История развития архитектуры города Брянска
Архитектура Брянска.
На рубеже 17-18 вв. в Брянске активизируется церковное и монастырское строительство, что было связано с крупными денежными вкладами разбогатевших купцов и промышленников. По их заказам сооружаются четыре каменных храма: Спасо-Преображенский собор с шатровой колокольней (конец 17 века) и церковь Рождества Богородицы (1694-1698) в Спасо-Поликарпове монастыре, церковь Воскресения (1701-1703) в Заречной слободе, церковь Введения (1702-1705) в Петропавловском монастыре. На территории Брянской цитадели в самом начале 18 века прежний Покровский собор заменяется каменным двухэтажным бесстолпным пятиглавым храмом того же названия. В характерной для своего времени архитектуре храма переплелись традиции зодчества 17 веке и приемы "нарышкинского" барокко рубежа 17-18 вв.
В 1751 году каменная Горне-Никольская церковь заменила одноименный обветшавший деревянный храм, усилив выразительность ансамбля центра. В селе Бежичи, оставшемся вне городской черты, на валах старого городища в 1-й половине - середине 18 века была сооружена каменная Троицкая церковь - небольшой храм типа восьмерик на четверике, представляющий местную трактовку московского барокко. Во 2-й трети 18 века город сильно пострадал от огня: сгорели "все дома обывателей", Спасо-Гробовская церковь, Спасо-Поликарпов монастырь, церковь Афанасия и Кирилла в Новой слободе. Вместо сгоревшего храма в Новой слободе в 1755-69 гг. на пологом склоне холма над Десной поднялась каменная Тихвинская церковь (улица Верхняя Лубянка) типа восьмерик на четверике, выполненная в формах барокко. Вертикальная устремленность и нарядность форм и поныне эффектно выделяют ее среди окружающей застройки. Новая каменная Спасо-Гробовская церковь была сооружена на месте прежней деревянной в 1778 году.
Регулярный план, "высочайше" утвержденный в 1780 году, был построен на основе геометрической планировочной структуры. Три основных, самых крупных района города объединились ориентацией сети улиц, разделяющих городскую застройку на ряд различных по величине квадратных и прямоугольных кварталов. Прибрежная часть, включая Новую слободу, фактически повторила прежнюю планировочную структуру. Нововведения здесь выразились лишь в спрямлении улиц и более упорядоченном начертании кварталов. Центр города, где предполагалось расположить главные административные здания, был определен планом в районе набережной, под склонами Покровской горы, вносящей иррегулярный акцент в общую структуру. Проектировались три площади: Соборная в нижнем районе, главная - Красная (общественно-торговый центр города, застроенный зданиями магистрата, торговых учреждений и присутственных мест) и Сенная - на въезде в город с запада. Изрезанность территории речками в оврагах с покрытыми лесом склонами в значительной степени помогла сохранить прежнюю живописность пространственной организации города.
В 1783 году в Брянске по указанию императрицы Екатерины II было начато строительство литейного двора, который разместился на территории Арсенала у подножия Покровской горы, на прямоугольном участке, вытянутом вдоль Десны. Здесь были сооружены литейный дом с двумя печами, механическая мастерская, столярно-дужный и орудийный цеха, склады.
Пожар 1792 года вновь уничтожил центральную часть города, включая Спасо-Поликарпов монастырь. Привязка нового плана, произведенная с учетом сохранившихся зданий и комплексов, осуществлялась в 1802 и 1808 гг. В течение 19 века этот план был воплощен в жизнь почти полностью. В соответствии с ним главной магистралью, соединившей нагорную часть с прибрежной, стала Смоленская улица (в обиходе называвшаяся Рождественская гора, ныне улица Советская - бульвар Гагарина). На нее нанизаны три площади: Соборная (на прибрежной Большой Московской улице, бывшей Московской дороге, ныне улица Калинина), Красная (в центре верхнего плато, современная площадь К. Маркса) и Сенная (Ярмарочная, Щепная - на западной границе города, ныне территория стадиона "Динамо" и городского парка). Параллельная Большой Московской Петропавловско-Воскресенская улица (в нагорной части, ныне проспект Ленина) при пересечении с Трубчевской улицей (ныне Красноармейская) заканчивалась Хлебной площадью (ныне площадь Партизан), от которой шли дороги на Трубчевск и Карачев. Все площади имели квадратную форму.
