Музей А.К. Толстого
В Красном Роге долгие годы жил, творил и здесь же в своем имении умер и похоронен Алексей Константинович Толстой — замечательный поэт, прозаик и драматург. Это им верно сказано о Красном Роге: «Наш край — не Рим, но очень красив». А что означает Рог? Это слово многогранно. Но в данном случае название села произошло от реки Рожок, которая протекает рядом. У В. Даля рог, рожок берега — мыс, коса, лука, изгиб или колено реки.
«Красный Рог не Рим, но очень красив», - писал Алексей Константинович Толстой. Старинное село расположено на самом краю бывшей Черниговской губернии на границе с Великороссией. Окруженное глухими брянскими лесами, впервые оно упоминается в XVII веке как владение украинских гетманов. Дворянская усадьба в Красном Роге была основана во второй половине XVIII века последним гетманом Украины графом Кириллом Григорьевичем Разумовским, прадедом А.К. Толстого. На рубеже XVIII-XIX веков усадьбой владеет его сын Алексей Кириллович, министр просвещения при императоре Александре!
После отставки он уезжает жить в Почеп, самое богатое свое имение, где проводит время, занимаясь охотой и ботаническими опытами. После смерти Алексея Кирилловича имение переходит его сыну Льву Алексеевичу Перовскому, министру внутренних дел, а от него - матери Алексея Константиновича Толстого-Анне Алексеевне.
С юных лет Алексей Толстой часто бывал в Красном Роге, а после ухода с государственной службы поселился в нем окончательно. В имении написаны исторические баллады, многие лирические стихотворения, драмы «Царь Борис», «Посадница». Куда бы ни забрасывала судьба поэта, он всегда стремился вернуться в свой любимый Красный Рог.
Так что же можно в наше время увидеть в Красном Роге? Прекрасный усадебный дом, мемориальный флигель, где останавливались гости усадьбы. Строения окружены парком, сохранившим старинные аллеи и очаровательные липовые беседки-боскеты. Усадебный парк состоит из двух частей - регулярной и нерегулярной, прекрасная пейзажная часть и по сей день сохранила свою непринужденную прелесть. До сих пор здесь можно увидеть деревья, современники поэта, одно из них - могучий клен, которому посвящены следующие строки:
...Так думал о днях я минувших,
О днях, когда был я добрей;
А в листьях высокого клена
Сидел надо мной соловей.
В нескольких минутах ходьбы от парка находится уникальная деревянная церковь, построенная в 1777 году, и усыпальница, в которой покоится прах Алексея Константиновича и Софьи Андреевны. Церковь Успения Пресвятой Богородицы - один из немногих уцелевших на Брянщине позднебарочных памятников украинской архитектуры XVIII в.
Но вернемся в усадьбу. «Большой дом» (так называл его А.К. Толстой) - одноэтажный, но достаточно высокий, благодаря украшающему его бельведеру. Он был деревянным, но позже его обложили красным кирпичом. Две половины - мужская и женская соединяются общей гостиной. В них сохранены подлинные предметы из дома Толстых. Это письменный стол и кресло поэта, книжный шкаф карельской березы, настольные часы, комод и столик для рукоделия Софьи Андреевны, бокал с выгравированным гербом рода Толстых, карандашница из слоновой кости...
При жизни Алексея Константиновича в усадьбе была великолепная библиотека, а сейчас в экспозиции представлены прижизненные издания А.К. Толстого и прекрасные иностранные издания XIX века.
Несколько лет назад была разработана программа комплексного развития усадьбы. В соответствии с ней ведется реконструкция парка, старого фруктового сада, будет восстановлен исторический внешний вид толстовского флигеля.
Разнообразными конкурсами и мероприятиями каждый год, в первую субботу или воскресенье сентября, радует нас Всероссийский праздник поэзии, который проводится уже более сорока лет. Звучат стихи поэтов Брянского края и гостей из Москвы и соседних областей, Белоруссии и Украины. Раз в два года вручается премия «Серебряная лира», которой награждаются исследователи творчества Толстого, поэты, писатели, актеры.
