СтраницаКрасный Рог

Музей А.К. Толстого 

Музей Красный Рог Алексей Толстой

В Красном Роге долгие годы жил, творил и здесь же в своем имении умер и похоронен Алексей Константинович Толстой — замечательный поэт, прозаик и драматург. Это им верно сказано о Красном Роге: «Наш край — не Рим, но очень красив». А что означает Рог? Это слово многогранно. Но в данном случае название села произошло от реки Рожок, которая протекает рядом. У В. Даля рог, рожок берега — мыс, коса, лука, изгиб или колено реки.

«Красный Рог не Рим, но очень красив», - писал Алексей Константи­нович Толстой. Старинное село расположено на самом краю бывшей Черниговской губернии на границе с Великороссией. Окруженное глухими брянскими лесами, впервые оно упоминается в XVII веке как владение украинских гетманов. Дворянская усадьба в Красном Роге была основана во второй половине XVIII века последним гетманом Украины графом Кириллом Григорь­евичем Разумовским, прадедом А.К. Толстого. На рубеже XVIII-XIX веков усадьбой владеет его сын Алексей Кириллович, министр просвещения при императоре Александре!

После   отставки  он  уезжает жить в Почеп, самое богатое свое имение, где проводит время, зани­маясь охотой и ботаническими опытами. После смерти Алексея Кирилло­вича имение переходит его сыну Льву Алексеевичу Перовскому, министру внутренних дел, а от него - матери Алексея Константиновича Толстого-Анне Алексеевне.

С юных лет Алексей Толстой часто бывал в Красном Роге, а после ухода с государственной службы поселился в нем окончательно. В имении написаны исторические баллады, многие лирические стихотворения, драмы «Царь Борис», «Посадница». Куда бы ни забрасывала судьба поэта, он всегда стремился вернуться в свой любимый Красный Рог.

Так что же можно в наше время увидеть в Красном Роге? Прекрасный усадебный дом, мемориальный флигель, где останавливались гости усадьбы. Строения окружены парком, сохранившим старинные аллеи и очаровательные липовые беседки-боскеты. Усадебный парк состоит из двух частей - регулярной и нерегулярной, прекрасная пейзажная часть и по сей день сохранила свою непринужденную прелесть. До сих пор здесь можно увидеть деревья, современники поэта, одно из них - могучий клен, которому посвящены следующие строки:

...Так думал о днях я минувших,

О днях, когда был я добрей;

А в листьях высокого клена

Сидел надо мной соловей.

В нескольких минутах ходьбы от парка находится уникальная дере­вянная церковь, построенная в 1777 году, и усыпальница, в которой поко­ится прах Алексея Константиновича и Софьи Андреевны. Церковь Успения Пресвятой Богородицы - один из немногих уцелевших на Брянщине позднебарочных памятников украинской архитектуры XVIII в.

Но вернемся в усадьбу. «Большой дом» (так называл его А.К. Толстой) - одноэтажный, но достаточно высокий, благодаря украша­ющему его бельведеру. Он был деревянным, но позже его обложили красным кирпичом. Две половины - мужская и женская соединяются общей гостиной. В них сохранены подлинные предметы из дома Толстых. Это письменный стол и кресло поэта, книжный шкаф карельской березы, настольные часы, комод и столик для рукоделия Софьи Андреевны, бокал с выгравированным гербом рода Толстых, карандашница из слоновой кости...

Карта России около 1700 г. На ней есть Красный Рог.

Карта России около 1700 г. На ней есть Красный Рог. 

При жизни Алексея Константиновича в усадьбе была великолепная библиотека, а сейчас в экспозиции представлены прижизненные издания А.К. Толстого и прекрасные иностранные издания XIX века.

Несколько лет назад была разработана программа комплексного развития усадьбы. В соответствии с ней ведется реконструкция парка, старого фруктового сада, будет восстановлен исторический внешний вид толстовского флигеля.