С начала 19 века активизировалось каменное строительство. В 1802 году каменных домов в городе было около 30, а в 1851 году уже вдвое больше. Две усадьбы в стиле раннего классицизма на Большой Московской улице (улица Калинина, 88-92а и 93-95) и расположенный неподалеку жилой дом на улице Мясные ряды (улица Энергетическая, 7) характеризуют застройку прибрежной части города конца 18 - начала 19 века. Стоящее во дворе здание (улица Калинина, 93а) сохранило сводчатые перекрытия и остатки барочного декора (возможно, это один из древнейших домов Брянска). Примером застройки 1-й половины 19 века может служить одна из немногих сохранившихся городских усадеб (Красноармейская улица, 30), выполненная в стиле позднего классицизма. В это время значительно обогатился городской силуэт, возникли новые доминанты. В 1827-31 гг. на Сенной площади был сооружен бесстолпный купольный храм Рождества Богородицы - единственный в Брянске памятник культовой архитектуры в стиле позднего классицизма. Архитектура колоколен церквей Воскресения (1843) и Горне-Никольской (примерно того же времени) следовала тем же канонам классицизма. В этом же стиле выполнены здания госпиталя (улица Красноармейская, 1) и целый ряд жилых домов (Горького, 3; Калинина, 195; Репина, 9; Красноармейская, 29 и др.). Многие сооружения позднее изменили свой облик, сохранив от прежней архитектуры лишь характерное объемное построение. Некоторые из домов выполнены в смешанной каменно-деревянной технике, что типично для застройки Брянска этого времени.
2-я половина 19 века характеризуется высокими темпами экономического развития, ростом торговли и производства. Брянск становится центром металлообрабатывающей промышленности, в нем строятся также текстильные и канатные фабрики. Возникают промышленные пригороды - современные Володарский и Фокинский районы. Со строительством в 1868 году Орловско-Витебской железной дороги город включается в транспортную сеть России. По данным 1881 года, протяженность Брянска с севера на юг равна 4 верстам; в городе 81 квартал, 4 площади (три торговые, одна превращена в сквер), один монастырь, 13 церквей (одна в Зарецкой слободе). Ориентация улиц широтно-меридиональная; в основном они широкие и прямые, хотя по оврагам и косогорам много узких и извилистых дорегулярных улочек.
Во 2-й половине 19 - начала 20 веков все более значительную роль в застройке играют каменные здания. Расположенные в разных районах города, они близки по архитектуре, что вносит элемент единообразия в облик городской среды. Ориентация на классицистические традиции способствует их органичному включению в более раннюю застройку. Таковы большинство построек в районе современной Набережной площади, которая представляет собой расширение улицы Калинина, и на самой улице Калинина (жилые дома №№ 42, 99, 130, административное здание № 84, гимназия мужская № 86), на улице Горького (жилой дом № 3) и другие, где стилизованные формы классицизма иногда сочетаются с характерными для Брянска элементами народного зодчества. Часто встречаются также деревянные или сооруженные в смешанной технике постройки: низ кирпичный, верх деревянный (улица Гагарина, №№ 3, 6, 26; улица Красноармейская, 27; улица Репина, 9; улица Фокина, 14, 53 и другие), облик которых во многом близок народной архитектуре. В их убранстве обильно использована пропильная и накладная резьба. Жилые дома по улице Урицкого, 35 и улице Калинина, 83 - с магазинами в первом этаже - принадлежат к немногим зданиям, в фасадном декоре которых оригинально использованы мотивы барокко. Элементы этого стиля присутствуют и в архитектуре здания канатной фабрики (улица Крапивницкого, 17а), сооруженной купцами Гридниными на бывшей окраине города и представляющей собой образец небольшой промышленной постройки периода эклектики. Во 2-й половине 19 века рядом с Горне-Никольской церковью на склоне горы было возведено редкое для брянской архитектуры здание, выполненное в духе подражания средневековому (готическому) зодчеству, - дом Авраамова (улица Февральская, 6). В архитектуре купеческого подворья (улица Калинина, 111, на северной стороне Набережной площади) нет преобладания какого-либо стиля, это - типичный памятник эклектики.
Русский и так называемый кирпичный стили представлены в архитектуре Брянска немногими постройками, однако эти здания отличаются крупными объемами и монументальностью облика. Образцами кирпичного стиля являются административное здание по улице К. Маркса, 10, а также значительный памятник промышленной архитектуры - спиртозавод в одном из центральных кварталов города (улица Гагарина, 14). Типичны для этого направления корпуса торгового училища (улица Калинина, 221, 223) с подчеркнуто выделенными побелкой деталями декора на фоне красных стен. Корпуса училища вместе с соседними зданиями (жилой дом рубежа 18-19 вв. на улице Калинина, 219 и больница на улице Калинина, 177, выполненная в последней четверти 19 века в русском стиле) и расположенной выше по рельефу Тихвинской церковью (середина 18 века, улица Верхняя Лубянка) представляют один из немногих уцелевших фрагментов прежней городской застройки.
