Брянск. 1892 год. Вместо денег - марки.
Николай Николаевич Ильин — так звали директора Брянского завода, вступившего в должность в 1892 году. Он сменил Владимира Крахта и руководил предприятием почти десять лет, до 1901-го. В краткой хронологии событий того времени отмечено, что завод продолжал развиваться, начался переход с выпуска преимущественно металлургической продукции на машиностроение. Уже в 1895 году было изготовлено 118 паровозов, 827 товарных вагонов, 478 платформ, 195 цистерн.
Рабочие осваивали новые виды продукции, способствуя умножению благосостояния владельцев предприятия, а сами оставались по-прежнему в зависимости от настроения и желаний начальства. Не случайно же в 1893 году прошли первые волнения, связанные с выдачей зарплаты не деньгами, а заводскими марками.
Документальных свидетельств о том, какова была реакция директора Н. Ильина на выступления и требования рабочих, нет. Как нет и оценок его профессиональной состоятельности. Но если завод оснащался домнами, начал применять электричество в технологических процессах, представлял на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде товарный восьмиколесный паровоз, пассажирский вагон, котел, стальные литые колеса, фасонное литье, то, надо полагать, организация производства отвечала требованиям времени. И директор Н. Ильин свое дело знал, инженеров и мастеров подбирать умел.
Обратимся, однако, к впечатлениям человека образованного, творческого, имевшего столичный лоск и нашедшего Бежицу глубоко провинциальным, далеким от цивилизации местечком, где даже «высший свет» являл собой малопривлекательную прослойку общества.
Жена князя В. Тенишева Мария Клавдиевна, приехавшая в Бежицу как раз в 1892 году, когда занял пост директора Н. Ильин, была, безусловно, человеком пристрастным, чувствовавшим свою «особость» и потому ее оценки не бесспорны. Но в своих мемуарах она пишет: «Меня особенно поразил И., еще не старый человек, суховатый, с косинкой в глазах, с волосами, как, впрочем, и у других, мало знакомыми со щеткой, в неопрятном, издерганном платье. Туалет его довершала огромная тяжеловесная цепь от часов, разгулявшаяся по всему животу. Пил он и играл так, как будто дал зарок делать только это всю свою жизнь. Вообще, он сразу показался мне крайне антипатичным».
И.— это Николай Ильин. Повествуя о своей благотворительной деятельности, княгиня М. Тенишева то и дело поминает его. Причем всякий раз нелицеприятно. Например, задумав создать ремесленную школу, Мария Тенишева признается: «Тут я встретила препятствие в лице И. Ему училище сразу пришлось не по душе. Он предпочитал держать на заводе самоучек, темных людей, боясь, вероятно, что наша молодежь (ученики школы,— Ред.) из преданности что-нибудь разболтает, обличит... Мне пришлось учинить целый поход против И. Обвинить его открыто в недоброжелательстве было невозможно... Пришлось пожаловаться мужу, который тоже стал напирать на И., а тот увертливо сваливал все на главных мастеров. Долго я билась, не раз объяснялась с И., надоедала мужу и только тогда успокоилась, когда на заводе было установлено правило,что на работу туда могут поступать юноши не моложе семнадцати лет. И. на этом не успокоился. Он тогда совсем прекратил прием наших учеников на завод, ссылаясь на неимение свободных мест. Таким. образом, ученикам по выходе из училища приходилось искать счастье на других заводах. Нет худа без добра, вышло это к лучшему: наших мастеров очень ценили, и училище стало известным, а И. и его клика потеряли всякое значение в судьбе учеников».
В судьбе учеников, может быть. Но не в судьбе завода. Предприятие в 1898 году отметило четверть века со дня основания и уже занимало ведущие позиции в отечественной промышленности. Однако подступал экономический кризис 1900—1903 годов. Он сопровождался и многочисленными банкротствами, резким падением стоимости акций. За время кризиса курсы акций Путилов- ского, например, завода упали на 67,1 процента, Сормовского — на 74 процента, Русско-Балтий- ского вагоностроительного — на 63,4 процента, Брянского рельсопрокатного — на 86,5.
Понижение аукнулось волнениями рабочих. Они возникали из-за сокращения численности и зарплаты, новых правил, устанавливавших 11, 5-часовой рабочий день. В 1897 году начала действовать первая пролетарская организация — «Союз сознательных рабочих», выступавший за отмену сверхурочных работ и штрафов.
Чтобы пригасить накал гнева пролетариата, требовались перемены. И может быть, именно по этой причине Николай Ильин оставил в 1902 году свой пост, уступив место Карлу Андерсону, продержавшемуся в кресле пять лет. По информации большевистской газеты «Искра», «с приездом нового директора Андерсона администрация завода стала очень и очень экономить. Начала увольнять рабочих, желая сберечь копейки, но эта скаредность сейчас же очень тяжело отозвалась на рабочих, произошли несчастные случаи. Нельзя не отметить халатного отношения заводской администрации к своим обязанностям... Многие из заводских зданий пришли в ветхость и грозят обрушиться. Одно из них обвалилось, похоронив в своих развалинах семь человек».
В те годы заводская администрация действительно закрывала мастерские, сокращала число рабочих. Были приняты новые тарифы для оплаты квартир, включавшие кубическое содержание воздуха (!), ограничен отпуск дров. Директор завода с разрешения инспектора народных училищ установил плату за обучение в школах из расчета шесть рублей в год, в то время как прежде она не взималась.
В случае остановки работы к бастующим выходил Андерсон с приставом и надзирателями, предлагая излагать все в письменном виде, чтобы он мог подумать над принятием решения. С простыми людьми господин Андерсон мало считался. Когда к нему пришла женщина и, сетуя на бедность, попросила принять на работу несовершеннолетнего сына, он, оглядев просительницу, цинично заметил: «Ты еще молода, на улице любому себя предложи — не откажется, вот и заработаешь». Зато сотрудники заводоуправления, не испытывавшие нужды, преподнесли директору фото с надписью: «Глубокоуважаемому Карлу Константиновичу Андерсон служащие завода».
В 1905 году на заводе проходили массовые забастовки рабочих. Акционерное общество понесло в результате убытки почти на 310 тысяч рублей. Были уволены 7000 человек. Однако это не помешало предприятию увеличить выпуск паровозов (со 165 до 220 единиц), вагонов (с 1588 до 2234 единиц), изготовить шрапнели и фугасов на 693 тысячи рублей и получить прирост прибыли с 2 млн. 303 тысяч рублей до 2 млн. 493 тысяч рублей. В 1906-м состоялось чрезвычайное собрание акционеров, обсуждавшее кризисную ситуацию. Скорее всего, именно после этого Карл Андерсон оставил должность. Приближался 1907 год, а вместе с ним и новый экономический кризис, и новые потрясения.