1699 год. Брянская летопись из камня
«Архитектура — тоже летопись мира. Она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания», — отмечал писатель Н.В. Гоголь. «Архитектура — это застывшая музыка», — утверждал немецкий философ Ф. Шеллинг. Вид города зависит от местности, расположения улиц, площадей, скверов, парков, внешнего вида зданий, их архитектуры... Облик Брянска. Его своеобразие — это коллективный портрет, над которым трудятся многие, многие творцы различных эпох, стилей. Постройки старинной архитектуры сохранились главным образом в центре города — Советском районе.
Один из первых планов-чертежей Брянска был составлен в 1699 году. Его автор воевода Иван Пыжов, чтобы найти новые подходящие места для новых житниц под стрелецкий хлеб, и занялся его разработкой. Он определил и описал их. Бумаги были отосланы в Разрядный приказ. К «отписке» воевода приложил чертеж центральной и прибрежной частей города. План-чертеж состоит из шести листов. На нем обозначены крепость и слободы, церкви Николая Чудотворца, Рождества Христова. Знакомясь с этим картографическим источником, можно в какой-то мере представить характерные черты архитектурного облика города того времени. Существующие ныне церкви — Покровская, Горне-Никольская, Спасо-Гробовская и Введенская Петро-Павловского монастыря закрепляют места древних архитектурных доминант, определявших вместе с крепостью объемно-пространственную композицию города и формировавших его силуэт в начальный период развития.
Церковь Покрова построена как соборный храм в 1626 году на средства брянского помещика Е.Т. Алымова вместо старой деревянной церкви. Прежняя упоминалась в документах 1603 и 1613 годов. В начале XVIII века полностью сооружена заново. В 1798 году храм стал приходским. В конце XVIII века перестраивался. В тридцатые годы двадцатого столетия были утрачены колокольня и центральная глава. В 1970-х годах произведена реставрация здания. Архитекторы проекта Э.М. Кодисова и Л.П. Бестужева. Собору возвращен первоначальный вид. При общей традиционной схеме объемного построения архитектура памятника обладает рядом интересных особенностей. Четыре главы его расположены не по углам, как это обычно делалось в русских церквах, а ориентированы по сторонам света. Здесь своеобразно переплетены традиции XVIII века с новыми «нарышкинскими» приемами рубежа семнадцатого-восемнадцатого столетий. Бестолпный пятиглавый храм имеет два этажа. Внизу теплая церковь митрополита Алексея, вверху — холодная Покрова. Здание кирпичное, покрытое обмазкой. Убранство фасадов живописно. В интерьере основные помещения в обоих этажах связаны с трапезной и алтарем одним или тремя проемами. Трапезные нижняя и верхняя, нижняя церковь, а также алтари перекрыты коробковыми сводами, верхняя церковь — сомкнутым сводом со световым барабаном в центре.
Церковь Введения, или, как еще именуют ее, Введенская, построена в 1702 году местными помещиками Фотием и Петром Саловыми на месте древней деревянной церкви. Это единственный сохранившийся памятник древнего Пет-ро-Павловского (Петровского монастыря), основанного еще во второй половине тринадцатого столетия. В XIX веке неоднократно перестраивалась. В 1930 году разобраны главы храма и колокольня, позднее с запада сделана пристройка. Стены и своды здания из болынемерного кирпича, снаружи с обмазкой, внутри оштукатуренные, пристройка деревянная. По проекту В.Н. Городкова памятник реставрирован в 1987-1988 годах. При исследовании были обнаружены скрытые под позднейшей кровлей остатки очень эффектного древнего завершения церкви, состоявшего из трех родов кокошников, о которых упоминалось в документах. «Такое завершение вместе с другими архитектурными деталями, — отмечал Василий Николаевич, — позволяет отнести к разряду памятников архитектуры Москвы последней четверти XVII века, которые и повлияли на создание архитектурного образа Брянской Введенской (ныне Петро-Павловской) церкви».