Сохранившиеся памятники русского стиля немногочисленны, но достаточно выразительны и самобытны. К ним относятся: канатная фабрика (улица Красноармейская, 61), сооруженная во 2-й половине 19 века на бывшей окраине города купцом Мартыновым; городская больница (улица Калинина, 177), возведенная в последней четверти 19 века; одно из крупнейших зданий города - женская гимназия, начала 20 века, занимающая важное место в застройке площади К. Маркса и одноименной улицы. В этом же стиле выполнена Спасо-Гробовская церковь (проспект Ленина, 98) - своеобразный по композиции шатровый храм без трапезной, заменивший в 1904 году прежнюю каменную постройку 1778 года.
Постройки в стиле модерн встречаются в Брянске относительно редко (исключение составляет Бежицкий район), чаще в эклектичное декоративное убранство зданий включаются отдельные элементы этого стиля (как, например, в жилом доме № 9 по улице Горького). К немногим памятникам подлинного модерна относятся особняк на улице Фокина, 73, отличающийся своеобразием объемной композиции и фасадного декора, и один из немногих сохранившихся в Брянске деревянных жилых домов (улица Ромашина, 20), возведенный, возможно, по типовому проекту.
К 1917 году в городе с населением 30 тысяч человек насчитывалось 100 каменных домов, 17 церквей, свыше 50 промышленных предприятий. Застройка состояла в основном из одно- и двухэтажных зданий усадебного типа. Более 40 каменных зданий располагались на набережной Десны - Московской улице (ныне улица Калинина), а остальные - на четырех перпендикулярных ей: Трубчевской (ныне Красноармейская), Комаровской, или Комарёвской (Фокина), Смоленской (Советская - бульвар Гагарина) и Авиловской (Горького), большей частью эти улицы были застроены купеческими жилыми домами, среди которых встречались отдельные общественные сооружения. Наиболее значительными из промышленных комплексов были Арсенал и спиртзавод, частную промышленность города представляли канатные фабрики купцов Мартынова и Гридниных.
В период с 1917 по 1941 годы Брянск значительно вырос, превратился в крупный промышленный центр. Изменилась и его объемно-пространственная структура. Уже в 1924 году началась реконструкция центральной части города. В проектировании наиболее значительных общественных и жилых зданий принимал участие архитектор А.З. Гринберг. По его проектам возведены здание поликлиники (бульвар Гагарина, 16, 1924-27 гг.) и первый в республике Дом Советов с залом на 2500 мест (проспект Ленина, 33, 1925-26 гг.). В 1927-28 гг. между улицами Фокина, Луначарского и К. Маркса был сооружен жилой комплекс из трех четырехэтажных корпусов секционной планировки (ул. Фокина, 18, 20, 22), а в 1930-31 гг. на угловом участке был возведен Дом связи (ул. К. Маркса, 9). Его объемная композиция сформирована тремя контрастно противопоставленными прямоугольными объемами, а главный фасад обращен к площади К. Маркса. Все эти здания, расположенные в центральной части Брянска и отличающиеся четкостью и ясностью объемнопланировочного решения, лаконизмом форм, типичными для конструктивизма, определили не только новый, более крупный масштаб, но и качественно новую художественную характеристику городской застройки. Многие памятники архитектуры конструктивизма 1920-30-х гг. сохранились почти в неизменном виде.
Начиная с 1929 года строительство осуществлялось в соответствии с генеральным планом Брянска, разработанным в московском институте "Гипрогор" под руководством известного советского архитектора В. Семенова. По данным 1940 года, жилых домов в городе 6900 (по сравнению с 1926 годом жилой фонд увеличился вдвое), население 100 тысяч человек.
В Великую Отечественную войну Брянск сильно пострадал, в период оккупации (с 1941 по 1943 год) многие здания были превращены в руины. В 1944 году город становится областным центром и специальным Постановлением Правительства от 1 ноября 1945 года включается в число 15 исторических городов, подлежащих восстановлению. Уже в 1946 году утвержден новый генеральный план Брянска (группа архитекторов во главе с В. Пашковым, участником разработки плана 1929 года). Это во многом определило общий подход к планировочной структуре, опирающийся на историческую преемственность развития города. Особое внимание было обращено на архитектурное решение одной из главных городских осей - бывшей Смоленской улице (Советская улица - бульвар Гагарина), с системой площадей на ней, и на соединение центра с приречной частью. В 1950-х гг. план подвергся корректировке, а в 1958 году был заново переработан (архитекторы В. Пашков и Ф.И. Янсон, "Гипрогор") в связи с быстрым ростом промышленного потенциала города, необходимостью расширения территории, а также с включением в 1956 году в его состав города Бежица (ныне Бежицкий район), сохранившего интересный градостроительный комплекс конца 19 - начала 20 века.
