Мастера фотолетописи города Брянска и Брянской области
До наших дней дошли интересные почтовые открытки с видами города. На некоторых из них указано, что выпущены они в издании О.М. Васюкова. Их не так много, ценность тем более велика. Хранятся эти открытки в Российской национальной библиотеке Санкт-Петербурга. Есть старые фото в Москве в научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева. Немало их у местных коллекционеров И.М. Полозова, Г.М. Шмерина, Г.П. Полякова, ныне покойного Ф.С. Исайчикова, у тех, кто дорожит прошлым нашего края.
По некоторым данным, фотомастерская в Брянске появилась в середине девятнадцатого века. Доподлинно известно, что в 1896 году «Новая художественная фотография» Г.К. Бабинского располагалась на Московской улице (ныне Калинина) в доме И.И. Семенова, у Соборного моста через Десну. В начале двадцатого столетия в Брянске было хорошо известно имя фотографа Серебрянникова...
Снимки. Снимки... Сколько их сделано о далеком прошлом Брянска, Бежицы. Старые фотографии. Чем ценны? Они позволяют увидеть здания городской думы, родильный приют им. З.Ф. Могилевцевой, коммерческого банка, железнодорожные вокзалы на станции Брянск-Орловский, Брянск-Льговский, Ново-Покровский собор, «живой» или плавучий мост на Десне, почтово-телеграфное здание, улицы старого Брянска и Бежицы, цеха заводов...
Ценны фотографии военных лет. Они рассказывают о подвигах, мужестве наших земляков — фронтовиков, партизан, тех, кто самоотверженно трудился в тылу, о городах, селах Брянщины, пострадавших от оккупантов. Эти фотодокументы дают нам возможность представить Брянск разных времен, смену поколений. Они уже эпоха. Наша история.
Брянск сегодняшний не сравнить с городом века девятнадцатого или довоенных годов. И фотолетопись не та. Она ярче, четче, обширнее.
Весьма весом вклад в нее фотохудожника, мастера своего дела Николая Романова. В его архиве тысячи негативов и слайдов. Многие годы он плодотворно трудился в брянской фотохудожественной студии «Журналист». Успешно сотрудничает со многими издательствами. В десятках журналов, книг помещены его иллюстрации. Его снимки украшают фотоальбомы «Брянск», «В Брянском лесу тишина»,, книги «Седая брянская старина», «Брянск через тысячелетие», десятки буклетов, наборов открыток. Снимки радуют. Впечатляют.
Строгость, лаконизм, контраст планов, сдержанность образов. Такие эпитеты возникают в сознании многих при встрече с творчеством фотохудожника Аркадия Курдикова. У него есть работы различных жанров и направлений. Главное же в его творчестве — портрет. Тематические циклы «Лики России», «Мой Николай Денисов», «Мастера» получили на выставках высокую оценку. Каждый портрет, сделанный им, своеобразен. У фотомастера особая черта. Он любит человека. Тянется к нему всей душой. Никогда не делает снимок в спешке, старается уловить подходящий момент. Да, это его черта. «Часто бывает так, смотришь экспозицию, покинешь выставочный зал и тут же забудешь о том, что видел. Совсем другое дело после встречи с фотокомпозициями Аркадия Курдикова, — подчеркивает искусствовед, член Союза художников России В. Рысюков. — Почему? Потому что каждый его портрет — небольшая новелла, за которой не просто человек, но его характер и даже судьба».
Высокую оценку зрителей получили работы фотомастера Аркадия Курдикова на выставке в белорусском городе Гомеле. Областная газета «Гомельская правда» по этому поводу писала в мае 2004 года: «Благодаря портретам фотохудожника, каждый из которых уникален и неповторим, гомельчане будут иметь возможность лучше познакомиться со своими соседями из Брянской области». Потом была в Гомеле прекрасная выставка уже о гомельчанах — «Лики Полесья».
Вы видели по утрам росинки. Это чудо — творение природы. В них, наполненных солнцем, отражается частичка окружающего мира. Так и фотографии, сделанные умелыми руками, подмеченные острым взглядом, отражают чувства автора. Росинка живет недолго. Фото Николая Симоненко — годы, десятилетия.
Юность. Молодость. Мудрость старейших. Деловитость рабочих рук. Разум инженера. Ум конструктора. Все это отражено фотомастером. Не обойдены им космонавты, побывавшие на Брянской земле, певцы и танцоры художественной самодеятельности. Новинки машиностроителей, новостройки города — до всего есть дело Николаю Симоненко. У него большая и интересная фотолетопись.
«Где аиста черного дом» — такое название носила в 1985 году первая фотовыставка в Брянске Игоря Шпиленка. Прошла она с большим успехом. Окрылила автора. Придала силы. Прибавила уверенности. Появились сотни снимков о природе. Запечатлена она в них с любовью, со знанием, искусством. «Я родился в Брянском лесу, живу в нем и, когда мне надо ехать куда-то, уезжаю, преодолевая внутреннее сопротивление, — сказал однажды на открытии своей выставки «Заповедная Россия» в художественном зале Брянска Игорь Шпиленок. — В Африке я был в лучшем нацпарке мира, но везде ловлю себя на том, что мне не хочется расчехлять фотокамеру ни в Африке, ни в Америке. И только в России, а особенцо в Брянском лесу, я, кажется, вообще не закрываю камеру».
Снимки Игоря Шпиленка уникальны. Разнообразны. Высокохудожественны. Они чудесны. Фотографии его помогают людям ценить и любить нашу прекрасную и богатую природу. И конечно, беречь.
Сотни снимков о красоте и прелести нашей брянской природы, о людях края сделаны фотохудожником Виктором Лазаревым. Его труд покоряет зрителей.
Творчество многих фотомастеров Брянска множество раз показывалось на городских и областных выставках. Были они представлены в Москве, Болгарии, Польше, Белоруссии, на Украине... А сколько прекрасных фото, сделанных брянскими мастерами, украсили книги, фотоальбомы, газетные страницы. Имен много. Очень много. Около тысячи снимков различных авторов сошлись в уникальной книге-летописи «Брянщина, век XX».
Прекрасные фотомастера: И. Мелещенко, И. Рабиновича, М. Балакина, П. Васильева, Е. Новикова, В. Углика... Их уже нет. Работы, выполненные ими, живут. Фотолетопись нашей жизни умело ведут ныне П. Агеенков, П. Говоров, Н. Сеник, В. Амосов, А. Шкроб, В. Горовых, П. Майстров, А. Караваев, А. Поддубный, И. Капецкий, В. Ющук, И. Сильченко, А. Лебеден-ко, Ю. Феребков, Н. Жуков...
Я. Соколов