Реставрация храма Воскресения также выполнена по проекту В.Н. Городкова и историка-искусствоведа Е.И. Островой в середине 1980-х годов. И архитектурный памятник обрел тот вид, который сложился в течение 1741-1840 годов. Построена церковь Воскресения в 1739-1741 годах на средства жителей Брянска как собор Воскресенского монастыря вместо прежней каменной церкви 1701-1703 годов, разобранной в 1706 году в связи с созданием новых укреплений города из-за начала Северной войны. Ныне это один из интересных храмов в формах раннего барокко. В традиционной трехчастной композиции выделяется высокий основной объем — два поставленных друг на друга четверика со значительно меньшим верхним, увенчанным главой. Убранство фасадов: крупные пилястры, арки, профилированный карниз, ниши киотов, окна, разделенные лопаткой, придают зданию красочность.
Каменная Горне-Никольская церковь построена на возвышении напротив Покровской горы. Сооружена она в 1751 году брянскими купцами Кольцовыми вместо прежнего деревянного храма, который существовал здесь с 1310 года. Специалисты считают, что это один из лучших памятников Брянска, выполнен в стиле барокко, с более поздней классической колокольней. Церковь, которую мы видим сегодня, сохранилась почти без изменений своего внешнего вида. В композиции кирпичного оштукатуренного здания типа восьмерик на четверике, вытянутого по продольной оси, выделяется вертикализмом основной объем. Его двусветный четверик несет крупный восьмерик, купол которого увенчан стройным световым восьмериком с маленькой главкой. Декор фасадов храма тяготеет к формам «нарышкинского» барокко, правда, в упрощенном и плоскостном варианте, свойственном уже первой половине XVIII века. Церковь перестраивалась. В первой половине девятнадцатого столетия возведена нынешняя колокольня, заменившая первоначальную. Были разобраны завершения здания, сделан ряд пристроек и заложены проемы колокольни в 1964 году. По проекту архитекторов Э.М. Кодисовой и Л.П. Бестужевой церковь реставрирована в 1971-1982 годах.
Спасо-Гробовская церковь расположена на возвышении Петровской горы. Деревянный храм, как предполагают, существовал здесь уже в XIV веке. Упоминается он в писцовых книгах 1626-1629 годов. В 1770-х годах храм сгорел. Спустя восемь лет был построен каменный. Сооружение существующей кирпичной церкви закончено в 1904 году. В тридцатые разобрано ее завершение. По проекту архитектора В.Н. Городкова в 1980-х годах памятник реставрирован. Своеобразен по композиции шатровый храм без трапезной, выполненный в русском стиле. Объемно-планировочное решение этого памятника состоит из двух возвышающихся объемов: звонницы с западной стороны и главного нефа в восточной части, связанных одноэтажным коротким приделом. Церковь ярусного типа как в главной части, так и в колокольне. Венчание храма пятиглавое: четыре небольших луковичных главки на высоких глухих барабанчиках окружают центральный световой барабан, завершенный граненым шатром с щипцами у основания и главкой. Постамент центрального барабана окружен двумя рядами кокошников вперебежку. Красивы пропорциональные соотношения объемов и членений церкви.
В 1755-1765 годах на средства прихожан, в основном купцов Бухтеевых, на месте прежнего деревянного храма Афанасия и Кирилла Александрийских построена Тихвинская церковь. Первоначально она была двухпрестольной. В 1863 году теплая церковь расширена. Сделаны два придела. Левый во имя святителя Тихона. По размерам церковь невелика. По архитектурной композиции представляет собой традиционное для XVIII века решение: два возвышающихся объема, соединенных одноэтажным корпусом.
Здание бывшей церкви Рождества Богородицы находится ныне на территории стадиона «Динамо». Храм построен в 1827-1831 годах по заказу местного купца А.А. Бабаева в память пребывания в Брянске императоров Петра I (1709 г.) и Александра I (1823 г.). Затем по проекту архитектора Богданова в 1840 была произведена перестройка, а в середине двадцатого столетия ряд проемов заложен, частично фасады приобрели новый декор. На куполе по проекту архитектора А.Е. Певцова вместо главы поставлен бельведер. В ближайшее время здесь должны начаться реставрационные работы.