Единственный в России музей А.К.Толстого бережно и трепетно хранит память об Алексее Константиновиче на Брянской земле.
Главный усадебный дом-музей. Реконструкция 1993 г.
Гостевой флигель.
Домик урядника. Реконструкция 1980-х годов.
Усыпальница Л.К. и С.А. Толстых.
Экспозиция "Козьма Прутков" с портретами создателей его образа.
Церковь Успения Божией Матери. 1777 г.
А.А. Толстая - мать поэта. Художник И. Страхов
К.П. Толстой - отец поэта. Художник А. Михайлов.
А.К. Толстой в отрочестве. Миниатюра 1831 г.
Граф А.К. Толстой на охоте. Художник К. Брюллов. 1836 г.
Кабинет А.К. Толстого
Гостиная
Архитектор В. Городков. Дом-музей А. Толстого в с. Красный Рог, 1993 г.
Усадьба А. К. Толстого в селе Красный Рог Почепского района по сей день работает как литературный музей.
Эта книга о поэте русской души и благороднейшей личности – графе Алексее Константиновиче Толстом. В ней рассказ о милых его сердцу уголках земли, в которых он жил, любил и творил. Главным образом о Красном Роге. Именно о природе старой дворянской усадьбы, о его самом дорогом месте на земле пишет поэт:
Ты знаешь край, где утром в воскресенье,
Когда росой подсолнечник блестит,
Так звонко льётся жаворонка пенье,
Стада блеят, а колокол гудит,
И в Божий храм, увенчаны цветами,
Идут казачки пёстрыми толпами?
КРАСНЫЙ РОГ: УСАДЬБА А.К. ТОЛСТОГО
Красный Рог – воссозданная в начале 1990-х гг. усадьба поэта, прозаика, драматурга А.К. Толстого (1817 – 1875) в 2-х км. к северо-востоку от одноименного села Почепского района Брянской области (ранее Черниговской губернии).
Обустраивалась усадьба при Разумовских – Кирилле Григорьевиче и Алексее Кирилловиче. А.К. Толстому Красный Рог достался в наследство после смерти матери, Анны Алексеевны Толстой. Поэт любил спокойствие своей малороссийской усадьбы, природу окрестных мест, подолгу жил в Красном Роге. Похоронен в склепе возле Успенской церкви.
После революции усадьба постепенно разорялась, главный дом был разрушен в 1942 г. во время оккупации.
Литературно-мемориальный музей А.К. Толстого был открыт 3 сентября 1967 г. в сохранившемся флигеле усадьбы. Рядом установлен в 1972 г. бюст поэта. В экспозиции музея есть личные вещи поэта, предметы быта XIX в., копии портретов его родных, старинные книги. Со времени своего создания ежегодно в конце августа – начале сентября музей проводит в Красном Роге областной день поэзии.
Главный дом был восстановлен в 1993 г., после этого, в 2000-х гг. была проведена реконструкция парка.
В 1996 г. имя А.К. Толстого присвоено Брянскому областному театру драмы.
Сувенирный значок музея А.К. Толстого в Красном Роге. Предположительно 1970-е гг.
УСАДЬБА АЛЕКСЕЯ ТОЛСТОГО В КРАСНОМ РОГУ Рисунок с почтового конверта 1992 года.
Усадебный дом А.К. Толстого в Красном Роге. Фотография 1930-х гг.
Наиболее ранняя фотография (посл. четв. XIX в.?) деревянного дома А.К. Толстого
Воссозданный дом (арх. В.Н. Городков, 1993 г.)