 

 

Разнообразными конкурсами и мероприятиями каждый год, в первую субботу или воскресенье сентября, радует нас Всероссийский праздник поэзии, который проводится уже более сорока лет. Звучат стихи поэтов Брянского края и гостей из Москвы и соседних облас­тей, Белоруссии и Украины. Раз в два года вручается премия «Серебря­ная лира», которой награждаются исследователи творчества Толстого, поэты, писатели, актеры.

Единственный в России музей А.К.Толстого бережно и трепетно хранит память об Алексее Константиновиче на Брянской земле.

Главный усадебный дом-музей. Реконструкция 1993 г.

Гостевой флигель.

Домик урядника. Реконструкция 1980-х годов.

Усыпальница Л.К.  и С.А.  Толстых.

Экспозиция "Козьма Прутков" с портретами создателей его образа.

Церковь Успения Божией Матери. 1777 г.

А.А. Толстая - мать поэта. Художник И. Страхов

К.П. Толстой - отец поэта. Художник А. Михайлов.

А.К. Толстой в отрочестве. Миниатюра 1831 г.

Граф А.К. Толстой на охоте. Художник К. Брюллов. 1836 г.

Кабинет А.К. Толстого

Гостиная

Архитектор В. Городков. Дом-музей А. Толстого в с. Красный Рог, 1993 г.

Усадьба А. К. Толстого в селе Красный Рог Почепского района по сей день работает как литературный музей.

Эта книга о поэте русской души и благороднейшей личности – графе Алексее Константиновиче Толстом. В ней рассказ о милых его сердцу уголках земли, в которых он жил, любил и творил. Главным образом о Красном Роге. Именно о природе старой дворянской усадьбы, о его самом дорогом месте на земле пишет поэт:
Ты знаешь край, где утром в воскресенье,
Когда росой подсолнечник блестит,
Так звонко льётся жаворонка пенье,
Стада блеят, а колокол гудит,
И в Божий храм, увенчаны цветами,
Идут казачки пёстрыми толпами?

Музей толстого

КРАСНЫЙ РОГ: УСАДЬБА А.К. ТОЛСТОГО

Красный Рог – воссозданная в начале 1990-х гг. усадьба поэта, прозаика, драматурга А.К. Толстого (1817 – 1875) в 2-х км. к северо-востоку от одноименного села Почепского района Брянской области (ранее Черниговской губернии).

Обустраивалась усадьба при Разумовских – Кирилле Григорьевиче и Алексее Кирилловиче. А.К. Толстому  Красный Рог достался в наследство после смерти матери, Анны Алексеевны Толстой. Поэт любил спокойствие своей малороссийской усадьбы, природу окрестных мест, подолгу жил в Красном Роге. Похоронен в склепе возле Успенской церкви.

После революции усадьба постепенно разорялась, главный дом был разрушен в 1942 г. во время оккупации.

Литературно-мемориальный музей А.К. Толстого был открыт 3 сентября 1967 г. в сохранившемся флигеле усадьбы. Рядом установлен в 1972 г. бюст поэта. В экспозиции музея есть личные вещи поэта, предметы быта XIX в., копии портретов его родных, старинные книги. Со времени своего создания ежегодно в конце августа – начале сентября музей проводит в Красном Роге областной день поэзии.

Главный дом был восстановлен в 1993 г., после этого, в 2000-х гг. была проведена реконструкция парка.

В 1996 г. имя А.К. Толстого присвоено Брянскому  областному театру драмы.

Сувенирный значок музея А.К. Толстого в Красном Роге. Предположительно 1970-е гг.

УСАДЬБА АЛЕКСЕЯ ТОЛСТОГО В КРАСНОМ РОГУ Рисунок с почтового конверта 1992 года.

 

Усадебный дом А.К. Толстого в Красном Роге. Фотография 1930-х гг.

     

Наиболее ранняя фотография (посл. четв. XIX в.?) деревянного дома А.К. Толстого

Воссозданный дом (арх. В.Н. Городков, 1993 г.)