Из промышленной архитектуры до наших дней дошли некоторые здания ОАО «БМЗ», железнодорожных узлов Брянск-Орловский, Брянск-Льговский, пивзавода, спиртзавода, отдельные здания канатных фабрик.... В Екатерининскую эпоху возводился «Брянский Арсенал». При его сооружении появился ряд интересных решений. Опыт, наследие старых мастеров стремился сохранить, обновить и осовременить Николай Андреевич Лебедев. Он родом из Саратова. После окончания архитектурных классов Академии художеств в Петербурге в 1891 году был направлен на должность архитектора в «Брянский Арсенал». Проектируемые им здания он стремился вписать в ансамбль «Арсенала», создававшийся многие годы. Хорошим образцом промышленной архитектуры служит цех сборочно-артиллерийский, построенный в 1900-е годы по его проекту. К небольшому ранее построенному зданию столярного цеха Н.А. Лебедев удачно пристроил орудийный цех, состоявший из двух корпусов: продольного, поставленного вдоль двора, перпендикулярно нынешней улице Калинина, и поперечного, вытянутого вдоль нее. Таким образом все постройки были связаны в единую объемную композицию... Выразительна композиция водонапорной башни. Декоративный прием, взятый из древнерусского зодчества, применен при сооружении небольшого здания лесопилки... До сих пор украшают исторический облик Брянска яркие по своей архитектуре сооружения по проектам Н.А. Лебедева — бывшие здания женской гимназии на площади К. Маркса, ремесленного училища по улице Калинина, 111...
Памятников гражданской архитектуры XVII века в городе не сохранилось. Это объясняется тем, что застройка города, за исключением некоторых культовых зданий, была деревянной. Брянск не раз был в центре военных событий, подвергался разорению, пожарам.
Интерес в архитектурном отношении представляют здания более позднего периода: бывшая мужская гимназия по ул. Институтской, 16; военный госпиталь по ул. Красноармейской, 1; казармы Дорогобужского полка; дом генерал-директора «Арсенала» по ул. Покровская гора, 3 и 5, а также ряд жилых домов, например, бульвар Гагарина, 26; ул. Калинина, 219; ул. Красноармейская, 29; ул. Урицкого, 35 и 55; ул. Фокина, 73 и т.д.
Безусловно, привлекателен вид бывшего жилого дома, расположенного на крутом спуске с Покровской горы по ул. Февральской, 6. Сооружен он во второй половине XIX века для местного богатого владельца Авраамова. В годы войны частично разрушен. В 1948 году восстановлен. Затем позднее внесены некоторые изменения в кровле, убрана ограда, произведена внутренняя перестройка.
Основным градостроительным мероприятием тридцатых-сороковых годов двадцатого столетия явилась реконструкция центра. К этому были привлечены выдающиеся московские зодчие А.З. Гринберг, И.А. Фомин, С.Д. Меркулов, В.Ф. Кринский, В.А. Пашков, В.Н. Семенов...
Так, в 1924 году архитектор А.З. Гринберг участвует в конкурсе, а затем получает право на строительство ряда зданий. Одним из значимых был Дом Советов с залом на две тысячи мест. Объемная композиция четырехэтажного с высоким цокольным этажом здания соединялась аркой с обособленным большим залом съездов и конференций. Простор и свет — главные достоинства простых по отделке интерьеров. Взаимно перпендикулярное расположение корпусов и зала заседаний позволяло образовать перед Домом Советов городскую площадь, которую они охватывали с двух сторон.
«Приносим свои искренние поздравления ко дню открытия первого в Союзе Дома Советов... и почти единственного примера высокого архитектурно-художественного оформления...» — гласила поздравительная телеграмма от 5 ноября 1926 года архитектурной секции Всерабис Брянскому губисполкому в честь завершения строительства в городе Дома Советов.