Книга:
Красный Рог и его обитатели - В. Захарова
Для А.А. Перовского особенно трудным оказался
1835 год. После тяжелой болезни племянник Алёша в
конце весны на целых четыре месяца уехал на лечение
в Карлсбад с матерью, её сестрой Марией Крыжанов-
ской в сопровождении доктора Шредера. В этом же
году умер граф Петр Разумовский, и его наследствен-
ное дело было приостановлено приказом правитель-
ства, а с ним – и задержка с выплатой его долга в 25
тысяч рублей Перовскому. Резко падает виноторговля,
составлявшая значительную часть его доходов.
В письме брату Льву в августе 1835 г. он сетует:
«... нынешний год обещает быть очень неблагоприят-
ным для меня в том, что касается доходов от моих
земель... В прошлом году в это время водка продава-
лась по 5 рублей ведро. У меня 18 тысяч в моих магази-
нах». Он сетует на то, что не может продать рожь,
«из которой эта водка сделана... так что пребываю
совсем без гроша... Словом, этот год для меня нечто
чрезвычайное! Добавь же к этому еще и непредвиден-
ные тяжбы, одна из которых, с Уваровым, обходится
мне дорого в отношении и денег, и неприятностей.
Кукла (Анна Толстая. – В.З.) еще не приехала... жду её
появления здесь через две недели».
Из-за финансовых затруднений он «наотрез от-
казал» сестре в просьбе задержаться за границей.
Спустя месяц он снова пишет брату: «Наши местные
доходы остаются неопределенными: более 20 т(ысяч)
ведер водки, составляющих добрую часть годового
дохода, они до сих пор ждут покупателя».
Усадьба, в которой жил, творил и скончался клас-
сик русской литературы Алексей Константинович
Толстой, находится возле села Красный Рог По-
чепского района Брянской области. Географически село
расположено в 55 км от Брянска на трассе Брянск–Го-
мель, направление которой было определено в начале
XIX века дедом А.К. Толстого графом А.К. Разумовским.
Для сокращения пути от Почепа до Брянска он постро-
ил частную дорогу от села Красный Рог до Выгонских
дворов, спрямив значительный участок пути.
Поселение, возникшее в первой половине XVII в.
в верховье реки Рог, называлось Вышним Рогом, а
позднее Красным Рогом, то есть красивым. С начала
XVII столетия село входило в состав Малороссии, а
по реке Рог проходила южная граница Московского
государства.
Прадед А.К. Толстого – К.Г. Разумовский после
упразднения в 1764 г. должности гетмана Малороссии,
в которой он состоял с 1750 г., получил весь гетманский
«уряд» «в вечное его графское и потомков его владе-
ние», в числе которого был и Красный Рог. Экс-гетман
избрал своей резиденцией Почеп, построил там Вос-
кресенский собор (1765–1771), дворец с великолеп-
ным парком и прочими службами (1772–1780).
Какого-либо упоминания о загородной усадьбе в
селе Красный Рог в это время не встречается в истори-
ческих источниках, даже в «Описании Новгород-Север-
ского наместничества», составленном малороссийским
губернатором А.С. Милорадовичем в 1780–1781 гг. при
описании самого села. Возможно, к ее строительству
только что приступили в связи с завершением дворцо-
вого комплекса и переездом графа в Почеп.
Первое упоминание об усадьбе мы находим через
два года после смерти К.Г. Разумовского. В 1805 г. Отто
фон Гун, сопровождавший нового владельца А.К. Раз-
умовского в его малороссийское селение, сообщал:
«… граф не был здесь лет десять, и с первого взгляда
на имение видно, что оно сиротствует, хотя правду
сказать, дом и все службы построены со вкусом и
особливо со всеми выгодами».
Как показали недавние исследования, планировка
не была типичной для русской усадьбы второй по-
ловины XVIII в., следовательно, возводилась она по
индивидуальному проекту. Местоположение было
выбрано в некотором отдалении от села, на местно-
сти с легким уклоном к мельничному пруду и ручью,
впадавшему в пруд.
