Брянцы - участники Куликовской битвы
Великая победа русской рати на поле Куликовом всколыхнула духовную жизнь народа и породила большое количество песен, повестей и сказаний, мифов и преданий. Участие брянцев и людей, связанных с нашим краем своими биографиями, в битве на поле Куликове подтверждается многими историческими документами, они предстают перед читателями и как литературные герои многих произведений. Есть они и во всех трех основных произведениях о битве русских войск с войсками Мамая: «Задонщине», летописной «Повести о побоище на Дону» и «Сказании о Мамаевом побоище».
Один из главных персонажий - Дмитрий Брянский, в 1380 году, во время битвы на Куликовом поле, он уже был во главе брянской дружины.Во всех пяти списках «Задонщины» имеются строки о брянском боярине Александре Пересвете и Андрее Ослябе, упомянуты Яков Ослебитин и Михайло Бренок. Варианты свидетельств их героического участия в сражении на поле Куликовом значительно рознятся друг от друга, но суть остается прежней. «Луче бы посеченым пасти, а не полоняным въспети от поганых». Тако бо Пересвет поскакивает на борзе кони, а злаченым доспехом посвечиваше. А иные лежат посечены у Дону на брези. Добро бы, брате, в то время стару помолодится, а удалым плеч попытати. И молвяше брат его Ослабе черънец: «Брате Пересвет, вижу на тели твоем раны, уже голове твоей летети на траву ковыль, а чаду моему Якову на ковыли зелене лежати на поли Куликове за веру христьянскую и за обиду великого князя Дмитрия Ивановича».
1380 год. Духовные витязи Брянской земли: Александр Пересвет и Андрей-Родион Ослябя
Все летописные известия и литературные памятники, посвященные Куликовской битве,
отмечают большую роль и решительные действия Брянского князя Дмитрия Ольгеродовича, равно как и его брата Андрея ольгердовича. Возможно, это объясняется политическими мотивами и
небячностью ситуации, когда великий князь Литовский Ягайло вел войско в помощь Мамаю,
его братья Дмитрий и Андрей Ольгердовичи участвовали в битве против Мамая. Но бесспорно и
то, что решительность, храбрость и личное мужество, проявленные Дмитрием Ольгердовичем во время Куликовской битвы, были реальной основой для возвеличения его заслуг во время
сражения.
Отличился в битве и князь Глеб Иванович Брянский, который командовал левым полком
русского войска и погиб в сражении. Князь Глеб Иванович Брянский — загадочная фигура
русской истории XIV в. Сведение о нем есть только в «Сказании о Мамаевом побоище», что
заставляет некоторых историков сомневаться в реальности этого лица. Единственным летописным
известием о нем является содержащееся в Никоновской летописи упоминание о том, что на смотре
русского войска в Коломне перед движением его к Куликову полю князь Дмитрий Иванович
«левую руку уряди князя Глеба Бряньского». Как видно, известия двух источников совпадают,
считать такое совпадение случайностью нет оснований. Выскажем некоторые предположительные
соображения по поводу Глеба Ивановича Брянского. Вероятней всего, он был представителем
смоленских князей, потомков Глеба Ростаславича (пожалуй, только среди членов этой династии
имя Глеб было широко распространено). Его отцом, видимо, был Смоленский князь Иван
Александрович, упоминаемый в летописях под 1334 годом, который считался также отцом
последнего известного по летописям русского Брянского князя Василия, умершего в 1356 году.
Вполне возможно, что после смерти Василия Глеб Иванович какое-то короткое время княжил
Брянске до его захвата Ольгердом.
Еще одним брянским князем, отличившимся в Куликовской битве, был уже упоминавшийся
раньше Роман Михайлович (младший), названный в одном из списков Новгородской летописи
вместе с князем Владимиром Андреевичем Серпуховским и воеводой Дмитрием Волынским
третий воевода, засадного полка, внезапный удар которого во многом решил исход сражения в
пользу русского войска. Факт участия Романа Михайловича Брянского в Куликовской битве
был ранее-замечен краеведами, хотя он, бесспорно, заслуживает самого пристального внимания.