Книга:

Красный Рог и его обитатели - В. Захарова

 

Для А.А. Перовского особенно трудным оказался

1835 год. После тяжелой болезни племянник Алёша в

конце весны на целых четыре месяца уехал на лечение

в Карлсбад с матерью, её сестрой Марией Крыжанов-

ской в сопровождении доктора Шредера. В этом же

году умер граф Петр Разумовский, и его наследствен-

ное дело было приостановлено приказом правитель-

ства, а с ним – и задержка с выплатой его долга в 25

тысяч рублей Перовскому. Резко падает виноторговля,

составлявшая значительную часть его доходов.

В письме брату Льву в августе 1835 г. он сетует:

«... нынешний год обещает быть очень неблагоприят-

ным для меня в том, что касается доходов от моих

земель... В прошлом году в это время водка продава-

лась по 5 рублей ведро. У меня 18 тысяч в моих магази-

нах». Он сетует на то, что не может продать рожь,

«из которой эта водка сделана... так что пребываю

совсем без гроша... Словом, этот год для меня нечто

чрезвычайное! Добавь же к этому еще и непредвиден-

ные тяжбы, одна из которых, с Уваровым, обходится

мне дорого в отношении и денег, и неприятностей.

Кукла (Анна Толстая. – В.З.) еще не приехала... жду её

появления здесь через две недели».

Из-за финансовых затруднений он «наотрез от-

казал» сестре в просьбе задержаться за границей.

Спустя месяц он снова пишет брату: «Наши местные

доходы остаются неопределенными: более 20 т(ысяч)

ведер водки, составляющих добрую часть годового

дохода, они до сих пор ждут покупателя».

Усадьба, в которой жил, творил и скончался клас-

сик русской литературы Алексей Константинович

Толстой, находится возле села Красный Рог По-

чепского района Брянской области. Географически село

расположено в 55 км от Брянска на трассе Брянск–Го-

мель, направление которой было определено в начале

XIX века дедом А.К. Толстого графом А.К. Разумовским.

Для сокращения пути от Почепа до Брянска он постро-

ил частную дорогу от села Красный Рог до Выгонских

дворов, спрямив значительный участок пути.

Поселение, возникшее в первой половине XVII в.

в верховье реки Рог, называлось Вышним Рогом, а

позднее Красным Рогом, то есть красивым. С начала

XVII столетия село входило в состав Малороссии, а

по реке Рог проходила южная граница Московского

государства.

Прадед А.К. Толстого – К.Г. Разумовский после

упразднения в 1764 г. должности гетмана Малороссии,

в которой он состоял с 1750 г., получил весь гетманский

«уряд» «в вечное его графское и потомков его владе-

ние», в числе которого был и Красный Рог. Экс-гетман

избрал своей резиденцией Почеп, построил там Вос-

кресенский собор (1765–1771), дворец с великолеп-

ным парком и прочими службами (1772–1780).

Какого-либо упоминания о загородной усадьбе в

селе Красный Рог в это время не встречается в истори-

ческих источниках, даже в «Описании Новгород-Север-

ского наместничества», составленном малороссийским

губернатором А.С. Милорадовичем в 1780–1781 гг. при

описании самого села. Возможно, к ее строительству

только что приступили в связи с завершением дворцо-

вого комплекса и переездом графа в Почеп.

Первое упоминание об усадьбе мы находим через

два года после смерти К.Г. Разумовского. В 1805 г. Отто

фон Гун, сопровождавший нового владельца А.К. Раз-

умовского в его малороссийское селение, сообщал:

«… граф не был здесь лет десять, и с первого взгляда

на имение видно, что оно сиротствует, хотя правду

сказать, дом и все службы построены со вкусом и

особливо со всеми выгодами».

Как показали недавние исследования, планировка

не была типичной для русской усадьбы второй по-

ловины XVIII в., следовательно, возводилась она по

индивидуальному проекту. Местоположение было

выбрано в некотором отдалении от села, на местно-

сти с легким уклоном к мельничному пруду и ручью,

впадавшему в пруд.