В центре города возводятся здания поликлиники на восемьсот посещений, Дом банков и промышленности (ныне учебный корпус № 2 инженерно-технологической академии). Типичным примером отечественной архитектуры конца двадцатых — начала тридцатых годов двадцатого века является Дом связи, занимающий северо-восточную часть площади К. Маркса. Много новых зданий строится в тридцатых — сороковых годах в Бежице. Это Дворец машиностроителей, кинотеатр «Победа», железнодорожный вокзал, жилые дома. При едином классическом решении каждый из сооружаемых домов имел свою образную характеристику. На выходящем на ул. Куйбышева боковом фасаде одного из них сохранилась надпись: «Дом стахановцев. 1936 г.» Комплекс из жилых домов горисполкома по нынешней ул. Фокина — это первый крупный ансамбль многоквартирных домов нового, прогрессивного для тех времен секционного типа. «Памятник архитектуры 1-й половины XX века. Дом стахановцев», — сообщает мемориальная доска на доме, выходящем на улицу Фокина и Карла Маркса и построенном по проекту архитектора А.З. Гринберга в стиле конструктивизма. В 1946-1948 годах восстановлен с использованием декоративных элементов классики.
После Великой Отечественной войны, когда Брянск стал областным центром, был утвержден в 1946 году новый генеральный план. В его разработке принимала участие группа архитекторов во главе с В. Пашковым, участником разработки плана 1929 года. В пятидесятых годах план подвергся корректировке, а в 1958 году в связи с объединением в 1956 году Брянска и Бежицы, а также быстрым ростом промышленности был заново переработан в институте «Гипро-гор» под руководством архитекторов В. Пашкова и Ф. Янсона.
Почти полностью разрушенный Брянск в числе пятнадцати древних русских городов подлежал первоочередному восстановлению. И конечно, велика была в этом роль московских архитекторов. Главная же заслуга, безусловно, принадлежит брянским архитекторам, сумевшим возродить город и создать немало образцов высокого градостроительного искусства. Руководил этой работой до 1959 года главный архитектор Брянска Б.П. Шавырин при участии М.С. Розовского, А.И. Гурова, А.А. Саломахина, Р.В. Рейтера, А.Э. Фридмана, З.И. Озеровой, В.Н. Городкова, Н.В. Куспака, Г.А. Гвоздикова, А.Е. Певцова...Под руководством Б.П. Шавырина восстанавливаются многие общественные здания, жилые дома, Борис Петрович и сам проектирует. Его наиболее значимые постройки — здание областного комитета партии, где ныне находится облдума, жилые дома по ул. Фокина, Горького, К. Маркса...
Создание современного центра Брянска во многом связано с именем заслуженного архитектора России В.Н. Городкова. По его проектам возведены здания кооперативного техникума, областной научной библиотеки им. Ф.И. Тютчева, Дома книги, Центрального универмага, ряд жилых домов... С Василием Николаевичем я был знаком многие годы. Он пятнадцать лет был председателем областной организации Союза архитекторов, а с 1970 по 1994 год возглавлял областной совет Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры. Он был ученым, педагогом. Внес большой вклад в увековечение героических подвигов воинов и брянских партизан. Высоко оценена его работа по воссозданию усадеб выдающихся деятелей русской культуры XIX века — Ф.И. Тютчева и А.К. Толстого. По проектам этого зодчего отреставрирован ряд храмов в Брянске.
Украшением города являются здания, воздвигнутые в послевоенный период по проектам Н.В. Куспака, — Дом профсоюзов по ул. Фокина, Дом промышленности и здание облпрокуратуры по бульвару Гагарина. В числе творческих работ архитектора А.А. Саломахина — гостиница «Чернигов», бывшая «Центральная», Дворец пионеров, а ныне театр юного зрителя, ряд жилых домов по ул. Калинина, Горького, Фокина.
Послевоенное десятилетие было коротким периодом расцвета брянского градостроительства, в это время в стиле ретроспективной классики сложились основные ансамбли городского центра. С середины 50-х годов реформы резко оборвали естественный ход развития советской архитектуры. Культурная преемственность в застройке городов была нарушена. Творчество архитекторов было принесено в жертву массовому индустриальному типовому строительству. По проектам архитекторов А.А. Саломахина, Н.М. Бобошко, Ю.И. Тарабри-на в 60-е годы начинается застройка первых жилых микрорайонов. Р.В. Рейтером разработаны генеральные планы технологического института на новой площадке и больничного комплекса в Бежицком районе, проект застройки студенческого городка в Городище разработан К.И. Митиной, проект детальной планировки части Володарского района Д.П. Пятыгиным, микрорайон в центре Фокинского района запроектирован П.М. Угрюмовым. Р.В. Рейшером при участии Ю.И. Тарабрина выполнены проекты здания горисполкома и Дома политпросвещения на площади Ленина и здания института «Брянскгражданпроект» на площади Октябрьской Революции.
