Морозов Александр Александрович - инженер-конструктор Брянщина
Трудовую деятельность начал на Харьковском паровозостроительном заводе копировщиком, совместно с Кошкиным и Кучеренко занимался разработкой конструкций среднего танка, который признан лучшим танком второй мировой войны. Удостоен дважды звания Герой Социалистического Труда (1942, 1943), Лауреат Государственной премии (1942,1946,1948). Ему присвоено воинское звание генерал-майор, ученая степень доктора технических наук. О роли танков Т-34 говорят такие данные: в начале 1941 г. выпуск танков Т-34 составил 40 процентов от всего отечественного производства, в 1942 - 51 процент, 1943 - 79, а в 1944 - 86 процентов. В 1982 г. в Бежицком районе Брянска установлен бронзовый бюст конструктора.
Главный конструктор.
«Танк швыряло и раскачивало, как на волне, движение почти поднимало его над гудроном, и тогда верилось: на первом препятствии вылетят пружины подвесок или лопнет стальная мышца вала... Но вот он становился на дыбы и опрокидывался на все, дерзавшее сопротивляться: он крушил боками, исчезая в грудах утиля, и вылезал из-под обломков неожиданный, ревущий, гневный, переваливаясь и скользя в месиве, которое шевелилось, горело, кричало, вздувалось пеной и пузырем» — так сказано о легендарном танке Т-34 в повести Л. Леонова «Взятие Великошумска», о танке, который навсегда прославил имена своих создателей. Даже враги признали, что тридцатьчетверка являлась лучшей боевой машиной, имевшейся на вооружении какой-либо армии.
Первые опытные образцы «тридцатьчетверки» были созданы в сентябре 1939 года коллективом конструкторов во главе с М.И. Кошкиным. А спустя пять месяцев по снежному бездорожью своим ходом две машины пришли с танкового завода в Москву, где были показаны руководителям партии и правительства. После этого начались испытания на полигоне. Танк преодолевал сложнейшие препятствия, совершал головокружительные маневры, по нему стреляли прямой наводкой фугасными и бронебойными снарядами. В этом труднейшем пробеге главный конструктор, находившийся все время в одной из машин, простудился, заболел и умер. Ответственную должность доверили А.А. Морозову. Выбор пал на него не случайно. Александр Александрович в конструкторском бюро М.И. Кошкина был одним из самых талантливых и уважаемых работников. Он активно участвовал в создании ряда узлов нового танка, внося при этом смелые и оригинальные предложения. А потом блестяще осуществлял свои замыслы на практике.
Осенью сорок первого предприятие пришлось эвакуировать на Урал. И сразу возникло множество проблем, казалось бы, неразрешимых. А.А. Морозов сумел стать отличным организатором, душой всего конструкторского бюро. Есть и его огромная заслуга в том, что в эвакуации в невиданно короткие сроки был налажен выпуск грозных боевых машин.
Александр Александрович Морозов родился 29 октября 1904 года в Бежице в семье слесаря Брянского завода (ныне ОАО «БМЗ»). За активное участие в революционном движении 1905-1907 гг. его отца Александра Дмитриевича выслали в Бердянск. Позже он переехал в Харьков. Из пятерых детей Александр был самым старшим. Поэтому после окончания реального училища пятнадцатилетним подростком ему пришлось поступить на работу на Харьковский паровозостроительный завод переписчиком технических документов. Здесь он прошел незаменимую рабочую школу воспитания характера, узнал, чем живет производство, как воплощается конструкторский замысел в машину. Затем А.А. Морозова взяли на должность чертежника-конструктора. С опытными коллегами он разрабатывал механизмы для гусеничного трактора «Коммунар». Трудился увлеченно. Видно было, что техника — его истинное призвание. Потом — служба в Красной армии. После демобилизации Морозов оказывается в танковой конструкторской группе. Молодой специалист испытывает настоятельную потребность в расширении своих знаний. В 1934 году он заканчивает курсы командиров танка БТ. Уже в то время у А.А. Морозова проявляются целеустремленность, находчивость, техническая интуиция, умение принимать правильные решения и удивительная способность просто решать очень сложные вопросы. В июле 1936 года Александра Александровича, как одного из самых способных конструкторов, назначают начальником сектора проектирования нового конструкторского бюро. Тогда и произошла его встреча с Михаилом Ильичом Кошкиным, выдающимся конструктором бронетанковой техники, хорошим организатором, замечательным человеком.