Композиционно комплекс, состоявший из дворца,

окруженного четырьмя флигелями, располагался не

на высшей точке местности, чтобы служить доми-

нантой усадьбы, как принято, а как бы «прятался» у

опушки соснового леса. Со стороны пруда и села его

также скрывали деревья: дом с флигелями находился

в плотном окружении липовых посадок голландского

боскетного парка.

Парадная часть дворца, вопреки архитектур-

но-композиционным канонам, обращена была к

верхней точке ландшафта, а не наоборот. Столь женеобычен был и въезд в усадьбу: он вел к дому не со

стороны главного фасада, а к западному его торцу,

скрывавшемуся от глаз путника за круговыми алле-

ями и флигелями, подчеркивая тем самым уединен-

ность, некую скрытность жилища.

Внешне северный (парадный) и южный фасады

имели одинаковый архитектурный облик: по их

длине были протянуты симметричные террасы.

Лишь внутри дома, в северной его части, наличие

парадной лестницы говорило о функции этого входа

– парадной.

Одноэтажный деревянный дворец на кирпичном

полуподвале с небольшими световыми оконцами

имел бельведер. Внутренняя планировка дворца

не была типичной ни для сельских жилищ, ни для

городских домов.

Центральную часть дома занимал восьмигранный

зал, стены которого переходили в бельведер. Зал

делил дом на две неравные половины: восточную

– меньшую и западную – большую. Два продольных

сквозных коридора по обе стороны зала делили зда-

ние на части: две короткие северные и одна длинная

южная. Со стороны торцов круглый зал граничил с

темными короткими коридорами и имел три выхода.

В восьмиугольном зале царило сумеречное ос-

вещение, так как свет проникал в него через полукруглые

окна сверху из-под купола, расписанного под

небесный свод – со звездами и луной на синем фоне.

Стены круглого зала были выполнены под мрамор, а

пол выстлан паркетом шахматного рисунка.

В центральной южной части здания имелся полу-

круглый зал с выходом в сад, деливший дом на две

равные половины. Не считая двух залов в центре,

дворец состоял из двенадцати небольших по пло-

щади комнат.

О необычности планировки усадьбы свидетель-

ствует и первоначальное расположение флигелей,

изображенное в юношеском письме А.К. Толстого от

6 марта 1837 г. При реставрационных работах в парке

в 2007 г. были обнаружены два фундамента бывших

флигелей, что подтвердило рисунок поэта.

Оказалось, что флигели располагались по прин-

ципу «конверта» – под углом 45 градусов к главному

дому; их фасады были обращены к углам дворца.

Северные флигели отстояли несколько дальше от

главного дома, чем южные, возможно, в связи с тем,

что между ними и домом планировался некий партер

для подъезда к парадной части.

Флигели располагались симметрично относи-

тельно оси усадьбы север – юг. Один из них – вос-

точный – стоял на подвале (погребе), сохранившемся

доныне. Нижняя часть его выложена нестандартным

кирпичом, более узким и длинным, чем арка погреба.

Удачно выполнена вентиляция.

По завершении строительства зданий загородной

усадьбы (все они были деревянными на кирпичных

фундаментах) проводилась закладка парка, окружив-

шего строения со всех сторон. Первое упоминание

о нем находим у Отто фон Гуна: «Расположенный

когда-то в голландском вкусе сад окружает все__строения и придает всему некоторый известный вид

спокойствия и удаленности от света».

Подтверждением тому, что усадебные постройки

находились среди боскетного сада, является фраза

Л. Жемчужникова, оказавшегося в усадьбе через 50

лет после Отто фон Гуна: «… экипажи и их собаки

располагались в липовых аллеях, устроенных в виде

зал…». Автор отмечал, что между рядами липовых ал-

лей гетманских времен «можно было ехать в большом

экипаже шестериком и поворачивать куда угодно».