По инициативе Брянского горисполкома Госстрой РСФСР объявил в 1973 году конкурс на эскизный проект планировки и застройки центра Брянска. В конкурсе приняли участие ведущие градостроители Москвы, Ленинграда, Киева, Брянска. Первое место в конкурсе авторитетное жюри присудило проекту авторского коллектива института «Брянскгражданпроект» в составе архитекторов Ю.И. Тарабрина, Т.В. Крыловой, В.Т. Теплякова, В.В. Щипанова. По итогам конкурса Т.В. Крылова разработала проект детальной планировки центра города.
Успех во всесоюзном конкурсе значительно повысил авторитет брянских архитекторов в городе. Увеличивается количество общественных зданий, сооружаемых по индивидуальным проектам вместо типовых. Архитектор Тепляков тактично встроил Стройбанк между жилым домом и административным зданием в самом центре по улице Карла Маркса. По проектам архитектора построено несколько общественных зданий: областной краеведческий музей на площади Партизан, детская областная больница по проспекту Станке Димитрова, больница № 2 на бровке оврага Верхний Судок (ныне кардиологический диспансер). На площади Ленина по проекту Тарабрина сооружена пристройка к зданию облисполкома, решившая несколько архитектурных задач: здание развернулось главным фасадом к центральной площади, связалось со зданием горисполкома, облисполком получил представительный вход, просторный вестибюль и дополнительные рабочие помещения, ныне это здание областной администрации.
Проект концертного зала «Дружба» разрабатывался в два этапа: сначала над ним работали Рейшер и Тепляков. Потом он лежал на полке семь лет. Пришлось его корректировать уже Алиеву и Тарабрину. Зато построили его всего за один год.
Наиболее значительными планировочными работами доперестроечного периода были запроектированные Т.В. Крыловой микрорайон № 5 в Советском районе; микрорайон «Московский» на намывной площадке поймы Десны в Бежицком районе; квартал «Орловский» при въезде в город со стороны Орла в Фокинском районе. Н.М. Петрова выполнила проект детальной планировки жилого района «Аэропорт» в Советском районе.
Любое самое полноценное планировочное решение не гарантирует выразительности застройки в условиях типового проектирования, по своей сути не связанного с конкретной окружающей средой и поэтому лишенного какой-либо эмоциональности. Утрата творческого начала отрицательно сказывалась и на качестве строительных работ — каменщики не бездушные роботы, выполняющие любую работу с одинаковым усердием. В 1985 году вышло правительственное постановление по возрождению советской архитектуры. Началась перестройка. Постепенно ушло в прошлое типовое строительство. У архитекторов появились условия для творчества. Мотивы русского модерна рубежа XIX и XX веков прослеживаются у архитектора Г.Б. Павленко в двухэтажной пристройке кафе «Медведь» на лестничном спуске по бульвару Гагарина. Пристройка увенчана изящной башенкой с куполом, хорошо просматриваемой снизу с улицы Калинина.
В непривычной для Брянска манере постмодернизма решен В.Д. Ющуком фасад банка в Володарском районе. Им же разработаны фасады молодежного досугового центра на месте пришедшего в ветхость кинотеатра «Октябрь». Владимир Дмитриевич более пятнадцати лет успешно трудился в должности главного архитектора Брянска, совмещая эту работу с реальным проектированием и успешным участием в местных конкурсах.. По его проектам сооружено оригинальное здание музея «Брянский лес» в парке-музее им. А.К. Толстого, здание миграционной службы на улице Пионерской... В сквере напротив драматического театра В.Н. Крымин построил вместо банального стеклянного представительное здание. Право на проектирование автор завоевал самым демократическим путем, выиграв конкурс на эскизный проект кафе. Таким же образом он стал автором строящегося в Бежицком районе православного храма. Другой православный храм сооружается по проекту А.А. Зеленова на Московском проспекте в Фокинском районе. В Володарском районе по проекту Э.А. Алиева построено монументальное здание стоматологической поликлиники с женской консультацией. Жилой дом по проекту Ю.В. Романенко по улице Красноармейской перед Центральным рынком имеет хорошо спропорциони-рованные фасады с активным вертикальным ритмом треугольных эркеров. В отделке здания наряду с добротной кладкой из силикатного кирпича удачно включены элементы красного стромовского кирпича. По ее проекту реконструирован стадион «Динамо». На площади Партизан по проекту О.А. Грозевой и А.Р. Ганджаляна воздвигнут высотный дом переменной этажности с часовой башней и круглыми эркерами.