Чем же был хорош Т-34, принятый на вооружение нашей армией в 1940 году? В нем гармонично сочетались мощное вооружение, высокая маневренность, хорошая проходимость, надежная броневая защита. Формы танка стали классическими и в дальнейшем использовались всеми танкостроителями. Благодаря широким гусеницам и низкому удельному давлению на грунт танк легко двигался по бездорожью и в весеннюю распутицу, и в осеннюю слякоть. Фронтовики полюбили тридцатьчетверку. А гитлеровцы боялись ее как огня. «Очень неприятным сюрпризом было появление танка Т-34, против него немецкие противотанковые орудия были бессильны», — вспоминал гитлеровский генерал Блюментрит.
Едва ли не самой примечательной чертой АА. Морозова как главного конструктора танкового завода было его стремление постоянно совершенствовать боевую машину. Первоначально Т-34 был оснащен 76-миллиметровой пушкой. В ходе войны она была заменена 85-миллиметровой. Вносилось множество изменений, направленных на повышение броневой защиты, проходимости танка и т. д. Как-то на подмосковном полигоне представителям всех танковых заводов страны показывали боевые машины воюющих сторон. Кроме немецких там были танки наших союзников. А.А. Морозов, надев комбинезон, залезал внутрь машин, садился за рычаги, разглядывал приборы. Несколько часов потребовалось для осмотра этой коллекции. Было ясно: танка лучшего и даже равного Т-34 нет.
А.А. Морозов распорядился подобрать в конструкторском бюро квалифицированного информатора, который бы следил за технической литературой и периодически выступал с обзором новинок. Это позволило держать коллектив в курсе всех последних технических достижений. В конструкцию Т-34 своевременно вносились необходимые изменения. Машина становилась все надежней. Росла ее роль в бронетанковых войсках. По всеобщему признанию специалис¬тов, Т-34 был шедевром в истории мирового танкостроения. Не случайно более 200 танков Т-34 стоят сейчас на постаментах как памятники доблести воинов-танкистов и героического труда танкостроителей. Грозные боевые машины установлены в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Киеве, Минске, Орле, на Курской земле, где гремело величайшее танковое сражение... Стоят танки на постаментах также в Брянске, Карачеве, Унече, Почепе, Трубчевске.
В послевоенные годы конструкторское бюро под руководством А.А. Морозова создало ряд новых танков. Они оснащены более мощным и скорострельным артиллерийским вооружением, более «пробивными» боеприпасами. Система оптических, электрических и электронных приборов позволяет безошибочно обнаруживать и поражать цель как днем, так и ночью. За исключительные заслуги перед Родиной Александру Александровичу Морозову дважды присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он лауреат Ленинской премии, трижды получал Государственную премию СССР. Его плодотворная работа отмечена тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова II степени, Кутузова I степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, многими медалями. Наш знатный земляк был известен не только как талантливый конструктор, крупный ученый, но и как общественный деятель. Его избирали депутатом Верховного Совета СССР. Он был делегатом XXV съезда КПСС.
Занятый делами огромной важности, прославившийся своим титаническим трудом, Александр Александрович всегда отличался удивительной скромностью. В общении с коллегами был прост и внимателен. Умел выслушать и понять собеседника, без громких слов помочь человеку. Когда на Урале семье главного конструктора, состоящей из семи человек, предоставили трехкомнатную квартиру, А.А. Морозов отдал одну из своих комнат работнику конструкторского бюро Е.К. Левчуку. Тот вдвоем с женой жил в землянке. В дружной семье Морозовых Левчуки нашли человеческую доброту и участие.
Деловой и непритязательной была обстановка в рабочем кабинете главного конструктора. Домашний кабинет генерала, доктора технических наук выглядел более чем скромно.
Александр Александрович немного не дожил до 75 лет. Умер он в июне 1979 года. В Брянске А.А. Морозову установлен бронзовый бюст. Он напоминает о великом труженике и патриоте, который внес неоценимый вклад в укрепление могущества наших Вооруженных сил.
Именем выдающегося конструктора назван Харьковский техникум, который он окончил. Имя А.А. Морозова носит и конструкторское бюро, в котором он проработал более пятидесяти лет.