Анализ необычности планировки комплекса по-

зволил прийти к заключению: усадьба в архитектур-

но-планировочном и художественном оформлении

содержала масонскую символику. Для своих занятий

масоны строили здания («храмы») с определенной

религиозно-мистической символикой. В плане – это

прямоугольное помещение с восьмигранником

внутри, купол которого символизировал небосвод

с созвездиями, луной, окнами, опиравшимися на

колонны.

Нередко здания строились трехуровневыми:

подвал, наземная часть и купол, символизируя че-

ловека – тело, душа, дух. Причем подвал, часто из

необтесанного камня (символ несовершенства), был

неглубоким, чтобы идти к свету (истине), склонив

голову в знак повиновения – из-за невозможности

встать во весь рост.

Посетители краснорогского дома с удивлением от-

мечали необычную особенность его подвала: он имел

земляной пол, постепенно повышавшийся к оконцам

южной его части и явно не предназначавшийся для

хранения провизии. Для этого существовал погреб,

на котором стоял восточный флигель.

Неизвестный архитектор проекта заложил в

планировку идею круга как самой совершенной из

геометрических фигур, символизирующей бесконеч-

ность (Творца). Четыре симметрично расположенных

флигеля вписывались в круг, внутри которого рас-

полагался дом – прямоугольник, ориентированный

фасадами и торцами по сторонам света, что является

символом всемирного масонства. Диагональное

расположение флигелей символизировало Андре-

евский крест.

Вне сомнения, планировка усадебных строений

содержала масонскую числовую и геометрическую

символику. Очевидное сходство с масонским «хра-

мом» обнаруживается при сравнении внутренней

планировки дома, составленной внучатой племян-

ницей жены Толстого Е.М. Мухановой, с планом при-

емной ложи Иоанновского масонства.

Масонская символика находила применение не

только в архитектуре, но и в парковых насаждениях.

Своим праотцом масоны полагали Адама, который

возделывал первый сад, а после грехопадения принес

на землю остатки «света», исходившего от древа позна-

ния. Посему масонский сад (парк) уподоблялся Эдему. Сомнительно, чтобы владельцы использовали

усадьбу по назначению. К.Г. Разумовский в мало-

российских именьях бывал редко, к концу жизни и

вовсе отошел от масонства. Сын Алексей с 1778 г.

занимался отделкой дома и оранжереями в Горенках

под Москвой, затем служил в Петербурге. Усадьба, по

словам Гуна, «сиротствовала». На жительство в Почеп

А.К. Разумовский приехал 70-летним стариком, где

через 4 года скончался.

Из этого можно сделать заключение: усадьба не

имела практического применения в качестве масон-

ского храма, а была лишь данью моде своего времени.

После смерти А.К. Разумовского 5 апреля 1822 г. его

владения по дарственному завещанию были поделены

между двумя дочерьми и «воспитанниками» – побоч-

ными детьми Перовскими и А.А. Толстой.

Вопреки бытующему в литературе мнению о том,

что усадьба Красный Рог принадлежала Алексею

Перовскому и детство А.К. Толстого прошло в этой

усадьбе, архивные документы говорят об обратном.

После смерти А.К. Разумовского владельцами

усадьбы Красный Рог стали братья Лев и Василий

Перовские, которые, находясь на государственной

службе, вели хозяйство через управляющих. В мае

1834 года имение Красный Рог было куплено Алек-

сеем у братьев Льва и Василия Перовских, вероятно,

в рассрочку. В 1836 г. он умер.

В феврале 1837 г. в усадьбе появилась новая

владелица – А.А. Толстая с сыном Алексеем. Лев же

в это время приобрел земли в Байдарской долине

Крыма и строил новую усадьбу Меллас. Красный Рог

числился за ним до 1840 г. Анна Алексеевна в письме

к черниговскому губернатору также называла владе-

ние «своим».

По условиям духовного завещания от мая 1830

года всё недвижимое имущество после смерти вла-

дельца делилось поровну между сестрой А.А. Толстой

и её сыном. Но А.К. Толстой отказался от своей доли

– Красного Рога – в пользу матери.

