Для усмирения возмущённых клинчан коммунисты бросили сначала наряд милиции и 200 дружинников, «а затем и подраз­деления воинской части, вооружённой автоматами»...

В воздаяние подвига этих и многих других жителей Брянского края, не отдававших на поругание безбож­ным властям свои святыни, вновь сияют золотом крес­ты и поют колокола над Брянской землей.

Юрий СОЛОВЬЁВ.

Автор сердечно благодарит за предоставленные фотографии семью РАЗУМОВЫХ ВЫСОЦКИХ, Геннадия КЛЮКИНА, Георгия ШМЕРИНА и Дениса ТИТКИНА.

В ТЕМУ:

Для коммунистических властей действующий православный Воскресенс­кий храм на центральной улице города был, что называется, бельмом на глазу все послевоенные годы. Когда храм был обследован московскими архитекторами-реставраторами и признан памятником архитектуры, Брянский областной Совет народных депутатов в своём решении № 853 от 30 декабря 1980 г. «Об утверждении проекта охранных зон и зон регулиро­вания застройки памятников истории и культуры г. Брянска», подписанном председателем брянского облисполкома ИЛ. Поручиковым, среди прочего определил: «Воскресенскую церковь по проспекту им. В.И. Ленина не считать памятником архитектуры, так как она вследствие неоднократных перестроек утеряла первоначальный вид и не представляет в настоящее время художественной ценности». Архитектор В.Н. Городков вспоминал о том как он в 1982 г. разработал проект реставрации Воскресенского храма возвращающий на место церковные главы. И тут же «зав. отделом обкома КПСС Погодин - затребовал объяснительную, дескать, кто надоумил меня реставрацию церкви на центральном проспекте Брянска».

********************************

«Нас просят указать на желательность иметь на колокольне соборного храма часы, в виду того, что бой городских часов (не видных проходящему) не везде слышен. Почти все обыватели руководствуются боем на пожарной каланче для проверки своих часов, а масса бедного люда, не имеющего дома совершенно часов и не слыша их боя по дальности расстояния или потому, что ветер в противоположную сторону, поставлена в крайне неудобное положение при отправке своих детей в учебные заведения. Таким образом, устройство часов на колокольне собора является существенной необходимостью, на что имеются средства».

Орловский вестник. – 1899. – 21 (9) март. (№66)