Композиционно комплекс, состоявший из дворца,
окруженного четырьмя флигелями, располагался не
на высшей точке местности, чтобы служить доми-
нантой усадьбы, как принято, а как бы «прятался» у
опушки соснового леса. Со стороны пруда и села его
также скрывали деревья: дом с флигелями находился
в плотном окружении липовых посадок голландского
боскетного парка.
Парадная часть дворца, вопреки архитектур-
но-композиционным канонам, обращена была к
верхней точке ландшафта, а не наоборот. Столь женеобычен был и въезд в усадьбу: он вел к дому не со
стороны главного фасада, а к западному его торцу,
скрывавшемуся от глаз путника за круговыми алле-
ями и флигелями, подчеркивая тем самым уединен-
ность, некую скрытность жилища.
Внешне северный (парадный) и южный фасады
имели одинаковый архитектурный облик: по их
длине были протянуты симметричные террасы.
Лишь внутри дома, в северной его части, наличие
парадной лестницы говорило о функции этого входа
– парадной.
Одноэтажный деревянный дворец на кирпичном
полуподвале с небольшими световыми оконцами
имел бельведер. Внутренняя планировка дворца
не была типичной ни для сельских жилищ, ни для
городских домов.
Центральную часть дома занимал восьмигранный
зал, стены которого переходили в бельведер. Зал
делил дом на две неравные половины: восточную
– меньшую и западную – большую. Два продольных
сквозных коридора по обе стороны зала делили зда-
ние на части: две короткие северные и одна длинная
южная. Со стороны торцов круглый зал граничил с
темными короткими коридорами и имел три выхода.
В восьмиугольном зале царило сумеречное ос-
вещение, так как свет проникал в него через полукруглые
окна сверху из-под купола, расписанного под
небесный свод – со звездами и луной на синем фоне.
Стены круглого зала были выполнены под мрамор, а
пол выстлан паркетом шахматного рисунка.
В центральной южной части здания имелся полу-
круглый зал с выходом в сад, деливший дом на две
равные половины. Не считая двух залов в центре,
дворец состоял из двенадцати небольших по пло-
щади комнат.
О необычности планировки усадьбы свидетель-
ствует и первоначальное расположение флигелей,
изображенное в юношеском письме А.К. Толстого от
6 марта 1837 г. При реставрационных работах в парке
в 2007 г. были обнаружены два фундамента бывших
флигелей, что подтвердило рисунок поэта.
Оказалось, что флигели располагались по прин-
ципу «конверта» – под углом 45 градусов к главному
дому; их фасады были обращены к углам дворца.
Северные флигели отстояли несколько дальше от
главного дома, чем южные, возможно, в связи с тем,
что между ними и домом планировался некий партер
для подъезда к парадной части.
Флигели располагались симметрично относи-
тельно оси усадьбы север – юг. Один из них – вос-
точный – стоял на подвале (погребе), сохранившемся
доныне. Нижняя часть его выложена нестандартным
кирпичом, более узким и длинным, чем арка погреба.
Удачно выполнена вентиляция.
По завершении строительства зданий загородной
усадьбы (все они были деревянными на кирпичных
фундаментах) проводилась закладка парка, окружив-
шего строения со всех сторон. Первое упоминание
о нем находим у Отто фон Гуна: «Расположенный
когда-то в голландском вкусе сад окружает все__строения и придает всему некоторый известный вид
спокойствия и удаленности от света».
Подтверждением тому, что усадебные постройки
находились среди боскетного сада, является фраза
Л. Жемчужникова, оказавшегося в усадьбе через 50
лет после Отто фон Гуна: «… экипажи и их собаки
располагались в липовых аллеях, устроенных в виде
зал…». Автор отмечал, что между рядами липовых ал-
лей гетманских времен «можно было ехать в большом
экипаже шестериком и поворачивать куда угодно».
