О РЕФОРМЕ СПОРЯТ, НО МАЛО КТО СОМНЕВАЕТСЯ В ЕЕ НЕОБХОДИМОСТИ. БРЯНСК.
Николай ПАТОВ:
Тема реформы российского образования сейчас у всех на устах. Какой должна быть наша новая школа обсуждают и в аудиториях, и в залах заседаний, и на кухнях, и, конечно, в школах. Предлагаемые новшества в чем-то спорны, в чем-то безусловны. Глава Брянска, доктор педагогических наук, член-корреспондент государственной Российской Академии образования Николай Патов рассказал, как реформа продвигается в брянской школе.
Николай Александрович, вокруг реформы образования сейчас кипят настоящие страсти: дискуссии в Интернете, на телевидении и страницах газет - эта тема никого не оставила равнодушны». Как идет переход на новые рельсы» в Брянске?
— Тема образования, действительно, близка каждому, она касается каждой семьи, поэтому такой общественный резонанс абсолютно закономерен. Заметьте, о реформе спорят, но мало кто сомневается в ее необходимости. Школа должна быть готова и способна помочь ребенку раскрыть весь его потенциал, дать хороший старт в жизни, воспитать интерес к самообразованию. Как это сделать, как добиться положительного результата не только в теории, но и на практике? Готового рецепта нет даже у академиков. Собственно для этого и нужна дискуссия. Брянск включился в реализацию проекта «Наша новая школа» в прошлом году, мы подходим к реформе тщательно, стараемся действовать постепенно, обдуманно и, главное, конструктивно.
- Сектор занятости в системе образования, по статистике, — один из самых массовых и требует огромных бюджетных расходов, Николай Александрович, скажите, как за последние десять лет в Брянске изменяюсь число тех, кого учат в школе, и тех, кто учит?
— За последние годы в нашем городе существенно улучшилась ситуация с рождаемостью, в детских садах мест не хватает, но в школах мы все еще пожинаем плоды демографической «ямы» 1990-х. За прошедшее десятилетие число учеников в школах Брянска сократилось более чем на треть — на 34 процента, или на 19,5 тысяч человек. Логично, что уменьшилось и количество учителей. Сейчас в системе образования Брянска работают примерно 3300 педагогов — на 1100 меньше, чем в 2000 году. В ближайшее время ситуация должна измениться: в школу пошли дети поколения 2000-х. Положительная тенденция прослеживается уже сейчас. Число школьников в продолжение нескольких лет увеличивается примерно на 300 человек в год.
- О снижении уровня образования в школах и невысоких заработках учителей не говорит только ленивый. Но как повысить зарплаты в этом секторе, когда годовой бюджет Брянска снизился после кризиса с пяти до четырех с небольшим миллиардов?
— Вопрос очень актуальный, отчасти его решению призван помочь переход на новую систему оплаты труда. Плюсы ее, на мой взгляд, очевидны: нет уравниловки, при подсчете зарплаты закладывается целый ряд параметров, которые могут выгодно отличить учителя от его коллег. Брянские школы на новую систему перешли с 1 сентября 2010 года, и в сравнении с сентябрем зарплата на конец года выросла в среднем на 14,5 процентов, у некоторых педагогов — рост до 70 процентов. И это, надеюсь, не предел.
Хочу заметить, что расходы на зарплату учителей общеобразовательных школ в Брянске уже несколько лет финансируются из регионального бюджета. Однако городская власть со своей стороны тоже старается стимулировать учителей материально, поддерживать школы. В прошлом году мы впервые учредили муниципальный грант для поощрения лучших педагогов. Кроме того, у нас и в новых условиях оплаты труда сохранен городской фонд учительских надбавок. В частности, 30-процентная надбавка для молодых специалистов в Брянске будет выплачиваться не в течение двух (как в целом по области), а в течение трех лет после окончания вуза.
Добавлю, что бюджет Брянска в период кризиса действительно снизился, но расходы образовательной отрасли ничуть не урезаны. Наоборот, в 2011 году они выросли до 2,6 миллиардов рублей. Мы направляем на статью «Образование» более половины (!) всей расходной части городского бюджета.
В чем главная цель новой реформы? Какова суть нормативно-подушево системы финансирования? Не окажется ли в итоге учитель в еще большей зависимости от директора, который имеет право распределять дополнительные бонусы?
— Реформа должна вывести наше образование на качественно новый уровень. В том числе через переход к новым образовательным стандартам, изменение инфраструктуры школьной сети и новую систему оплаты труда, которая призвана помочь укреплению социального статуса педагога и повышению престижа учительской профессии. Конечно, многие восприняли новую систему оплаты труда неоднозначно, однако я уверен, что профессиональные педагоги найдут себя, а для остальных учителей это будет стимулом к развитию. Новые стандарты образования не позволяют современным педагогам работать вполсилы.
В новых условиях школа финансируется исходя из количества учеников, по такому же принципу рассчитывается и заработная плата педагога. Зарплата складывается из базовой части, которая зависит от количества отведенных часов по предмету, и из стимулирующей, в которой могут учитываться все достижения педагога, его внеклассная и внешкольная деятельность, успехи учеников на олимпиадах, наличие научно-методических разработок и даже субъективная оценка со стороны учеников и родителей. Стимулирующая часть учительской зарплаты ежемесячно распределяется коллегиально специальной комиссией и строго в соответствии с Положением о стимулирующих выплатах. Ни в одной школе города директор такую комиссию не возглавляет.
