Страницакривоносов

 

Михаил Кривоносов Брянск

МИХАИЛУ КРИВОНОСОВУ ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РОССИИ.

Два года назад белорусский режиссер Юрий Лизенгевич во время постановки в Брянском театре драмы сентименталь­ной комедии «Касатка», вос­хищаясь нашими актерами, очень удивился, что мастер такого уровня, как М. Криво­носое, не имеет даже звания. Михаил Михайлович играет в этом спектакле главную роль - князя Вельского и создает убедительный образ. И в са­мом БТД, где он служит свыше 15 лет, давно ожидали такой оценки его творчества и ис­кренне рады.

Война прошла катком по нашей семье. Мама в оккупацию осталась круглой сиротой. Дед погиб на фронте, бабушка умерла. Папа тоже был в оккупации. И в нашей семье 9 Мая всегда был самый большой праздник. Одной из самых важных для меня ролей стал Леонидик в спектакле «Мой бедный Марат» по Арбузову, он многое повидал, воевал. Я репетировал эту роль еще в студенческие годы, а сыграл только спустя 15 лет.

«Никогда не бей женщину и не предавай Родину». Так наказывала своему сыну наша соседка Анна Романовна. Я это тоже запомнил на всю жизнь. У нас был дружный двор. Мы жили в Могилеве. Играли с пацанами в войну и казаков-разбойников. Из окон был виден Днепр. В детстве я был очень стеснительный. (Это, кстати, черта многих актеров). Однажды увидел спектакль «Девочка и апрель» в театре-студии «Искатели» ДК автозавода. Был потрясен. И вскоре сам решился выйти на сцену. Первый сценический успех мне принесли... широкие штаны. Я дебютировал в сказке Карло Гоц­ци в роли Леандра. Был одет в смешные широкие штаны на проволочном каркасе, и уже на следую­щий день на меня в школе показывали пальцем: «Это тот самый, который в штанах был!» Если бы я не стал артистом, то был бы, наверное, строителем. После окончания строительного техникума я работал в «Могилевгражданпроекте». И когда приезжаю в родной город, вижу «свои» дома. Приятно. Актерское мастерство постигал сначала в Минске у Зинаиды Браварской, соученицы Георгия Товстоногова. Затем — в Воронеже. Школой жизни стала и воинская служба, армейское братство. До сих пор волнуюсь, когда военные идут торжественным маршем.

Я всю жизнь много работал. Сыгранных ролей — полторы сотни. Вот и проживаешь часть жизни ты другим человеком (Людовиком четырнадцатым, принцем Уэльским, Тютчевым...) или литератур­ным персонажем (Жадовым, Расплюевым, Подколесиным...). Меня это очень привлекает, дает воз­можность попробовать какие-то новые ситуации и характеры. Считаю: хороший артист еще и психо­лог. Но играя других, нельзя растерять себя. Важно оставаться самим собой. Я все время в жизни ищу свое.

Я хорошо отношусь к эксперименту на сцене. Мне довелось в свое время поработать в Маг­нитогорском театре под началом замечательного режиссера-экспериментатора Валерия Ахатова. Я сыграл у него в чеховской «Чайке» Треплева, о котором тоже давно мечтал. Знаменитая фраза моего героя «Нужны новые формы!» актуальна и по сей день.

Странно, но многие годы мне не доводилось играть в гоголевских пьесах. И вот недавно наконец-то встретился с Гоголем. Сыграл Подколесина в «Женитьбе». Мне за эту работу не стыдно, да и спек­такль, считаю, получился.

Когда я приехал в Брянск, Валерий Мацапура в театре был уже легендой. Для меня работа с на­родным артистом России Мацапурой стала замечательной школой. В спектакле «Ангел мой» мы вме­сте репетировали Тютчева. После его кончины мне перешла роль Крутицкого в спектакле «Не было ни гроша, да вдруг алтын» по Островскому. Это такой скряга — русский Гобсек, из жадности всю жизнь притворявшийся нищим.

Быть артистом непросто. Актер, как и все остальные работники театра, не должен бедствовать. С приходом нового директора жизнь в театре и творческая, и материальная изменилась к лучшему, но проблемы остаются. Случайно узнал, что в Калуге, например, где недавно гастролировала брян­ская драма, финансирование театра в пять раз больше брянского. А у нас на этот год финансирование сокращено. На зарплате это пока не сказалось, но расходы на постановки спектаклей будут урезаны. Наверное, это в честь Года культуры.

Если отменят звания артистам, я не буду горевать. В моей жизни, по крайней мере, с получением «заслуженного» мало что не изменилось. Но не верю, когда кто-то из актеров утверждает, что он не­честолюбив. Успех — это стимул в нашей профессии, да и не только в нашей.

Надо радоваться и малому. Главная моя страсть — театр. Но есть и другие удовольствия. Обожаю собирать грибы. Люблю готовить. Неплохо умею вязать, — девчонки на лекциях научили. Сейчас вот, во время отпуска, занят ремонтом квартиры. Пригодились навыки строителя.

Записала Татьяна РИВКИНД