Анализ необычности планировки комплекса по-
зволил прийти к заключению: усадьба в архитектур-
но-планировочном и художественном оформлении
содержала масонскую символику. Для своих занятий
масоны строили здания («храмы») с определенной
религиозно-мистической символикой. В плане – это
прямоугольное помещение с восьмигранником
внутри, купол которого символизировал небосвод
с созвездиями, луной, окнами, опиравшимися на
колонны.
Нередко здания строились трехуровневыми:
подвал, наземная часть и купол, символизируя че-
ловека – тело, душа, дух. Причем подвал, часто из
необтесанного камня (символ несовершенства), был
неглубоким, чтобы идти к свету (истине), склонив
голову в знак повиновения – из-за невозможности
встать во весь рост.
Посетители краснорогского дома с удивлением от-
мечали необычную особенность его подвала: он имел
земляной пол, постепенно повышавшийся к оконцам
южной его части и явно не предназначавшийся для
хранения провизии. Для этого существовал погреб,
на котором стоял восточный флигель.
Неизвестный архитектор проекта заложил в
планировку идею круга как самой совершенной из
геометрических фигур, символизирующей бесконеч-
ность (Творца). Четыре симметрично расположенных
флигеля вписывались в круг, внутри которого рас-
полагался дом – прямоугольник, ориентированный
фасадами и торцами по сторонам света, что является
символом всемирного масонства. Диагональное
расположение флигелей символизировало Андре-
евский крест.
Вне сомнения, планировка усадебных строений
содержала масонскую числовую и геометрическую
символику. Очевидное сходство с масонским «хра-
мом» обнаруживается при сравнении внутренней
планировки дома, составленной внучатой племян-
ницей жены Толстого Е.М. Мухановой, с планом при-
емной ложи Иоанновского масонства.
Масонская символика находила применение не
только в архитектуре, но и в парковых насаждениях.
Своим праотцом масоны полагали Адама, который
возделывал первый сад, а после грехопадения принес
на землю остатки «света», исходившего от древа позна-
ния. Посему масонский сад (парк) уподоблялся Эдему. Сомнительно, чтобы владельцы использовали
усадьбу по назначению. К.Г. Разумовский в мало-
российских именьях бывал редко, к концу жизни и
вовсе отошел от масонства. Сын Алексей с 1778 г.
занимался отделкой дома и оранжереями в Горенках
под Москвой, затем служил в Петербурге. Усадьба, по
словам Гуна, «сиротствовала». На жительство в Почеп
А.К. Разумовский приехал 70-летним стариком, где
через 4 года скончался.
Из этого можно сделать заключение: усадьба не
имела практического применения в качестве масон-
ского храма, а была лишь данью моде своего времени.
После смерти А.К. Разумовского 5 апреля 1822 г. его
владения по дарственному завещанию были поделены
между двумя дочерьми и «воспитанниками» – побоч-
ными детьми Перовскими и А.А. Толстой.
Вопреки бытующему в литературе мнению о том,
что усадьба Красный Рог принадлежала Алексею
Перовскому и детство А.К. Толстого прошло в этой
усадьбе, архивные документы говорят об обратном.
После смерти А.К. Разумовского владельцами
усадьбы Красный Рог стали братья Лев и Василий
Перовские, которые, находясь на государственной
службе, вели хозяйство через управляющих. В мае
1834 года имение Красный Рог было куплено Алек-
сеем у братьев Льва и Василия Перовских, вероятно,
в рассрочку. В 1836 г. он умер.
В феврале 1837 г. в усадьбе появилась новая
владелица – А.А. Толстая с сыном Алексеем. Лев же
в это время приобрел земли в Байдарской долине
Крыма и строил новую усадьбу Меллас. Красный Рог
числился за ним до 1840 г. Анна Алексеевна в письме
к черниговскому губернатору также называла владе-
ние «своим».
По условиям духовного завещания от мая 1830
года всё недвижимое имущество после смерти вла-
дельца делилось поровну между сестрой А.А. Толстой
и её сыном. Но А.К. Толстой отказался от своей доли
– Красного Рога – в пользу матери.