— У многих наших реформ логика перемен такая: число работников сокращаем, зато половину высвобождающихся средств идет на рост зарплат оставшимся. А в образовании - как? Не потеряют ли учителя в зарплате? Какое количество работников будет сокращено?
— Я уже говорил, что после перехода на новую систему оплаты труда учительские зарплаты выросли, и это не предел, это стимул к работе и развитию.
Согласитесь, оптимизация школам тоже необходима, чтобы не было желания необоснованно раздувать штат. Но процесс этот весьма болезненный и требует разумного подхода. По установленным нормативам на одного учителя в брянских школах должно быть 15 учеников, по аналогичной формуле с коэффициентом 0,53 определяется оптимальное количество школьного персонала. Если так считать, то в школах Брянска около 2 тысяч ставок — «лишние», однако это совсем не означает, что завтра будут уволены две тысячи человек. Во-первых, руководителям образовательных учреждений не мешает еще раз пересмотреть штатное расписание. Второй момент. Нормативы приняты для всех школ и не учитывают их специфики (к примеру, в коррекционных школах другие нормативы). В конце прошлого года городские власти обратились к руководству области с просьбой учесть такие нюансы.
— За последние двадцать лет в Брянске была сформирована небольшая группа учебных заведений, реально обеспечивающих высокое качество обучение (лицеи, гимназии). Не пострадает ли здесь качество обучения из-за уравнительного <подушевого» финансирования?
— Практика показала, что переход на нормативно-подушевое финансирование выгоден школам с большим количеством учащихся и убыточен для школ, приближенных к малокомплектным. Лицеи и гимназии востребованы, из-за высокого уровня образования туда стремятся, там много учеников. В этом смысле они от введения новой системы оплаты труда даже выигрывают. Однако их специфику, на мой взгляд, стоит учитывать. Инновационный подход предъявляет к учителю повышенные требования, там другие нагрузки.
Хочу отметить, что задача, которую мы ставим перед собой сегодня, — создать, по крайней мере, по одной инновационной школе или лицею, в каждом районе Брянска. Это сформирует атмосферу здоровой конкуренции в образовательном пространстве нашего города. Подобные флагманы образования будут «подтягивать» за собой остальные школы, а одаренные дети в любом уголке города смогут получить доступ к более качественным знаниям и более современным формам и технологиям их подачи, которые развиваются быстрее и глубже именно в инновационной школе.
Пока брянские школы как самостоятельные единицы заинтересованы только в освоении выделяемых средств и никак не заинтересованы в экономии ресурсов: тепла, света и др. Можно ли что-то изменить, дабы руководители шкал захотели беречь и экономить бюджетные деньги?
— Директор школы сегодня должен быть не только хорошим педагогом, но и крепким хозяйственником, грамотным экономистом — такие условия диктует жизнь.
Думаю, каждый из руководителей сегодня прекрасно понимает, что возможности городского бюджета не безграничны, а экономия ресурсов в рамках выделенных для школы лимитов — это тоже, можно сказать, «статья дохода». Городские власти, к слову, помогают эту экономию получить: в рамках целевой программы «Энергосбережение» на оснащение школ и детских садов приборами учета за последние пять лет из бюджета выделено 12,2 миллиона рублей. Сейчас счетчиками холодной воды оснащено 60 процентов школ, счетчиками тепла — 19 процентов образовательных учреждений, и целевая программа будет действовать, пока этот показатель не достигнет 100-процентной отметки.
Можно также упомянуть, что с 1 января 2011 года вступил в силу 83-й Федеральный закон, который позволяет образовательному учреждению работать автономно. Логично, что при подобном статусе учреждения директор автоматически будет относиться к расходованию средств более экономно. В Брянске на этот эксперимент решилась пока только гимназия № 1. К слову, это «пилот» не только в масштабах города и региона, но и всей России. В настоящее время завершается процесс оформления документации, и с 1 марта 2011 года гимназия будет работать как муниципальное автономное учреждение.
— Горсовет успешно реализовал систему грантовой поддержки лучших учителей. Расскажите, помогает ли эта мера закреплению самых талантливых педагогов Брянска?
Действительно, в рамках Года учителя мы учредили муниципальный грант для лучших педагогов Брянска. В конце 2010 года 25 учителей, 20 воспитателей детских садов и пять педагогов учреждений дополнительного образования получили премии по 50 тысяч рублей. Грант будет ежегодным, и шанс получить его есть не только у заслуженных работников с многолетним стажем, но и у молодых талантливых педагогов и воспитателей. Положением о муниципальном гранте предусмотрено, что те, кто заработал премию в этом году, в следующие пять лет получить ее уже не смогут. А значит, число награжденных с каждым годом будет увеличиваться. Брянские учителя встретили нашу инициативу с большим одобрением. Думаю, это хороший стимул и для опытных педагогов, и для молодых специалистов.