В настоящее время строительство Брянска с включенной в него Бежицей осуществляется по плану 1968 года (руководитель проекта - архитектор Ф.И. Янсон). Основное внимание в нем уделено благоустройству территории, оздоровлению городского пространства. Исходя из поставленных задач, многие промышленные предприятия выведены из центральной части города. Основная идея планировочной структуры - ориентация жилых районов города на пойму Десны, максимальное приближение их к зеленой зоне - в значительной степени осуществлена. Путем строительства жилых домов повышенной этажности (5, 9 и более этажей) увеличилась квартальная плотность населения, в то же время создана единая система озеленения, в которую кроме городских бульваров, парков и скверов вошли лесолуговые территории по берегам Десны и ее притоков. Почти в геометрическом центре Брянска оказалась старинная роща "Соловьи" с группами 300-летних дубов, название которой связывают с легендой о Соловье-разбойнике. Главной улицей города является проспект Ленина, а главный административный центр (площадь Ленина) сформировался на пересечении проспекта с бульваром Гагарина, который стал парадно-пешеходной улицей. Генпланом была намечена прокладка общегородской скоростной магистрали по оврагу Верхний Судок с выходом на Фокинский и Володарский районы.
В 1973 году в результате конкурса на проект детальной планировки центра города первая премия была присуждена проекту института "Брянскгражданпроект", который предусматривал реконструкцию центра с незначительным изменением его сложившейся структуры. В 1977 году институтом "Росреставрация" (архитектор И. Ульянова) разработан проект охранных зон и зон регулирования застройки для памятников истории и культуры Брянска. Проектом выявлены характерные для города особенности. К древнейшим улицам, сохранившим свою первоначальную трассировку, отнесены улицы Покровская гора и Февральская, огибавшая ранее крепость и спускавшаяся к "житному городу", и улицы в районе Верхней Лубянки. Расположенные на крутом береговом склоне, эти улицы остались в основе своей нерегулярными. Улица Калинина (бывшая Московская), объединяющая все части старого Брянска, еще по плану конца 18 века была лишь незначительно спрямлена, и фактически также является дорегулярной, играя важную роль в истории развития планировки города. Район между оврагами Верхний и Нижний Судок выделен как памятник градостроительства периода классицизма. Улица Красноармейская (бывшая Трубчевская) на участке между оврагами Подар и Нижний Судок также является памятником периода регулярного градостроительства. Проектом определены естественные природные зоны, повлиявшие на формирование панорамы города, которая складывалась на протяжении столетий и всегда отличалась особой выразительностью и многоярусностью композиции, образуемой наиболее важными доминантами.
Зона регулирования застройки установлена для главной улицы исторического Брянска — Большой Московской, которая представляет собой архитектурный комплекс главным образом 2-й половины 19 века с включением памятника промышленной архитектуры 18-20 вв. - завода "Арсенал" (ныне "Дормаш"). В эту зону включена также застройка прилегающих отрезков улиц Пионерской, Фокина, Горького и бульвар Гагарина.
Благодаря изрезанности береговой территории в пределах старого города сохранилась живописность прежней дорегулярной планировки. Улицы здесь следуют изгибам берега или расположены на склонах, наиболее крутые участки которых снабжены лестничными сходами. Сохранившаяся застройка - невысокая, усадебная, поэтому большую роль в панораме старой части города по-прежнему играют вертикали сохранившихся культовых зданий - церквей Воскресенской, Введенской и Спасо-Гробовской в районе проспекта Ленина; Покровской и Горне-Никольской в районе улиц Покровская гора и Февральская; Тихвинской в районе улиц Калинина. Монумент, сооруженный на кургане Бессмертия, завершил и поддержал с севера ряд исторических доминант. Поставленные вдоль бровки и на склонах крутого берега, они представляют в настоящее время как бы первый план расположенного за ними города.
Панорама старого Брянска особенно хорошо воспринимается с левого равнинного берега. Значительные искажения в силуэт верхнего яруса центра города внесли постройки 1970-х гг.: гостиница на месте Петропавловского монастыря и четырехэтажные дома на бровке коренного берега. Нижний ярус также потерял прежнюю выразительность в результате утраты в центральной части, у подножия Покровской горы, группы церквей (Успенской, Христорождественской, Смоленской), а также Спасо-Поликарпова монастыря. Закрепляя планировочную структуру эпохи классицизма, облик общегородского центра формирует четырех-, пятиэтажная застройка 1920-30-х, 1950-х гг. и последних лет. В архитектурно-художественном облике города и общей характеристике городского пространства значительное место занимают памятники и памятные знаки, увековечивающие прошлое Брянщины - центра партизанского края в годы Великой Отечественной войны.