13 января 1837 г. А.К. Толстой «был по желанию
матери причислен к русской миссии при Германском
сейме во Франкфурте-на-Майне» сверх штата. Однако
положение «сверх штата», видимо, послужило при-
чиной необязательности такой поездки за границу.
Он отправляется с матерью в Красный Рог и, судя
по письму дяде Льву Перовскому от 6 марта 1837 г.,
находится в имении уже в феврале. Эту дату можно
считать первым посещением поэтом усадьбы Крас-
ный Рог, подтвержденным документально.
О внешнем облике девятнадцатилетнего графа
можно судить по его портрету кисти К. Брюллова,
написанному годом раньше. Все свое время Толстой
посвящал охоте и переписке с Н. Адлербергом и с
дядей Львом, опекавшим его после смерти Алексея
Перовского. Главным в этой переписке для истории
усадьбы является сообщение о ее переустройстве,
которым активно занялась Анна Алексеевна Толстая.
Она утеплила дом и перенесла флигели, придав им
другое расположение.
Из письма узнаём, что графиня «приказала при-
везти мастеров из Погорельцев, чтобы сделать дом
более элегантным и в особенности более пригодным
для жилья, так как следует сказать Вам, что, не выходя
из своей комнаты, мы можем ощущать все изменения
температуры, которые происходят снаружи».
Все постройки в усадьбе были деревянными на
кирпичных фундаментах, а главный дом – на кирпич-
ном полуподвале. Современники Толстого отмечали:
«Дом был выстроен из дерева» (Лев Жемчужников),
«...с барскими затеями… красивый деревянный
дом» (А. Фет), «… главное здание – «графский дом»,
постройка деревянная, но обширная и красивая»
(Е. Муханова). Напомним, что «элегантность» дому
придала А.А. Толстая при его утеплении. По описа-
нию романиста Б. Маркевича, он был обшит тесом и
выкрашен в белый цвет.
Украшали дом помимо бельведера террасы,
протянутые по всей длине южного и до середины
северного фасадов. Ввиду того, что терраса распо-
лагалась на высоком фундаменте, ее называли также
«балконом». Б. Маркевич дает ее точное описание: «На
другой день, часу в девятом утра, хозяин и его гости
пили чай на примыкавшем к библиотеке довольно
широком балконе, уставленном мраморными вазами
с цветами, из которого вели в сад несколько широких
каменных ступеней».
«Шесть часов утра. Я только что опять выходил
на балкон, вернее – на террасу. Петухи поют так,
будто они обязаны по контракту с неустойкой.
Повар Денис и кухарка Авдотья затопили сейчас на
кухне, чтобы печь хлеб. Зажглись огоньки в деревне,
которую видно по ту сторону озера. Все это – хоро-
шо, это я люблю, я мог бы так прожить всю жизнь…»
– писал поэт Б. Маркевичу осенью 1871 года.
Дом отапливался двумя каминами в кабинетах,
голландскими печами в остальных помещениях и
для приготовления пищи не был приспособлен.
Кухней служил флигель, перемещенный с погреба
напротив восточного торца дома. На этой же линии
к северу был передвинут и расширен еще один
флигель. Вероятно, это была людская во времена
А.А. Толстой, а при Толстом в нем жил управляющий
имением А.С. Бирюкович, по свидетельству А. Фета.
После смерти поэта в него переселилась его вдова
С.А. Толстая. Этот флигель видел именитых гостей: А.
Фета, Вл. Соловьева, М. Ипполитова-Иванова и других.__
Фрагмент межевого плана имения графа А.К. Толстого и усадьбы Красный Рог. 1869 г. РГАДА, ф. 1354, оп. 590, к-35
Купальня на реке Рог в Красном Роге. Рисунок А.К. Толстого
Картина известного брянского художника Владимира Бурдина – «Красный Рог».
Карта России около 1700 г. На ней есть Красный Рог. Брянский край.