13 января 1837 г. А.К. Толстой «был по желанию

матери причислен к русской миссии при Германском

сейме во Франкфурте-на-Майне» сверх штата. Однако

положение «сверх штата», видимо, послужило при-

чиной необязательности такой поездки за границу.

Он отправляется с матерью в Красный Рог и, судя

по письму дяде Льву Перовскому от 6 марта 1837 г.,

находится в имении уже в феврале. Эту дату можно

считать первым посещением поэтом усадьбы Крас-

ный Рог, подтвержденным документально.

О внешнем облике девятнадцатилетнего графа

можно судить по его портрету кисти К. Брюллова,

написанному годом раньше. Все свое время Толстой

посвящал охоте и переписке с Н. Адлербергом и с

дядей Львом, опекавшим его после смерти Алексея

Перовского. Главным в этой переписке для истории

усадьбы является сообщение о ее переустройстве,

которым активно занялась Анна Алексеевна Толстая.

Она утеплила дом и перенесла флигели, придав им

другое расположение.

Из письма узнаём, что графиня «приказала при-

везти мастеров из Погорельцев, чтобы сделать дом

более элегантным и в особенности более пригодным

для жилья, так как следует сказать Вам, что, не выходя

из своей комнаты, мы можем ощущать все изменения

температуры, которые происходят снаружи».

Все постройки в усадьбе были деревянными на

кирпичных фундаментах, а главный дом – на кирпич-

ном полуподвале. Современники Толстого отмечали:

«Дом был выстроен из дерева» (Лев Жемчужников),

«...с барскими затеями… красивый деревянный

дом» (А. Фет), «… главное здание – «графский дом»,

постройка деревянная, но обширная и красивая»

(Е. Муханова). Напомним, что «элегантность» дому

придала А.А. Толстая при его утеплении. По описа-

нию романиста Б. Маркевича, он был обшит тесом и

выкрашен в белый цвет.

Украшали дом помимо бельведера террасы,

протянутые по всей длине южного и до середины

северного фасадов. Ввиду того, что терраса распо-

лагалась на высоком фундаменте, ее называли также

«балконом». Б. Маркевич дает ее точное описание: «На

другой день, часу в девятом утра, хозяин и его гости

пили чай на примыкавшем к библиотеке довольно

широком балконе, уставленном мраморными вазами

с цветами, из которого вели в сад несколько широких

каменных ступеней».

«Шесть часов утра. Я только что опять выходил

на балкон, вернее – на террасу. Петухи поют так,

будто они обязаны по контракту с неустойкой.

Повар Денис и кухарка Авдотья затопили сейчас на

кухне, чтобы печь хлеб. Зажглись огоньки в деревне,

которую видно по ту сторону озера. Все это – хоро-

шо, это я люблю, я мог бы так прожить всю жизнь…»

– писал поэт Б. Маркевичу осенью 1871 года.

Дом отапливался двумя каминами в кабинетах,

голландскими печами в остальных помещениях и

для приготовления пищи не был приспособлен.

Кухней служил флигель, перемещенный с погреба

напротив восточного торца дома. На этой же линии

к северу был передвинут и расширен еще один

флигель. Вероятно, это была людская во времена

А.А. Толстой, а при Толстом в нем жил управляющий

имением А.С. Бирюкович, по свидетельству А. Фета.

После смерти поэта в него переселилась его вдова

С.А. Толстая. Этот флигель видел именитых гостей: А.

Фета, Вл. Соловьева, М. Ипполитова-Иванова и других.__

Фрагмент межевого плана имения графа А.К. Толстого и усадьбы Красный Рог. 1869 г. РГАДА, ф. 1354, оп. 590, к-35

Купальня на реке Рог в Красном Роге. Рисунок А.К. Толстого

Красный Рог

Картина известного брянского художника Владимира Бурдина – «Красный Рог».