Общий планировочный замысел ансамблевой застройки по улице Красноармейской от площади Партизан до автовокзала принадлежит Т.В. Крыловой. Эту застройку завершает высотная доминанта на пересечении улиц Красноармейской и Ромашина — 14-этажный дом архитектора П.В. Прохорова. Им же запроектирован 10-этажный дом по улице Ромашина с пластичными декоративными фасадами. Два интересных дома с традиционно декорированными фасадами построены по проектам Я. С. Михайлова в исторической зоне Брянска — четырехэтажная пристройка с офисом ОАО «Брянскспиртпром» по улице Горького и дом переменной этажности по улице Ямской на бровке надпойменной террасы реки Десны.
Больше всего новых жилых домов сооружается по проектам А.А. Ковалева. Лучшие из них: угловой жилой дом переменной этажности по улице Советской на Чермете, дом по улице 7-я Линия и дом на пересечении улиц Дуки и Красина. По его проекту хорошо вписалось в панораму застройки оврага Верхний Судок общежитие юридического института рядом с 9-этажной жилой пристройкой архитектора А.И. Чурбанова по улице Тарджиманова. По проекту Ковалева воздвигнуто здание реабилитационного центра УВД по улице Горького с круглой угловой башней, увенчанной зеленым куполом.
По улице Дуки по проекту О.А. Грозевой построено здание Брянского филиала Московского психолого-социального института. Удачно запроектирована группа жилых домов переменной этажности архитектором В.Н. Коршуком на улице Брянского Фронта у въезда в город со стороны Смоленска. По улице Крах-малева на территории бывшего аэропорта предусмотрена ансамблевая застройка нескольких административных зданий. По проекту В.Н. Коршука напротив комплекса лицея — монументальное здание Дома правосудия и композиционно увязанное с ним здание Пенсионного фонда, спроектированное Ю.В. Романенко.
С переходом к рыночной экономике в целях демонополизации и развития конкуренции легализованы мелкие проектные организации, что во многих городах привело к развалу крупных проектных организации. В Брянске большинство важных объектов проектируется ведущей территориальной организацией «Брянскгражданпроект» со штатом свыше 400 человек. Более восемнадцати лет институт возглавляет заслуженный строитель России А.А. Петроченко. Большой вклад в разработку проектов вносят опытные инженеры Г.А. Плясунов, В.Н. Васина, А.С. Белан, М.В. Бондаренко, старейший работник В.В. Гальцов, В.Н. Дробовиков и заслуженный строитель России Л.Г. Ильичева. В области реализуется ряд социально значимых инвестиционных программ.
Во все времена высоко ценился труд строителей. И мы отдаем им должное. Велик вклад плотников, каменщиков, штукатуров, столяров, монтажников, людей всех профессий. Весом вклад коллективов бывшего строительного треста № 15, управления «Брянскстрой», комбината «Стройдеталь», завода крупных панелей, десятков других строительных групп и участков промышленных предприятий, применявших хозяйственный способ строительства, особенно жилья. «Ныне в строительном комплексе Брянщины работает более пятисот хозяйствующих субъектов и свыше пятидесяти предприятий промышленности строительных материалов, более пятидесяти проектно-изыскательных организаций», — рассказывает президент Брянского союза строителей, заслуженный строитель РСФСР, почетный строитель России А.А. Шилин. Строители! Какой бы сферы мы ни коснулись, всюду есть их вклад. Брянск с каждым годом меняет свой облик.
Я. Соколов