Налицо явный исторический феномен: хотя Брянск был в составе враждебного Москве
Великого Литовского княжества, союзника Мамая, три брянских князя, представители трех
соперничавших за Брянск династий, на Куликовом поле оказались не соперниками, а боевыми
соратниками
«соратниками»: Дмитрий Ольгердович, Глеб Иванович и Роман Михайлович брянские были среди
главных вождей русского воинства, внесших особенно большой вклад в победу над врагом.
Если иметь в виду, что с князьями должны были, сражаться вместе их бояре, дружинники и
слуги, то вполне определенно можно исчислять брянцев участвовавших в Куликовской битве,
единицами, а сотнями. Следует к тому же учесть, что на Куликовом поле могли оказаться и те
уроженцы брянской земли, кто покинул ее раньше, особенно в период «замятни» середины XIV в,
и в годы захвата Среднего Подесенья Ольгердом. Имена некоторых из них сохранились в
исторических документах.
Во-первых, это знаменитый Александр Пересвет, бывший брянский боярин, затем монах
Троице-Сергиева монастыря из Москвы. Летописи указывают, что был «сей удалец и богатырь
славен зело и смышлен к воинственному делу». Не случайно именно Пересвет первым сразился на
Куликовом поле с татарским богатырем Темир-Мурзой (Челубеем), убил его ударом своего копья,
но и сам пал замертво.
Другим героем Куликовской битв был брат Пересвета Роман Ослябя, также сменивший
монашескую рясу на воинские доспехи и участвовавший в Куликовской битве вместе с сыном
Яковом, погибшим на поле боя.
Брянским боярином называется в отдельных источниках и Софоний Рязанец, которого
исследовании считают или автором «Задоищины» или автором предшествовавшей «Зядонщине» и
«Повести о Мамаево побоище» другой повести, позднее использованной другими авторами.
Бесспорно одно — написать подобное произведение, прославляющее подвиг русского народа
Куликовом поле, мог только очевидец, еще скорее — участник этого события. Прозвище Рязанец
не должно смущать читателей — брянский боярин Софоний вполне мог уехать из Брянска сначала
в Рязань (историчские связи брянского и рязанских княжеств легко проследить) и прожить
довольно длительное время. В дальнейшем, вероятно, Софьий оказался в Москве, где и получал
свое прозвище по месту прежнего проживания.
Можно, наконец, с большой долей вероятности отнести к нашим землякам и Захария
Тютчева, посланного Князем Дмитрием Ивановичем с дарами навстречу Мамаю, а по существу
имевшим целью - разведать силы и планы противника. Захарий Тютчев успешно справился с
опасным поручением. Учитывая, что в документах XVI—XVII вв. фамилия служилых людей
Тютчевых неоднократно упоминается в числе землевладельцев именно Брянского уезда, есть
основание утверждать, что и Захарий Тютчев выходец из Брянского края.
Подытоживая все эти факты, правомерно сделать следующий вывод — Брянский край
взрастил многих героев Куликовской битвы.
Что касается соперничества из-за Брянского края между Литвой и Московским княжеством,
то оно продолжалось вплоть до 1500 г., когда Брянский край воссоединился с Московским
государством, но отклики этого соперничества можно найти и в событиях XVI—XVII вв.
Родной Брянск, милая сердцу Брянщина.
То, беглым, то пристальным взглядом
Сверкнув среди волн бытия,
Журчишь ты доверчиво рядом,
Бессонная Ипуть моя.
(Суражский район)
Картины брянских художников о Брянском крае.
Брянские поэты и писатели о земле Брянской.
Русь здесь испокон веков,
Рос я тут.
А ракиты над волной
Хороводятся.
Разлилась Десна весной.
Так уж водится.
Ах, какая красота —
Полноводие.
Это брянские места,
Это — Родина! — пишет В. Потапов, художник и поэт, педагог и патриот земли Брянской.
Хронограф. Судьбы. События. Мгновения.
1781 год. Возникновение города Суража.
Сураж. 1867 год. Жителей – 3850 человек, из них купцов – 70, мещан – 3049, крестьян – 263.
Старые и новые фотографии Брянска и Брянской области.
Немного интересного, умного, мудрого.